Приватне життя і поліція - Римаренко Ю. І. - 14.2. Свобода доступа до інформації та її обмеження в інтересах національної безпеки

Законодательство, регулирующее свободу информации

Беларусь

Законодательная система Республики Беларусь не содержит единого законодательного акта, который бы полностью регулировал вопросы, касающиеся прав граждан на получение и распространение информации. Данные вопросы регулируются несколькими законодательными актами.

Согласно ст. 3 Закона "О прессе и других средствах массовой информации" от 13 января 1995 г., "граждане Республики Беларусь имеют право на свободный поиск, получение, использование и распространение информации при помощи СМИ, а также на свободное выражение своих мыслей и взглядов. Белорусское государство признает сеть СМИ как основу исполнения конституционных прав граждан Беларуси, включая свободу слова, информации, а также - как важный компонент национальной культуры. С этой целью государство принимает необходимые меры по экономической поддержке СМИ".

Ст. 32 вышеупомянутого закона предусматривает: "Граждане Республики Беларусь имеют право на получение через СМИ новой и достоверной информации в сфере политики, экономики и экологии, а также информации, касающейся деятельности государственных органов и общественных организаций".

Согласно ст. 19 Закона "Об информации" от 6 сентября 1995 г., "государственные органы, юридические и физические лица пользуются равными правами в сфере доступа к источникам информации. Единственное исключение составляют данные являющиеся секретными".

Венгрия

В Венгрии вопросы свободы доступа к информации и его ограничения в интересах государственной безопасности, регулирует Закон ЬХШ от 1992 г. о защите персональных данных и свободе информации, важной с точки зрения общественных интересов.

Принятию вышеуказанного Закона, предшествовал ряд важных шагов - изменение Гражданского кодекса Венгрии в 1979 г., согласно которому компьютерная обработка данных не может нарушать персональные интересы, и принятие в 1989 г. поправки к Конституции, включающей защиту персональных данных и свободу доступа к информации, а также несколько важных решений Конституционного суда.

Раздел IV Закона вводит институт Уполномоченного по защите данных и Реестр защиты данных. Однако Уполномоченный был назначен только через два года после принятия закона (30 июня 1995 г.).

Согласно ст. 1.1 Закона, его целью является "гарантия права каждого на доступ к информации, важной с точки зрения общественных интересов, за исключением случаев, предусмотренных законом". Информация, важная с точки зрения общественных интересов, - это "информация о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также информация об обществе, за исключением персональных данных".

Молдова

Конституция и Законы Молдовы гарантируют свободу слова и прессы, но кроме того определяют и ее границы. Правительство не ограничивает свободу электронных СМИ и прессы. СМИ имеют право представлять политические взгляды, основываясь на принципе плюрализма, а также свободно комментировать факты. Правительство Республики, а также муниципалитет некоторых городов являются владельцами газет, свою периодику публикуют также политические партии, общественные организации (включая профсоюзы). Общественность получает от СМИ полную информацию о работе правительства и государственных органов.

Право свободного доступа к информации предусмотрено в Законе "О печати" от 26 октября 1994 г. Закон трактует свободу прессы в Республике Молдова как фундаментальное право, защищаемое Конституцией. Государство должно обеспечить гражданам право на свободное высказывание своих взглядов и мнений, а также право на получение правдивой информации о внутренних процессах и о международном развитии. Данное право должно быть реализовано при помощи регулярных публикаций в периодике, через печатные органы, работающие в условиях политического плюрализма, при соблюдении действующих положений закона об авторских правах. Закон также запрещает любое вмешательство в деятельность издательств и печатных органов в сфере накопления и распространения информации. В то же время закон предусматривает возможность цензуры относительно информации, выпускаемой издательствами и печатными органами. В отношении свободного доступа к информации, закон "О печати" обязывает работников органов власти незамедлительно предоставлять материалы и информацию, требуемую издательствами и печатными органами, за исключением данных, содержащих государственную тайну. Согласно ст. 4 закона "О печати", такое исключение составляют следующие виды информации, включающие:

o материалы, дискредитирующие государство и личность, призывающие к агрессивной войне, национальной розни, провокации, а также национальной, расовой или религиозной дискриминации, пропагандирующие сепаратистские тенденции на данной территории, призывающие к насилию и любым другим нарушениям конституционного порядка;

o недостоверные материалы, посягающие на человеческую честь и достоинство, а также материалы, не посягающие на человеческую честь и достоинство, но являющиеся недостоверными, противозаконные материалы и материалы, не соответствующие принципам защиты прав человека, содержащимся в международных договорах;

o порнографию;

* информацию, касающуюся усыновления детей, без согласия усыновителей, а в случае их смерти - без согласия усыновленного, его/ее законного опекуна или опекунского совета.

С целью защиты профессиональной деятельности институций, обеспечивающих граждан информацией, закон гарантирует журналистам следующие права; свободный доступ и распространение информации, свободу аудио- и видеозаписи, право присутствовать на судебных процессах в качестве наблюдателя, право доступа на территорию, пострадавшую от стихийного бедствия, право присутствовать на массовых митингах, демонстрациях и других собраниях, право обращаться в различные органы с целью проверки достоверности материалов, подготовленных и распространенных ими.

Исходя из того, что закон "О печати" предусматривает равные права журналистов, зарубежные корреспонденты, аккредитованные в Республике Молдова, имеют те же права и обязанности, что и молдавские журналисты.

Кроме Закона "О печати", вопросы свободы информации регулируются Законом "О радио и телевидении", принятым парламентом 3 октября 1995 г. Согласно данному Закону, право на свободное высказывание своего мнения и взглядов, на распространение информации по радио и телевидению, а также на получение достоверной информации является конституционным гражданским правом, охраняемым законом. Закон предоставляет многочисленные права электронным масс-медиа, а также налагает на них обязанности. В комплексе права и обязанности устанавливают границы выполнения данными СМИ своей основной общественной функции - обеспечение граждан информацией.

Согласно этому Закону, лица, ответственные за программы частных теле-и радиостанций, обладают следующими правами: свободный выбор и свободный доступ к информации, необходимой для создания информационных и развлекательных программ, право производить аудио- и видеозапись, облегченный доступ к органам местного самоуправления, представителям предприятий и к государственным должностным лицам, а также право ознакомления со всеми необходимыми материалами и документами и обзора судебных процессов в судах всех инстанций.

В Молдове действуют несколько радиокомпаний, включая религиозную радиостанцию. Западноевропейские и американские издания недоступны обществу из-за высоких цен. Некоторые российские газеты приобретаются довольно ограниченным кругом лиц по причине больших расходов на распространение. Румынские и российские станции транслируют свои передачи в Молдове. Абоненты "Общественного телевидения" могут смотреть Cable News Network, NBC Super-Channel, Euro News и некоторые другие информационные и развлекательные программы.

Россия

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободного поиска, приобретения, передачи, перевода и распространения информации любым способом, предусмотренным законом (ст. 29).

Создание и распространение информации, а также приобретение информации журналистами (редакциями СМИ), регулируется следующими законами: "О средствах массовой информации", "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации o, "О некоммерческих организациях ", "Об общественных орга-низациях", "Об акционерных обществах" и некоторыми другими.

Вместе с тем, российское законодательство не включает нормативные акты, регулирующие механизм реализации прав личности на свободный поиск, приобретение и передачу информации (далее - право на информацию).

Некоторые аспекты использования информационных ресурсов отражены в Федеральном Законе "Об информации, информировании и защите информации". Этот Закон основательно регулирует отношения, которые возникают в результате накопления и использования информационных ресурсов, созданных при помощи информационных технологий, а также порядок защиты информации. Однако в нем отсутствует положение, которое должно было бы гарантировать гражданам право на информацию и содержало бы механизмы реализации данного права.

Румыния

Закон 16/1996 "О государственных архивах" в ст. 3 упоминает, что государственные архивы принадлежат Министерству внутренних дел Румынии. Граждане Румынии и иностранные граждане имеют право доступа к документам в течение 30 лет после их поступления в архив. Бели заявление на документ, включенный в архив, поступит ранее указанного срока, необходимо получить специальное разрешение. Приложение к Закону устанавливает временные лимиты рассекречивания документов, касающихся государственной безопасности, а также гражданских прав и свобод. Таким образом, медицинские документы доступны только по истечении 100 лет, персональные данные - после 75, документы, касающиеся личной жизни человека - через 40 лет после его смерти, документы, касающиеся национальной безопасности и независимости государства - после 100 лет, протоколы уголовных дел - после 90, документы, касающиеся внешней политики государства - после 50, документы, касающиеся частных предприятий - после 50 лет и т. д.

Словения

Свобода информации регулируется в Законе о СМИ (Официальные ведомости Республики Словения № 18-728/94). Закон регулирует различные направления развития общественной коммуникации, а также права и обязанности журналистов. Закон согласован с международными правовыми актами, которые обязалась соблюдать Словения (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод, а также Рекомендации Совета Европы). Закон определяет основную ответственность государства в сфере защиты безопасности, включая адекватные меры, а также благоприятствование развитию тех СМИ, которые совершенно необходимы для обеспечения граждан Словении нужной информацией, защиты и обере-гания национальной идентичности. Учитывая тот факт, что вышеупомянутые СМИ не занимаются деятельностью, направленной на извлечение прибыли, государство оказывает им необходимую помощь, в том числе финансовую. Деятельность таких СМИ основывается на следующих принципах: свобода информации, неприкосновенность и защита человеческого достоинства, свобода информационных потоков и открытость их для разных точек зрения. Вопросы свободы информации регулируются статьями 24 и 8 Закона.

Согласно ст. 24, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации и учреждения, предприятия и другие лица, исполняющие общественные функции (далее - источники информации) обязаны выполнять свою работу открыто, и, особенно, - обеспечивать общество достоверной, исчерпывающей и детальной информацией о своей деятельности.

Вышеуказанные органы и учреждения обязаны разрабатывать методы открытой работы, т.е. выбирают способы раскрытия информации и назначают лицо, ответственное за обеспечение открытости учреждения.

Закон гарантирует свободный доступ к информации для журналистов, но на определенных условиях. Так, доступ к информации может быть ограничен или запрещен, если интересующая информация, согласно соответствующим законам, содержит государственную, военную, должностную или торговую тайну, и если ее раскрытие и распространение может стать причиной нарушения privacy, раскрытия персональных данных или осложнит ведение судебного процесса. В таких ситуациях источник информации обязан, в ответ на каждый запрос журналиста, в письменной форме обосновать причины, по которым доступ к данной информации нежелателен.

Источник информации обязан обеспечить правдивые и исчерпывающие сведения. Журналисты не могут быть привлечены к уголовной и дисциплинарной ответственности за публикацию информации, отвечающей по содержанию той, которая была ими получена из источника информации.

Ст. 8 регулирует доступ к информации, которая должна быть обнародована без промедления. Согласно этой статье общественные СМИ обязаны по каждому требованию уполномоченного государственного органа или учреждения без промедления и бескорыстно объявить чрезвычайное сообщение, целью которого является противодействие и предупреисдение угрозы жизни и здоровья граждан, потенциального ущерба их материальному состоянию, угрозы безопасности государства, а также охрана национального и культурного наследия.

Украина

Основными законодательными актами в области свободы информации являются Закон Украины "Об информации", принятый в 1992 г., Закон Украины "О государственной тайне", принятый в 1994 г. и "Перечень сведений, составляющих государственную тайну", утвержденный в 1995 г. Государственным комитетом Украины по вопросам государственных секретов и технической защите информации.

Принятие Закона "Об информации" - безусловное достижение Украины. Этот Закон еще до принятия новой Конституции гарантировал право на информацию, определяя систему отношений и обязательств в этой области, принятую в демократическом государстве.

Ст. 10 Закона о гарантиях прав на информацию обязывает органы государственной власти всех уровней информировать о своей деятельности и принятых решениях, а ст. 21 определяет способы обнародования официальной информации, втом числе путем ее непосредственного предоставления заинтересованным лицам (устно, письменно или другим способом).

