Венгрия
Уголовный кодекс устанавливает ответственность за разглашение государственной и служебной тайны. Это положение применяется к следующим нарушениям:
o разглашение государственной тайны (ст. 221);
* разглашение служебной тайны (ст. 222);
o неисполнение обязанности сообщить властям о случае разглашения государственной тайны (ст. 223).
Эти положения применяются не только к государственным должностным лицам, но также к журналистам и любым другим лицам. Разглашение государственной тайны считается правонарушением независимо от того, было ли оно совершено умышленно или неумышленно. В случае же со служебной тайной только умышленное разглашение считается правонарушением. Подготовка к разглашению наказуема только в случае с государственной тайной. Кроме того, шпионаж является отдельным типом правонарушений (ст. 147), по этой статье предусмотрено наказание от 2-х до 8-ми лет тюремного заключения.
Молдова
Уголовно-процессуальный кодекс, принятый 24 марта 1961 г., и неоднократно изменявшийся, предусматривает уголовную ответственность за разглашение государственной тайны. Согласно ст. 72 Кодекса, лицо, разгласившее информацию, содержащую государственную тайну, доверенную ему или приобретенную им в ходе выполнения своих обязанностей, подлежит тюремному заключению сроком от 2-х до 5-ти лет, если правонарушение не являлось частью шпионажа или государственной измены. В случае если разглашения государственной тайны привело к серьезным последствиям, срок тюремного заключения составляет от 5-ти до 8-ми лет.
Румыния
Закон № 51/1991 "о национальной безопасности" в ст. 12 предусматривает, что "разглашение тайны деятельности, относящейся к национальной безопасности, на основе права свободного доступа к информации и свободы слова должно быть запрещено". Это - радикальное ограничение доступа ко всей информации, а не только к имеющейся у служб безопасности.
Уголовный кодекс Румынии в ст. 169 (1) предусматривает, что государственные должностные лица, которые (за пределами своих официальных обязанностей) приобретают и разглашают "содержимое документов или информацию, содержащие государственную тайну, также как и иные документы и информацию..."подлежат наказанию в виде тюремного заключения сроком до 15 лет, если их действия могут угрожать безопасности государства. Ст. 169 (4) предусматривает тюремное заключение сроком до 7 лет за те же действия, совершенные любым другим лицом, включая журналистов. В таких случаях проводится должностное расследование. Это положение было установлено, чтобы предотвратить публикацию любой информации или документа, принадлежащих службам безопасности, что может создать угрозу национальной безопасности. Суду не предоставляется право знать, к чему относится содержимое секретных документов, и суд не должен показывать, что национальная безопасность действительно находилась под угрозой в результате разглашения такой информации или документа. Данная юридическая процедура предоставляет чрезмерную власть службам безопасности, которые - базируясь на простом утверждении - могут таким образом эффективно налагать суровые наказания за разглашение каких бы то ни было документов.
Статья 39с Закона о радио и телевидении предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 10 лет для любого лица, которое "разглашает секретную информацию или иной тип информации, что причиняет вред безопасности государства". Национальный совет радио и телевидения уведомляет прокуратуру и приостанавливает лицензию теле- или радиокомпании, разгласившей такую информацию, до тех пор, пока дело не будет разрешено в суде должным образом. До сих пор никто еще не был задержан по этой статье. В общем, законодательство не запрещает публикацию мнений, политическую поддержку или несекретную информацию. Однако очень широкое и неточное определение государственной тайны, соединяясь с опасностью быть обвиненным в "клевете на государство и нацию" (правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет), "клевете на государство или официальные символы" (то же наказание), или, еще интереснее, "оскорбление", "опорочивание репутации" или "надругательство над публичной властью", составляют вместе очень серьезные ограничения как свободы слова, так и права на доступ к государственной информации.
Украина
Ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена ст. 67 Уголовного кодекса и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 2-х до 5-ти лет, а если разглашение повлекло тяжелые последствия - то на срок от 5-ти до 8-ми лет. Эта статья может быть применена только к лицам, которым сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе или по работе. Законов, которые могут быть применены к лицам, не являющимся государственными служащими, нет.
Следует также отметить, что формулировка "разглашение сведений, наносящих ущерб государственной безопасности" включена в ст. 56 "Государственная измена" ист. 57 "Шпионаж".
Эстония
Эстонский Уголовный кодекс предусматривает ответственность государственных должностных и иных лиц, которым были доверены данные, содержащие государственные секреты или имевшие доступ к таким данным в связи с их обязанностями, и которые разгласили эти данные. Если разглашение не связано со шпионажем, но имело серьезные последствия. Кодекс предусматривает наказание в виде штрафа и тюремное заключение сроком до 3-х лет. Точное значение "серьезных последствий" в Кодексе не указано. Суд решает было ли конкретное разглашение данных, содержащих государственную тайну, имеющих такие последствия.
Шпионаж определен как собирание информации содержащей государственную или военную тайну для передачи ее иностранному государству или организации. Наказанием за шпионаж является тюремное заключение сроком до 10-ти лет.
Государственные должностные лица несут уголовную ответственность за разглашение информации, не содержащей государственную тайну, если такое разглашение является запрещенным благодаря возможности причинения значительного материального ущерба кому-либо или иных серьезных последствий. В этом случае санкция - штраф и тюремное заключение (в том числе с отсрочкой исполнения) до 2-х лет, наряду с лишением права заниматься определенного рода деятельностью.
Также в Эстонии действует закон о защите персональных данных, который разделяет такие данные на чувствительные и нечувствительные и регулирует сбор, обработку и разглашение персональных данных. Публичные должностные лица, нарушающие ограничения, предусмотренные законом, подлежат административному наказанию.
В Эстонии нет запретов на публикацию, высказывание мысли, пропаганду политических взглядов и разглашение информации, относящейся к национальной безопасности и обороне. Никто не может быть привлечен к ответственности исключительно за разглашение такой информации. Эстонское законодательство не предусматривает наказания за публикацию секретной информации ни для кого, кроме государственных должностных лиц.
ПЕРЕДМОВА
Лекція 1. Вступна
Цілі та завдання лекції
Співвідношення навчальної дисципліни "Проблеми теорії держави і права" (або "Проблеми теорії права") з наукою "Теорія держави і права" ("Теорія права")
Специфіка змісту навчальної дисципліни "Проблеми теорії держави і права" (або "Проблеми теорії права")
Основні ознаки (особливості) та функції наукової теорії
Світоглядні та загальнофілософські переконання суб'єктів пізнання, як один з найвирішальних факторів, що впливають на формування теоретичних уявлень конкретних суб'єктів
Значення підсвідомого та випадкового для наукового пошуку
Практичне значення загальнотеоретичного юридичного знання