Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Содержание подготовки

Содержание учебных планов подготовки специалистов по управлению человеческими ресурсами должно носить, на наш взгляд, "блочный" характер, который предполагает сведение смежных дисциплин в определенные блоки [22]. Например, в блок общенаучных дисциплин входят гуманитарные и общественные науки, информатика и вычислительная техника, иностранные языки и риторика, религиоведение и культурология, организация делопроизводства и др. Блок экономических дисциплин включает в себя макро- и микроэкономику, планирование и прогнозирование, финансы и бухгалтерский учет, организацию и оплату труда, основы предпринимательства и др. Блок социально-психологических дисциплин объединяет социологию и психологию управления, профессиональную ориентацию, социальную психологию организаций, психодиагностику и т. д. Управленческий блок предполагает изучение теории организации и управления, основ административного и функционального менеджмента, методологии управления человеческими ресурсами, практики кадрового менеджмента и др. Правовой блок охватывает различные юридические дисциплины: хозяйственное и трудовое право, право социального обеспечения, основы государственного строительства и т. д. При этом каждый блок дисциплин корректируется в зависимости от специализации обучающегося и его образовательного уровня. Примерная схема "блочного" обучения показана на рис. 9.5 [22].

Рис. 9.5. "Блочный" состав дисциплин в учебном плане подготовки менеджеров человеческих ресурсов

Опыт подготовки менеджеров человеческих ресурсов

Опыт подготовки менеджеров человеческих ресурсов накапливает Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП, г. Киев), которая с 1989 г. осуществляет подготовку и переподготовку дипломированных специалистов в области социального управления, управления трудовыми ресурсами, образованием, профессиональной ориентацией, социальным развитием, персоналом и др. Система управленческой подготовки в МАУП многоуровневая, включающая в себя на правах структурных подразделений:

o лицей (обеспечивает довузовскую подготовку учащихся выпускных классов средних общеобразовательных школ);

o колледж (готовит и выпускает младших специалистов, менеджеров низового звена управления человеческими ресурсами);

o бакалаврат (готовит бакалавров управления по различным направлениям менеджмента человеческих ресурсов);

o магистратура (обеспечивает подготовку магистров управления по соответствующей специализации);

o докторантура (готовит научно-педагогические и высшие управленческие кадры с присвоением степени доктора философии в соответствующей области управления человеческими ресурсами).

Организация подготовки менеджеров человеческих ресурсов в МАУП приведена в табл. 9.2.

Таблица 9.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В МАУП

Специальность (специализация)

Учебное подразделение

1. Политология и социальное управление

ДОКТОРАНТУРА

2. Административный менеджмент

МАГИСТРАТУРА

3. Управление профессиональной ориентацией

4. Управление образованием

БАКАЛАВ-

РАТ

5. Управление трудовыми ресурсами

6. Управление персоналом

7. Трудовое право и право социального обеспечения

КОЛЛЕДЖ

8. Социальная работа

9. Организация

делопроизводства

Профессиональное назначение

Менеджеры низового звена управления

Менеджеры среднего звена управления

Менеджеры высшего звена управления

Научно-педагогические работники

и высшие управляющие

Уровень квалификации

Диплом младшего специалиста

Диплом бакалавра управления

Диплом магистра управления

Диплом доктора философии в области управления

Срок обучения, лет

2

2

2

2

Резюме

1 . Система менеджмента человеческих ресурсов, предусматривающая управление различными аспектами реализации кадровой политики, требует создания и соответствующей системы подготовки менеджеров человеческих ресурсов, объединяющей конкретные специальности и специализации высшего и последипломного образования, а также различные квалификационные уровни. Такое обучение специалистов представляет собой многоуровневую систему непрерывного образования, охватывающую профессиональную подготовку, переподготовку и постоянное повышение квалификации кадров в этом виде управленческой деятельности.

2. Содержание подготовки специалистов в области управления человеческими ресурсами должно предусматривать изучение различных блоков дисциплин, к основным из них относятся общенаучные, экономические, социально-психологические, управленческие и юридические дисциплины. "Блочная" структура обучения позволяет выделить как общее в подготовке различных управляющих человеческими ресурсами, так и специфическое, свойственное только для какого-либо конкретного вида профессиональной деятельности в рассматриваемой области социального управления.

3. Многоуровневость системы подготовки менеджеров обеспечивает, с одной стороны, непрерывность профессионального образования и служебного продвижения управленцев, с другой - своевременное и качественное кадровое обеспечение различных уровней управления человеческими ресурсами.

Опыт подготовки менеджеров человеческих ресурсов
Резюме
Раздел 10. Основы кадровой политики
10.1. Классификация кадров
Кадры управления
Основные признаки классификации кадров
Резюме
10.2. Воспроизводство кадров
Фаза производства (формирования и возмещения) рабочей силы
Фаза распределения и перераспределения рабочей силы
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru