Всегда и везде управление сводится к тому, что определенным людям доверяют выполнение какого-либо дела [114]. А для этого необходимо знать, что нужно делать и кто должен выполнять конкретную работу. Найти нужных людей невозможно, не зная их прошлого опыта, поскольку благодаря именно ему можно увидеть настоящее и предвидеть будущее поведение.
Опыт дает людям определенную культуру. В этом смысле термин "культура" голландский исследователь Г. Хофстеде определяет как "программирование коллективного менталитета, который отличает членов одной категории людей от других"1. "Категорией людей" может быть нация, региональная или этническая группа, мужчины или женщины (половой признак), пожилые и молодежь (возрастные группы), социальный класс, специальность или занятия (профессиональные группы), разновидность бизнеса, форма организации, а то и просто семья [114].
Составляющие культуры
Культура состоит из многих элементов, которые подразделяются на четыре основные группы - символы, герои, ритуалы и ценности [114].
Символы - это слова, предметы и жесты, имеющие сугубо конвенциональное значение. На уровне национальной культуры к символам относится весь речевой простор, а также специфическая группа понятий из истории этноса и его традиционной эмблематики. На уровне ассоциативного контекста к символам можно отнести аббревиатуры, жаргон, устоявшиеся выражения, манеру одеваться и знаки принадлежности к определенному кругу, что и позволяет распознавать друг друга лишь членам той или иной социальной группы.
Герои - это реальные или вымышленные люди, живые или мертвые, которые являются образцом для подражания в той или иной культуре. Поведение членов социальной группы как бы сравнивается с героическим образцом, что в значительной степени определяет процессы отбора и социального продвижения членов определенной группы или организации.
Ритуалы - это коллективные действия, которые не имеют технического значения, однако в той или иной культуре соответствуют определенным социальным потребностям. На уровне социальных организаций они охватывают не только установленные праздники, но и много других формальных и очевидных рациональных акций (собрания, обмен деловыми письмами, разработка планов, подведение итогов и т. д.) наравне с неформальными обстоятельствами, сопровождающими каждую формальную деятельность (кто может опоздать на то или иное собрание, кто и при каких обстоятельствах говорит первым и т. п.).
Ценности - наиболее глубокий уровень культуры. Он включает в себя недостаточно четкие, часто неосознаваемые, но весьма прочные представления о том, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истинное и ложное, справедливое и несправедливое. Эти представления разделяет большинство членов той или иной культуры, особенно те из них, кто занимает в ней высокое положение [114].
В целом различия национальных культур состоят прежде всего в различиях между основными ценностями, тогда как подсистемы национальной культуры - духовная, производственная и организационная - проявляются чаще более поверхностно - через символы, героев и ритуалы.
Различия национальных культур
Национальность (так же как пол, способности, другие врожденные индивидуально-психологические особенности) является атрибутом, который не зависит от желания человека [114]. Каждый рождается в определенной семье, в определенном народе, в определенный исторический период и с момента появления на свет испытывает влияние культуры этого народа. Так, выбор профессии обычно зависит от индивидуально-психологических особенностей человека (а также от социальной среды и семьи), что определяет выбор образования, в процессе получения которого человек осваивает ценности и поведение соответствующего социально-профессионального окружения. Когда человек начинает трудиться, он уже имеет прочно укоренившиеся ценности, однако полностью социально ориентированным он становится в период практической трудовой деятельности в новой социальной среде (на конкретном предприятии, в организации, учреждении) [114].
Результаты многих исследовательских проектов для сравнения национальных культур в области социального управления (на основе массовых опросов работников предприятий, организаций и учреждений различных стран Европы) позволяют выделить четыре основных параметра [114]:
o дистанция власти, или уровень неравенства между людьми, который воспринимается населением страны как нормальный;
o индивидуализм, или уровень того, насколько представители конкретной страны научены действовать как самостоятельные личности, а не как члены коллектива, т. е. уровень разрыва между коллективизмом и индивидуализмом;
o "мужской показатель", или приоритетность "мужских" ценностей (агрессивность, успех, состязательность) над "женскими" ценностями (качество жизни, искренность взаимоотношений, преданность, солидарность), т. е. вниз по шкале от нежности до суровости;
o отказ от риска, т. е. отдается предпочтение более или менее обеспеченным ситуациям (от закрытых до открытых) - от относительно гибких до излишне жестких.
Исследования, проведенные Г. Хофстеде, показали, что европейские страны существенно различаются по указанным параметрам. Так, дистанция власти оказалась слишком большой в Бельгии, Франции и Португалии; коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции; Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия преимущественно "мужские", тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды очень "женские"; Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, тогда как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом [114].
Указанные особенности влияют на менеджмент в этих странах. Большая дистанция власти содействует централизации, тогда как незначительные разрывы между уровнями власти выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует коллективным усилиям и семейным предприятиям, тогда как индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. "Мужской" показатель содействует состязательности и элитаризму, тогда как женственность стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению.
Проектирование организационной культуры
Основы управления этносом
Категории этноса
Уровень организации этноса
Модель управления этносом
Использование модели управления этносом
Резюме
4.6. Этапы социального управления
Система управления трудовой деятельностью