Следует отметить также распоряжение Президента Украины от 28 марта 1996 г. "Про меры по повышению информированности населения Украины об основных направлениях государственной политики". Согласно этому распоряжению, все структуры исполнительной власти (Кабинет Министров, Администрация Президента, министерства и иные центральные органы, областные, городские и районные государственные администрации) должны наладить систему постоянного информирования населения об актуальных вопросах внутренней и внешней политики государства. Для этого в распоряжении предлагается ввести ежемесячные Дни информирования, предусмотрев в них участие руководителей и иных ответственных работников органов исполнительной власти. Большая часть министерств и ведомств, местных администраций действительно устраивают регулярно брифинги через созданные в их структуре пресс-службы.

23 ноября 1995 г. Президентом было подписано еще одно важное для данной темы распоряжение: "О координации пресс-служб и информационно-аналитических подразделений органов государственной исполнительной власти", в котором фактически выстраивается вертикаль пресс-служб всех органов исполнительной власти. Обязанность координировать работу всех пресс-служб возложена на Пресс-службу Президента Украины, которой поручено обеспечить проведение ежемесячных брифингов для руководителей пресс-служб Кабмина, министерств и других центральных органов исполнительной власти. Все пресс-службы обязаны координировать с Пресс-службой Президента подготовку материалов, которые передаются в СМИ и "содержат оценки внешней и внутренней политики государства, которые могут иметь важный общественный резонанс", а также еженедельно информировать Пресс-службу Президента о мероприятиях, проводимых органами исполнительной власти и их должностными лицами совместно со СМИ.

Эти распоряжения, призванные, казалось бы, сделать официальную информацию более доступной, приводят на самом деле к ограничению свободы информации, к жесткому государственному регулированию ее получения.

Ст. 29 Закона запрещает ограничение на допуск к открытой информации, хотя предусматривает преимущественное право на получение информации лицами, которым информация нужна для выполнения своих профессиональных обязанностей, что с точки зрения ст. 45 о равных правах всех участников информационных отношений, представляется несколько сомнительным.

Перечень документов и информации, не подлежащей передаче для ознакомления, содержится в статье 37, это:

o информация, признанная в установленном порядке государственной тайной;

o конфиденциальная информация;

o информация об оперативной и следственной работе органов прокуратуры, МВД, СБУ, работе органов дознания и суда в тех случаях, когда ее разглашение может нанести ущерб оперативным действиям, расследованию или дознанию, нарушить право на справедливое и объективное рассмотрение дела судом, создать угрозу жизни или здоровью какого-либо лица;

* информация, касающаяся частной жизни граждан;

* внутриведомственная служебная корреспонденция, связанная с процессом принятия решений, которые еще не приняты;

* информация финансовых структур, подготовленная для контрольных служб;

* информация, которая не подлежит разглашению в соответствии с иными законодательными и нормативными актами.

Эстония

В Эстонии вопросы свободы доступа к правительственной информации регулирует Закон "О государственной тайне", принятый 8 июня 1994 г. В Эстонии действуют только опубликованные законы и законодательные акты; они вступают в силу с момента их публикации.

Специфические ограничения касаются информации, классифицированной, как государственная тайна. Не могут составлять государственную тайну:

* информация, касающаяся аварий, стихийных бедствий, катастроф, а также их последствий;

* информация, о состоянии окружающей среды, защиты здоровья, просвещения, культуры и демографических вопросов;

* информация о нарушениях прав человека;

* информация о случаях коррупции и статистики серьезных преступлений;

* информация о заработной плате, привилегиях и гарантиях, установленных для государственных органов, органов местного самоуправления, и их служащих.

Условия доступа и использования информации, содержащей государственную тайну, должны регулироваться правительством через внутриведомственный экспертный комитет.

Прием на работу, предполагающую доступ и использование информации, которая содержит государственную тайну, требует специального разрешения. Такое разрешение выдается эстонской полицией безопасности.

14.3. Обов'язок державної влади оприлюднювати інформацію
14.4. Обов'зок держави надавати певну інформацію за запитом
14.5. Роль омбудсмена у справах, що стосуються свободи доступа до інформації, що розсекречена
14.6. Інші характеристики законодавства, що регулюють доступ до інформації
14.7. Право особи на доступ до даних про себе
14.8. Засекречування інформації. Державна таємниця
14.9. Файли колишніх служб безпеки
14.10. Відповідальність за оприлюднення інформації, що пов'язана з національною безпекою
14.11. Прикінцеві нотатки
ПЕРЕДМОВА
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru