Содержание учебных планов подготовки специалистов по управлению человеческими ресурсами должно носить, на наш взгляд, "блочный" характер, который предполагает сведение смежных дисциплин в определенные блоки [22]. Например, в блок общенаучных дисциплин входят гуманитарные и общественные науки, информатика и вычислительная техника, иностранные языки и риторика, религиоведение и культурология, организация делопроизводства и др. Блок экономических дисциплин включает в себя макро- и микроэкономику, планирование и прогнозирование, финансы и бухгалтерский учет, организацию и оплату труда, основы предпринимательства и др. Блок социально-психологических дисциплин объединяет социологию и психологию управления, профессиональную ориентацию, социальную психологию организаций, психодиагностику и т. д. Управленческий блок предполагает изучение теории организации и управления, основ административного и функционального менеджмента, методологии управления человеческими ресурсами, практики кадрового менеджмента и др. Правовой блок охватывает различные юридические дисциплины: хозяйственное и трудовое право, право социального обеспечения, основы государственного строительства и т. д. При этом каждый блок дисциплин корректируется в зависимости от специализации обучающегося и его образовательного уровня. Примерная схема "блочного" обучения показана на рис. 9.5 [22].
Рис. 9.5. "Блочный" состав дисциплин в учебном плане подготовки менеджеров человеческих ресурсов
Опыт подготовки менеджеров человеческих ресурсов
Опыт подготовки менеджеров человеческих ресурсов накапливает Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП, г. Киев), которая с 1989 г. осуществляет подготовку и переподготовку дипломированных специалистов в области социального управления, управления трудовыми ресурсами, образованием, профессиональной ориентацией, социальным развитием, персоналом и др. Система управленческой подготовки в МАУП многоуровневая, включающая в себя на правах структурных подразделений:
o лицей (обеспечивает довузовскую подготовку учащихся выпускных классов средних общеобразовательных школ);
o колледж (готовит и выпускает младших специалистов, менеджеров низового звена управления человеческими ресурсами);
o бакалаврат (готовит бакалавров управления по различным направлениям менеджмента человеческих ресурсов);
o магистратура (обеспечивает подготовку магистров управления по соответствующей специализации);
o докторантура (готовит научно-педагогические и высшие управленческие кадры с присвоением степени доктора философии в соответствующей области управления человеческими ресурсами).
Организация подготовки менеджеров человеческих ресурсов в МАУП приведена в табл. 9.2.
Таблица 9.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В МАУП
Специальность (специализация) | Учебное подразделение | |||
1. Политология и социальное управление | ДОКТОРАНТУРА | |||
2. Административный менеджмент | МАГИСТРАТУРА | |||
3. Управление профессиональной ориентацией | ||||
4. Управление образованием | БАКАЛАВ- РАТ | |||
5. Управление трудовыми ресурсами | ||||
6. Управление персоналом | ||||
7. Трудовое право и право социального обеспечения | КОЛЛЕДЖ | |||
8. Социальная работа | ||||
9. Организация делопроизводства | ||||
Профессиональное назначение | Менеджеры низового звена управления | Менеджеры среднего звена управления | Менеджеры высшего звена управления | Научно-педагогические работники и высшие управляющие |
Уровень квалификации | Диплом младшего специалиста | Диплом бакалавра управления | Диплом магистра управления | Диплом доктора философии в области управления |
Срок обучения, лет | 2 | 2 | 2 | 2 |
Резюме
1 . Система менеджмента человеческих ресурсов, предусматривающая управление различными аспектами реализации кадровой политики, требует создания и соответствующей системы подготовки менеджеров человеческих ресурсов, объединяющей конкретные специальности и специализации высшего и последипломного образования, а также различные квалификационные уровни. Такое обучение специалистов представляет собой многоуровневую систему непрерывного образования, охватывающую профессиональную подготовку, переподготовку и постоянное повышение квалификации кадров в этом виде управленческой деятельности.
2. Содержание подготовки специалистов в области управления человеческими ресурсами должно предусматривать изучение различных блоков дисциплин, к основным из них относятся общенаучные, экономические, социально-психологические, управленческие и юридические дисциплины. "Блочная" структура обучения позволяет выделить как общее в подготовке различных управляющих человеческими ресурсами, так и специфическое, свойственное только для какого-либо конкретного вида профессиональной деятельности в рассматриваемой области социального управления.
3. Многоуровневость системы подготовки менеджеров обеспечивает, с одной стороны, непрерывность профессионального образования и служебного продвижения управленцев, с другой - своевременное и качественное кадровое обеспечение различных уровней управления человеческими ресурсами.
Резюме
Раздел 10. Основы кадровой политики
10.1. Классификация кадров
Кадры управления
Основные признаки классификации кадров
Резюме
10.2. Воспроизводство кадров
Фаза производства (формирования и возмещения) рабочей силы
Фаза распределения и перераспределения рабочей силы