Профессиональная ориентация может достичь эффективных результатов, если будет образована в единую, устойчивую и динамичную систему. В значительной степени этому способствует определение этапов, аспектов, функций, методов, механизма управления, а также основных целей и направлений данной управленческой деятельности.
Работа по профессиональной ориентации осуществляется в двух главных направлениях: формирование у молодежи личностных ориентаций и интересов с учетом потребностей общественного производства; приведение в соответствие личностных ориентаций молодежи с возможностями их социальной реализации. Отсюда цель системы профориентации - найти оптимальное сочетание личностных ориентаций и общественных потребностей.
Управление системой профориентационной работы принято рассматривать в трех основных аспектах [11]:
o социально-экономическом - предполагает процесс усвоения определенной системы знаний, норм, навыков и умений, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность, что способствует улучшению качественного состава человеческих ресурсов и повышению удовлетворенности трудом;
o психолого-педагогическом - предусматривает выявление и формирование интересов, склонностей и способностей индивидуумов, а также помощь им в выборе профессии, наиболее соответствующей индивидуально-психологическим особенностям личности;
o медико-биологическом - предполагает реализацию требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам человека, необходимым для выполнения определенной профессиональной деятельности. При этом успешность проведения профориентационной работы на любом уровне зависит от того, насколько комплексным и системным является подход к управлению данными процессами.
Для решения задач, стоящих перед системой профессиональной ориентации, необходимо отработать взаимодействие различных органов и подразделений, наладить механизм управления профориентационной работой. В состав действующего механизма управления профессиональной ориентацией входят:
o кабинеты и лаборатории профориентации общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, органов образования;
o отраслевые кабинеты профориентации и лаборатории профотбора предприятий и организаций;
o территориальные центры профессиональной ориентации и центры организации профессионального обучения государственной службы занятости, оказывающие услуги профориентационного характера в основном взрослому населению;
o общегосударственные органы управления (министерства труда, образования, молодежи, их региональные подразделения) и местные органы власти, ежегодно разрабатывающие координационные мероприятия по профессиональной ориентации, осуществляющие контроль за деятельностью профориентационных подразделений независимо от их ведомственной подчиненности.
Основными методами управления профессиональной ориентацией являются [11]:
o программно-целевой (определение основных целей профориентации, разработка программы их достижения, создание соответствующего механизма управления по реализации программы);
o прогнозирование (учет современных и перспективных требований к различным профессиям, тенденции научно-технического и социального развития, а также прогноз кадровой политики на перспективу в целом);
o моделирование (построение моделей управления системой профессиональной ориентации на предприятии, в организации, отрасли, регионе, стране);
o организационно-распорядительные (подготовка и организация выполнения соответствующих документов - приказов, распоряжений, положений, уставов, регламентирующих порядок функционирования системы профориентационной работы, контроль за их выполнением);
o социально-экономические (создание соответствующих условий для функционирования системы профессиональной ориентации, стимулов для неуклонного развития, повышения социально-экономической эффективности и др.).
Основной экономической функцией управления профориентацией является экономия труда и рациональное использование человеческих ресурсов [76]. Ее важнейшая организационная задача - обеспечить высокий уровень организации труда методами профподбора и адаптации кадров. Правовая функция состоит в реализации конституционных прав граждан в области образования, труда, здравоохранения, социального обеспечения и т. п. Социальная задача управления профориентацией - регулировать взаимодействие общественных потребностей в труде, профессиях, а также побудительных мотивов к выбору рода деятельности, личных интересов и индивидуальных особенностей, характеризующихся прежде всего критериями профессиональной пригодности [47; 76].
Управление профессиональной ориентацией - это планомерная деятельность государства и общественных органов по созданию экономических, социально-психологических, организационных, правовых и других необходимых условий, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на труд, выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей, способствующих рациональному формированию профессиональных интересов, осознанному выбору профессии [76]. Таким образом, управление профессиональной ориентацией есть необходимая форма повышения эффективности управления человеческими ресурсами.
Резюме
1. Смысл профориентации состоит в том, чтобы помочь обучающимся и трудоустраивающимся выбрать профессию, которая в наибольшей степени отвечает как потребностям производства, так и их способностям, психофизиологическим особенностям. Она должна содействовать своевременному и сознательному выбору молодыми людьми профессии, учебного заведения, места работы, их рациональному трудоустройству, быстрейшей профессиональной и производственной адаптации и в конечном итоге эффективному формированию, распределению и использованию человеческих ресурсов. Профессиональная ориентация становится ныне важнейшей функцией государственного управления [76].
2. Профессиональная ориентация реализуется в формах профинформации, профконсультации, профподбора (профотбора) и профадаптации. Управление профессиональной ориентацией является необходимой формой повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов и реализуется в процессе планомерной деятельности государства и общественных органов по созданию необходимых условий, обеспечивающих реализацию прав граждан на выбор профессии. Особая роль в улучшении профориентационной работы отводится ее координации, т. е. обеспечению планомерности и согласованности развития общегосударственной системы профориентации, активному взаимодействию всех ее звеньев с целью достижения оптимального социально-экономического эффекта [76].
3. Анализ отечественных и зарубежных источников свидетельствует о двух различных подходах к управлению системой профориентации. Аргументы в пользу развития профориентации в системе общего образования основываются, в частности, на том, что профориентационная работа имеет общеобразовательную природу. Наряду с этим распространена точка зрения, что главная ответственность за проведение профориентационной работы не обязательно должна возлагаться на систему школьного образования, необходимо делать общий акцент на специальные агентства типа центров профориентации или трудоустройства.
Несмотря на отмеченные различия общим для всех развитых стран является то, что отдельные институты системы образования вместе с сетью государственных и частных служб занятости составляют главные элементы организационной структуры профориентации и трудоустройства молодежи [75].
Примерная схема управления профессиональной ориентацией на государственном уровне, ее взаимосвязь с основными этапами профориентационной работы и фазами воспроизводства кадров показаны на рис. 12.2.
Рис. 12.2. Примерная схема управления профессиональной ориентацией
12.4. Управление занятостью
Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов
Система управления занятостью
Организация деятельности службы занятости
Резюме
12.5. Управление трудом
Организация труда
Организация заработной платы
Управление дисциплиной труда