Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - 1.5. Теория культурно-исторических типов

К этой теории относятся философско-социологические концепции, которые подчеркивают существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицают единство всемирно-исторического развития человечества [55].

Таблица 1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ

Религия

Время возникновения

Основатели

Распространение

Источники

Цель

Пути спасения

Социальные слои

Базовые ценности

Основное содержание

Индуизм

I тыс. до н. э.

Мифические персонажи

Индия

Веды,

Пураны,

Бхагавадгита

Упорядочение мира

Ритуальные и социальные действия

Жречество

Бескорыстное

исполнение

долга

Соблюдение кастовых правил, следование закону воздаяния (кармы)

Иудаизм

I тыс.

до н. э.

в Палестине

Моисей

Среди евреев (Израиль и США)

Талмуд, Тора

Соблюдение установленных законов

С помощью посредника

Жречество (духовенство)

Религиозная деятельность

Вера в богоизбранность Израиля и его народа

Зороастризм

Х-У1 вв. до н. э.

Зара-туштра

Средняя Азия, Иран

Авеста

Содействие победе Добра над Злом

Ритуальные и социальные действия

Аристократия

Победа Добра

Противопоставление Добра и Зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса

Конфуцианство

VI в. до н. э.

Конфуций

Китай

Трактат "Лунь юй"

Организация мира

Ритуальные и социальные действия

Аристократия

Политическая деятельность

Нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок

Буддизм

У1-У вв. до н. э. в Индии

Будда

(Гаутама)

Юго-Восточная и Центральная Азия

Элементы брахманизма и других религий

Самосовершенствование

Собственные

действия

Монашество

Аполитичность, неприятие мира

Учение о четырех истинах: есть страдание, его причины, состояние освобождения и путь к нему

Христианство

I в. н. э.

в Палестине

Христос

Европа, Америка, часть Африки и Австралии

Библия

Исправление мира

С помощью посредника

Ремесленники,

городские

сословия

Социальная деятельность и самосовершенствование

Вера в Иисуса Xриста как Богочеловека и Спасителя мира

Ислам

VII в. н. э.

в Аравии

Магомет

Ближний и Средний Восток

Коран

Улучшение мира

С помощью посредника

Торговое сословие, бедняки

Религиозно-

политическая

деятельность

Поклонение единому богу Аллаху и его пророку Магомету

Магия

Доисторическое время

Мифические персонажи

Архаические общества и деклассированные сословия

Мифы

Умножение производящих сил природы

Ритуально-

культовые

действия

Охотники, рыболовы, собиратели и ранние земледельцы; люмпен-пролетариат

Потребительская деятельность и продолжение жизни

Обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (мага, колдуна) воздействовать на людей и силы природы

Концепция Н. Данилевского

Один из первых вариантов теории культурно-исторических типов разработал Н. Данилевский, выделив тринадцать культурных типов (египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский, славянский, мексиканский и перуанский), каждый из которых объединяется близостью языка, сознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку [55]. При этом в разных культурных типах преобладает тот или иной вид деятельности: религиозная - в еврейской культуре, культурная - в греческой, политическая - в римской. Славянский тип культуры, по Н. Данилевскому, объединяет различные виды деятельности, будучи наиболее перспективным в грядущем руководстве всемирно-историческим процессом [41; 55].

Таким образом, в рамках славянофильства была сформулирована концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского, во многом предвосхитившая идеи О. Шпенглера [96]. В известном труде "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому" (1871) выдающийся русский социолог выделил тринадцать культурно-исторических типов (или локальных цивилизаций), которые различаются полнотой воплощения социальной деятельности (религиозной, культурной, политической, экономической) [96].

Н. Данилевский рассматривает цивилизацию как некоторый период (т. е. сравнительно короткое время), в течение которого народы, составляющие культурно-исторический тип, укрепив свое существование как самобытную политическую единицу, осуществляют социальную деятельность во всех направлениях, исходя из задатков, имеющихся в их духовной природе. Это "время растраты" всего накопленного за предыдущую историю.

Согласно одному из важных законов существования культурно-исторического типа, считает Н. Данилевский, заимствовать у других типов можно только находящееся "вне сферы народности", т. е. вне того главного, что определяет данную национальность (выводы и методы положительной науки, технические приемы усовершенствования искусств и промышленности). Народ, принявший чужие начала культурно-исторического типа, из самостоятельного исторического деятеля превращается в этнографический материал [96].

Концепция Н. Данилевского
Варианты теории культурно-исторических типов
Философия О. Шпенглера
Исследование истории А. Тойнби
Социология истории А. Вебера
Резюме
1.6. Теория этноса Л. Гумилева
Необходимые пояснения
Возникновение субэтносов
Рождение этносов (по Л. Гумилеву)
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru