Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Резюме

Особенности исторического развития стран обусловили разнообразие их систем образования, особенно на высших уровнях. Содержание и формы преобразований, вызванных необходимостью приспособления высшего образования к потребностям ускоренного социального и научно-технического прогресса, также различны и зависят от конкретных социально-экономических условий отдельных стран и регионов [57].

Характерным признаком этого процесса является расширение квалификационного диапазона подготовки специалистов в рамках национальных систем образования по двум параллельным направлениям [57].

Во-первых, практически во всех странах мира, прежде всего развивающихся, уровень подготовки повышается за счет создания новых циклов обучения. Почти не осталось стран, в которых не было бы собственных вузов с четырех- и пятилетним сроком обучения. Чаще всего это национальные университеты, обязательной составляющей которых являются традиционные факультеты гуманитарных, естественных, юридических и экономических наук. Быстрыми темпами увеличивается также количество вузов неуниверситетского типа, среди которых преобладают учебные заведения педагогического, управленческого и инженерного профилей. Обучение в вузах, особенно в университетах, как правило, организовано в виде последовательных циклов, каждый из которых завершается получением соответствующего свидетельства, диплома или степени.

Во-вторых, в состав высшей школы различных стран в качестве самостоятельных вузов или вузовских подразделений все шире включаются учебные заведения, предназначенные для подготовки на так называемом послесреднем уровне со сроком обучения от двух до четырех лет. Окончившим такие заведения выдаются профессиональные дипломы или свидетельства, рассматриваемые в большинстве стран как дипломы о высшем образовании. Быстрое развитие учебных заведений этого типа, уровень и назначение которых неоднозначны, вызвано необходимостью подготовки квалифицированных кадров среднего звена управления.

Одним из результатов отмеченного расширения квалификационного диапазона подготовки специалистов является значительное увеличение номенклатуры дипломов и свидетельств, присваиваемых национальными вузами. Это многообразие, отражающее реальную динамику непрерывных реформ высшей школы, приводит к тому, что объективное сравнение уровней различных документов о высшем образовании становится непростой задачей.

Как известно, в структуре систем образования различных стран прослеживаются явные признаки систем образования мировых держав, в первую очередь Англии, Франции и Испании. В большинстве стран мира обучение ведется на английском, французском и испанском языках. В соответствии с этими признаками - типология структуры образования и язык обучения - среди стран выделяются многочисленные группы, для каждой из которых приводится общая характеристика образовательных уровней и соответствующих им основных дипломов (рис. 12.1).

Сравнительная схема уровней дипломов, выдаваемых в бывшем СССР и других странах: римскими цифрами обозначены циклы (этапы) обучения, арабскими - годы обучения; П - профессиональный диплом или звание

Рис. 12.1. Сравнительная схема уровней дипломов, выдаваемых в бывшем СССР и других странах: римскими цифрами обозначены циклы (этапы) обучения, арабскими - годы обучения; П - профессиональный диплом или звание

Резюме

1. Под образованием понимают процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных цензов. Организационной основой государственной политики в области образования является законодательство государств, основывающееся на конституции и иных законодательных актах об образовании.

2. Система образования представляет собой совокупность преемственных образовательных программ различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений. Структура системы образования охватывает дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессиональное и высшее образование, последипломную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, самообразование.

3. Органами государственного управления образованием являются центральные (Министерство образования), отраслевые (министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения) и местные органы власти и управления, их соответствующие структурные подразделения.

12.3. Управление профессиональной ориентацией
Профессиональная ориентация как система
Управление системой профориентационной работы
Резюме
12.4. Управление занятостью
Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов
Система управления занятостью
Организация деятельности службы занятости
Резюме
12.5. Управление трудом
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru