Загальна психологія: Хрестоматія - Скрипченко О.В. - В. Е. Дружинин. Волевая регуляция поведения

В психологии проблема активности сознания рассматривается как проблема воли, произвольной деятельности. Решающее значение здесь имеет определение таких философских категорий, как "необходимость" и "свобода воли", а также выяснение их взаимоотношений. Эти вопросы являются весьма важными при решении многих проблем и затрагивают область права, государства, воспитания, обучения и др. Именно в волевом действии проявляются основные характеристики личности: самоконтроль, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др. Истинно высокая волевая направленность личности, повышенная требовательность к себе помогает легче переносить душевные невзгоды. Такие люди своим поведением благотворно влияют на окружающих. Даже в экстремальных ситуациях они остаются непоколебимо стойкими к любым аффектам; они бывают способны не только оказать посильную помощь себе, но и окружающим.

Воля - это, прежде всего, сознательная целенаправленная психическая активность, связанная с преодолением препятствий. Воля возникла и развилась в труде, в процессе воздействия человека на окружающую среду. Она не сразу приобрела те развитые формы, которые мы наблюдаем и изучаем у современного человека.

В процессе исторического развития человеческой личности воля выступает как вполне определившееся качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Вместе с тем воля, соединенная с интеллектом, выступает естественным тормозом, который сдерживает влечения. У человеческой воли не должно быть иной цели, кроме поддержки сознания.

В сложном волевом действии различают три основных этапа: осознание цепи, планирование действий и исполнение решения. Выбор и осознание целей зависят от мотивов поведения человека.

Нередко у человека возникает не одна, а несколько целей, определенных мотивами, не совместимыми друг с другом, обязательно требующими выбора одного из них. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, принято называть борьбой мотивов. В этой борьбе проявляется воля человека, ее сила и слабость. Волевые люди всесторонне обсуждают мотивы и довольно быстро приходят к формированию цели. Люди со слабой волей долго не могут принять решения, а приняв его, часто изменяют и даже отказываются от него.

Поиск решения требует определенных качеств личности: ответственности, самообладания, терпения, настойчивости, критичности, принципиальности и др. Воля и волевой акт теснейшим образом связаны с характером личности, хотя энергичный, волевой поступок может совершить в состоянии аффекта и безвольный человек. Поэтому сила воли больше познается не в отдельных поступках, а в стойкой и длительной активности личности. Решительность и воля часто дают слабому уму превосходство над умом более сильным, если тому не хватает воли. Потому говорят: "Мужество, сочетаемое с умом, помогает более, нежели один ум без мужества".

В преодолении препятствий воля проявляется в умении делать то и поступать так, как требует чувство долга. Оно предполагает высокую ответственность человека, способность его действовать во имя интересов своей страны, своего народа, людей, которые его окружают. Исполнением решения заканчивается волевой акт.

Воля проявляется в умении заставить себя сделать то, что признаешь нужным, подавить те желания и влечения, которые этому препятствуют. Таким образом, воля - это, прежде всего, власть над собой, управление своими действиями, регулирование своего поведения. Она проявляется также в преодолении внешних препятствий: трудностей в работе, разного рода помех, сопротивления других людей и др.

Воля тесно связана с разными сторонами психики, и особенно с чувствами. Волевые реакции развиваются из чувств и снова переходят в чувства.

Человеку свойственно искать поддержки, одобрения и благожелательного отношения к себе. Люди со слабой инициативой, вялым характером, с шаткими убеждениями, как правило, тяготеют к людям инициативным, с богатой одаренностью. В этом можно видеть явление, способствующее нормализации жизнедеятельности человека. Такой путь взаимного выбора, основанного на психологических контрастах, характеризуется тем, что спокойные и грустные ищут себе в друзья тех, кто бы их мог занять, отвлечь от мыслей и переживаний, рассеять грусть. Легко возбудимые хотят подружиться со спокойными, уравновешенными и веселыми.

Благополучие человека во многом зависит от тех, кто его окружает. Сочувствие и понимание другого не появится, пока человек не освободится от антипатии, а формирование положительных эмоций зависит от предпосылок, которые создают воля и самоанализ. Именно самоанализ, но не самокопание определяют нормализацию психических процессов и человеческих реакций, создавая душевный покой. Только через понимание собственной жизни и самоконтроль человек начинает понимать других. Результатом этого бывает избавление от ложных взглядов и предрассудков (проявления враждебности). Враждебность с ярко выраженным гневом является состоянием, а предрассудки проявлением враждебности как черты.

Перестройка жизни, овладение новой деятельностью всегда связаны с большими психологическими трудностями. Иногда человеку нелегко определить, какой мотив и какая деятельность являются у него ведущими, с какой сферой жизни связан его основной интерес. При этом следует оговориться, что при неполном осознании болезни и связанных с ней ограничений, широта мотивационной сферы может вызывать некритическое отношение к себе. С проблемой мотивов тесно связан и психический надлом личности под влиянием информации о внезапной неизлечимой болезни. В этом случае нередко происходит сужение сферы мотивов, возникает равнодушное отношение к тому, что прежде волновало. При этом нарушение волевого процесса проявляется в повышенной внушаемости, нерешительности, утрате умения владеть собой.

В патологии наблюдаются состояния выраженного в различной степени ослабления воли. Особенно большое значение имеет абулия, которая проявляется в прекращении всякой деятельности и утрате всех желаний. Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова - яркий пример абулической личности. При патологии человек перестает есть, становится неряшливым, неопрятным. Такое состояние именуют как "синдром Диогена" - по имени древнегреческого философа, отличавшегося крайней неприхотливостью в быту и устроившего себе жилище в глиняной бочке при храме.

Гипербулия характеризуется кажущимся повышением деятельности. При этом заболевании человек находится в состоянии чрезмерно повышенного, маниакального настроения, или, наоборот, в полной обездвиженности, автоматической подчиняемости. Следует отметить, что не только психические, но и многие другие соматические болезни оказывающие влияние на психику, проявляются в виде временной повышенной волевой активности.

Часто встречается гипобулия - понижение волевой активности. Начав что-либо делать, человек быстро прекращает работу, но не из-за усталости, а в связи с отсутствием желания продолжать свое занятие. Описывая свое состояние, больной оправдывается: "Вижу - надо делать, умом понимаю, но не в состоянии ни к чему притронуться". Гипобулия обычно сопровождает хронический алкоголизм.

Не составляет особой редкости явление парабулии, т.е. извращения волевой активности, что проявляется в довольно странных и даже нелепых поступках. При этом часто встречается извращение пищевого инстинкта у беременных женщин - они едят мел, яичную скорлупу, древесный уголь. Это явление исчезает само по себе после родов.

При многих соматических болезнях возможны судорожные припадки, которые требуют самого внимательного отношения к больному, вмешательства невропатолога или психиатра.

Расстройства воли (волевой регуляции поведения) простираются от полного ее уничтожения до непрерывного стремления к насильственным действиям, подозрительности. Болезненная подозрительность порождается не какими-то внешними конкретными обстоятельствами, а коренится в психике самой личности. Следует сказать и об импульсивных, часто плохо мотивируемых или совершенно не мотивируемых влечениях, овладевающих рассудком больного, подчиняющих все его поведение. Так, например, встречается клептомания - навязчивое стремление к воровству. Такой человек крадет вещи, не нужные ему, не представляющие для него никакой ценности. Известны и другие импульсивные влечения: пиромания - стремление к поджогу, дромомания- непреодолимое стремление к бродяжничеству, дипсомания - влечение к пьянству, копромания - стремление выражаться нецензурными словами и др.

В жизни различают людей с сильной и слабой волей. Для человека с сильной волей характерны целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, гибкость решений и действий. Для людей со слабой волей характерен низкий уровень этих волевых качеств, они легко внушаемы, подвержены чужим влияниям. В то же время они упрямы, немотивированно стремятся действовать наперекор другим.

Умение подчинять чувство разуму - необходимое условие сильной воли. Каждый человек заинтересован в ликвидации искусственных ситуаций, вызывающих избыточное нервное напряжение, раздражение, плохое настроение. Стремление и поддержание у себя и в окружающих положительного эмоционального состояния - это залог бодрости, счастья и работоспособного долголетия.

Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. - М.: Сфера, 2003. - С. 59-65.

В. К. Котырло. Основные понятия. воля как процесс, состояние, действие
В. К. Калин. Классификация волевых качеств
І. Д. Бех. Модель рефлексії як складника вольового процесу
Розділ III. Особистість у діяльності і спілкуванні
Діяльність та активність людини
К. А. Абульханова-Славская. Личность в процессе деятельности и общения
Личность как субъект деятельности
А. Г. Асмолов. Принципы деятельностного подхода - конкретно-научной методологии изучения человека в психологии
А. В. Петровский. Личность в психологии: парадигма субъективности
Особистість та міжособові стосунки
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru