Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Государственная политика в области образования

Образование - это основа духовного, социального и экономического развития общества и государства [9]. Под образованием понимают процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенного образовательного уровня (образовательного ценза).

Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и высшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких нравственных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, обеспечение общественного производства и социально-культурной сферы квалифицированными работниками, специалистами [9].

Образование должно основываться на началах гуманизма, демократии, национального самосознания, уважения между нациями и народами; система образования представляет собой особый социальный институт, являющийся интегрирующей общественной силой. В этой связи образование - приоритетная сфера социально-экономического и культурного развития общества, ведущее направление современной кадровой политики.

Система образования - это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений.

Получение образования предполагает достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых прав человека [9].

Государственная политика в области образования

Организационной основой государственной политики в области образования является законодательство государств, основывающееся на конституции и иных законодательных актах об образовании. Основная задача законодательства государств об образовании - регулирование общественных отношений в области воспитания, обучения, профессиональной и научной подготовки. Кроме того, задачами законодательства государств в области образования являются [9]:

o разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней;

o обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;

o создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования;

o определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в этой сфере.

К основным принципам государственной политики в области образования относятся следующие:

o гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

o защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций, а также обеспечение единства общемирового культурного и образовательного пространства;

o общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

o светский характер образования в государственных образовательных учреждениях, свобода и плюрализм в образовании;

o демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений;

o независимость государственной системы образования от политических партий, других общественных и религиозных организаций;

o интеграция с наукой и производством, взаимосвязь с образовательными системами других стран;

o гибкость и прогностичность системы образования, единство и преемственность, непрерывность и многообразие образования.

Государственная политика в области образования определяется высшей законодательной властью государства в соответствии с его конституцией и осуществляется органами государственного и общественного управления [9].

Органы государственного управления образованием
Структура и содержание системы образования
Системы образования стран мира
Резюме
12.3. Управление профессиональной ориентацией
Профессиональная ориентация как система
Управление системой профориентационной работы
Резюме
12.4. Управление занятостью
Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru