Итак, социальные изменения, динамика жизни не сводятся к линейным процессам, а являются результатом сложного взаимопроникновения явлений [7]. Человеческая история как цельный саморазвивающийся процесс имеет отчетливо нелинейный характер.
Стилю мышления, характерному для нелинейности, присуща готовность к появлению нового. Чем больше масштабы нелинейности, тем глубже и значимее новшества, которых следует ожидать. Анализ общества, социальных процессов требует выработки методологии исследования закономерностей возникновения, развития, функционирования и гибели социальных систем разного уровня сложности, что невозможно без выхода за рамки линейности [7].
Любая природная система (как и любое социальное сообщество) может существовать лишь тогда, когда ее значимые параметры, изменяясь, тем не менее не выходят за определенные рамки. Применительно к социальному целому подобный подход нашел методологическое основание в кибернетике, а также в синергетике. Эти науки, исследующие общие закономерности разнородных системных образований, создают для социальной философии и социологии новые общенаучные основания для выявления специфики динамики социальных систем. Сюда прежде всего следует отнести выводы, указывающие на жизненную важность поддержания определенных параметров систем ее собственными внутренними механизмами [7].
Сохранение собственных параметров социальных систем - воспроизводственная проблема сообщества-субъекта. Его функции направлены на собственное воспроизводство, на сдерживание развития энтропийных процессов, на ослабление их негативных последствий.
Социальная энтропия, неизбежная в любой ячейке общества, ведет к увеличению дезорганизации, количества ошибок в воспроизводстве культуры, к разрушению социальных отношений, ослаблению воспроизводственного процесса, снижению его эффективности. Поэтому могут существовать только те социальные образования, которые в достаточной степени способны постоянно направлять свою энергию, свои творческие силы против энтропийных процессов, против их источников.
Столкновение социальной энтропии и социального активного конструктивного действия может, по мнению современных исследователей, рассматриваться как сердцевина жизнедеятельности общества, как центр его борьбы за собственное существование - от общества в целом до малой социальной группы [7].
Пороги в социальных системах
Переход через порог, который условно называют первым, чреват различными последствиями. После этого перехода дезорганизация может, по мнению исследователей, происходить быстрее и в больших масштабах, чем это позволяют исторически сложившиеся возможности саморазвития сообщества-субъекта [7]. В этом случае может необратимо увеличиться дезорганизация, т. е. произойти переход через порог, который можно назвать вторым, или порогом необратимости. Переход через второй порог может означать национальную катастрофу, банкротство, распад и т. д.
Существует третье состояние - раскол, застойное социокультурное противоречие, возникающее на грани порога необратимости, но тем не менее опирающееся на способность общества удержаться на краю катастрофы, постоянно находиться в чрезвычайной предкатастрофической ситуации [7].
Определение нелинейных параметров
Таким образом, если признается необходимость концентрации усилий общества на борьбе за свое сохранение и развитие, крайне важно [7]:
o определить диапазон значимых параметров существования общества;
o выявить характер траектории вероятного движения рассматриваемого параметра между его пороговыми значениями, множество предполагаемых вариантов этого движения, его скорость;
o оценить влияние изменений этого параметра на экономические, социальные, экологические, демографические, политические параметры и т.д.;
o сформировать конкретную стратегию жизнедеятельности общества с целью обеспечения его собственного воспроизводства на основе знаний своих жизненно важных параметров и характера их взаимосвязей.
Такой подход направлен на постоянное преодоление противоречия между внешней предопределенностью человеческого поведения и свободой воли. При этом значимые параметры можно выделить, анализируя массовые процессы (например, поведение горожан в большом городе).
Человечество веками несло в себе множество биологических и социальных параметров, которые оно научилось интуитивно, подсознательно воспроизводить. Однако существенное изменение и усложнение жизни общества, его динамизм, нелинейное усложнение его связей приводят, по мнению современных ученых, к тому, что сохранение этих жизненно важных параметров становится все менее возможным на чисто интуитивном уровне. Необходимо их познание [7].
Основываясь на тезисе о том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, можно попытаться выявить важнейшие параметры общества в целом. Система показателей определяет, в какой степени общество в состоянии следовать господствующему в нем нормативному представлению о ценности жизни. Оно может быть выражено таким соотношением:
где учтены:
o социально-экономические показатели - национальный доход (с1) в сопоставимых ценах, доля в нем расходов (не связанных с социальным воспроизводством общества), реконструируемая по доле в национальном доходе военных расходов (В), доля в личном доходе расходов на питание (Р), %; o демографические показатели - численность населения (Н); средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (О), лет; коэффициент смертности (С ), %.
Предложенный подход позволяет сопоставить сравнительную способность как разных стран, так и одной страны на различных этапах развития реально воплощать ценности жизни. Выбор показателей определяется их высокой значимостью для результата. Социально-экономические и демографические данные в этой формуле взаимосвязаны в одном интегральном показателе, характеризующем усредненно наиболее важный, с точки зрения каждой личности, уровень воплощения ценности жизни [7].
Условия развития
Общество может находиться в устойчивом состоянии в двух случаях [7]: а) если оно способно своей воспроизводственной деятельностью удерживать социальные отношения, культуру в относительно неизменном состоянии; б) если оно способно в процессе интенсивного воспроизводства так изменять и совершенствовать жизненно важные параметры, что они повышают организованность, эффективность воспроизводства, способность противостоять энтропийным процессам.
Прототипом первого варианта является традиционное общество, где господствует статичное воспроизводство, основанное на некотором статичном нравственном идеале. В основе второго варианта моделей лежит либерально-демократическое общество, где высшей ценностью являются неуклонное развитие, повышение эффективности воспроизводства, прогресс. Между этими вариантами находится наиболее опасное множество состояний промежуточного характера, чреватых бесчисленными застойными противоречиями (например, между усилением стремления к потреблению и отставанием потребности в соответствующем производстве, разрушением старых параметров и неспособностью создавать новые и т. д.). Для такого общества может быть характерен раскол. Тем не менее переход от первого типа зависимости ко второму является необходимым условием развития [7].
Значение социальных циклов
Анализ важнейших показателей общества позволяет сделать вывод, что они испытывают колебательные движения. Во многих случаях можно говорить о циклической динамике общества. Она выросла на исторической основе природных циклов - смены времени суток, фаз луны, времен года и т. д. Можно указать и на циклы космического характера, охватывающие 3, 12, 48, 96, 192 года и более.
Развитие общества, его усложнение, увеличение масштабов приводят к тому, что в нем разворачиваются всеохватывающие циклы на собственной основе. Это не только экономические циклы, не только политические повороты, но и циклы культурные, основанные на колебании важнейших показателей1 [7].
Значение циклов состоит в том, что на них общество как бы прощупывает крайние варианты возможностей своего существования, испытывая на прочность важнейшие параметры собственной воспроизводственной деятельности. Посредством циклов оно освобождается от наиболее слабых новшеств и элементов, а также от устаревших структур. Сложность понимания циклов заключается в том, что они возникают как органические, вырастающие из самой основы социокультурного развития общества. Однако в определенный момент циклы могут, по мнению современных исследователей, приобрести неорганический, даже патологический, характер.
Неизменные циклы способны начать разрушать общество, в котором появились новые жизненно важные параметры, источники прогрессивных форм развития. Это происходит тогда, когда общество по тем или иным причинам оказывается неспособным привести исторически сложившиеся циклы в соответствие с другими изменениями (или наоборот, изменения в соответствие с циклами). Опасности можно избежать лишь в том случае, если воспроизводственные возможности общества дорастут до способности преодолевать значимые силы исторической инерции. В различных культурах по-разному, но тем не менее всегда вызревает способность превращать эти циклы в предмет познания [7].
Резюме
По мнению современных исследователей, в настоящее время происходит глобальная смена социальных порядков, типов культур или суперсистем (по определению П. Сорокина), смысл которой состоит прежде всего в переоценке ценностей, в замене ведущей ценности настоящего времени ведущей ценностью грядущего. При этом пути общественного развития предполагают их многовариантность, основывающуюся на многомерности современного мира. В этой связи выдвигаются новые подходы к пониманию социальной истории и ее возможных путей развития, что и будет рассмотрено далее. Но перед тем вкратце рассмотрим исключительно важную проблему для всех теорий социального развития - утопизм.
Социологическая история утопии
С. Франк о "Ереси утопизма"
Раздел 3. Системно-циклический подход к пониманию социальной истории
Введение
3.1. Психология истории
Определение общепсихологических понятий
Два основных психических образования
Психические процессы
Проблемы психологической классификации