Одна из главных задач социологии, по Миллсу, — это нахождение ответов на три вопроса. Первый: из каких элементов и структур состоит современное общество? Второй: каково место данного социума в мировой истории? Третий: какие типы мужчин и женщин преобладают в данном обществе в данный исторический момент? Социологическое воображение должно играть ведущую роль в поиске ответов на них.
Выступая одновременно в качестве типового познавательного метода и индивидуальной творческой способности, социологическое воображение имеет черты и общего, и особенного характера. У каждого исследователя имеются свои, характерные, сугубо специфические особенности имагинативной способности. Данное обстоятельство позволяет Миллсу утверждать, что каждый исследователь выступает для себя своим собственным методологом. Эту же мысль он поворачивает несколько иначе, говоря о том, будто бы не существует некоего метода вообще, а есть всегда лишь конкретный метод, применимый только к конкретному объекту. Для того чтобы отыскать такой метод, социолог не должен сдерживать свое профессиональное воображение.
Если согласиться с Миллсом, то получается, что наилучшими социологами являются те, кто наделен наиболее ярким и сильным воображением. А поскольку таковое чаще всего обнаруживается у лиц с явно выраженными художественными способностями, то войти в число наиболее крупных социологов могут в первую очередь писатели, предрасположенные к тонкой, рафинированной аналитической деятельности, к глубоким рассуждениям и широким обобщениям.
Сам обладая ярким талантом публициста и несомненным художественным талантом, Миллс считал социологическое воображение неиссякаемым источником продуктивных идей и всевозможных творческих находок. Оно позволяет переключать внимание с одной перспективы на другую. Его сущность, заключающаяся в комбинировании идей, позволяет составлять мыслительные рисунки, сочинять интеллектуальные фигуры, о возможностях появления которых вряд ли кто мог бы подумать.
Социологическое воображение успешно развивается при составлении различных типологий и классификаций, при поисках общих черт, сходных свойств, новых типов, критериев и т. п. В результате занятий такого рода социолог не только отыскивает новые связи и смысловые структуры, но и в целом начинает мыслить точнее и четче.
Миллс настоятельно рекомендует социологам для развития творческого воображения думать о противоположностях, стараться отыскивать их и даже придумывать. Если теоретик размышляет о природе социального развития, то ему при этом весьма полезно поразмышлять и о сущности социальной стагнации. В результате его мысль полнее охватит требующийся материал. Между полюсами противоположностей всегда сосредоточено много важных для понимания проблемы явлений и фактов. Из них всегда можно будет выбрать нужные для того, чтобы точнее очертить предмет исследования.
Социологическое воображение развивается и при намеренной смене угла зрения на исследуемую проблему, на весь интересующий социолога объект. Данная рекомендация Миллса, как и прочие, имеет важное значение для правовой социологии. Право, высвечиваемое с разных позиций, — нормативных и ценностных, структурных и функциональных, политических и этических, рациональных и внерациональных и т. д. — способно обнаруживать все новые свои грани, часто весьма важные для адекватного понимания его природы.
Когда Миллс пишет о том, как полезно исследователю формулировать свои размышления в виде диалогов, сталкивающих противоположные теоретические позиции, то невозможно не вспомнить Платона, работавшего преимущественно в этом жанре. Конечно же для античного мыслителя это не был только лишь художественный прием. Диалоги позволяли ему группировать, тилологизировать, систематизировать и разводить в разные стороны многообразные точки зрения, позиции, подходы. В итоге на месте пестрого хаоса взглядов у Платона почти всегда появлялась отчетливая бинарная оппозиция, типовая социальная антитеза с характерной для каждой из сторон системой аргументов.
Для самого Миллса понятие социологического воображения выступает как чрезвычайно емкая категория, вмещающая в себя практически все аспекты творческой работы исследователя с материалом. Это и умение соединить тему с замыслом, то есть предмет анализа с ключевой, центральной идеей поисковой программы, поскольку нередко встречаются доклады, статьи и даже книги, лишенные идеи и просто излагающие все то, что авторам известно о предмете.
Социологическое воображение — это и умение просто и ясно излагать свои мысли. Если в социологическом тексте не присутствуют интонации живой человеческой речи, свидетельствующие о том, что у автора есть воображение, это плохой текст. Социальные науки не должны имитировать стиль математических и естественных наук.
Миллс даже предлагает конкретные рецепты по развитию социологического воображения. Вот некоторые из них:
а) энергичнее "рыться" в исторических подробностях проблемы и активнее пользоваться трансисторическими конструкциями;
б) шире практиковать построение разнообразных теоретических моделей;
в) углубляться в детали, связи и взаимозависимости, соотнося их с социально-исторической реальностью;
г) связывать личные заботы с общественными проблемами, биографии с историей;
д) помнить о главной цели социолога — сравнении нынешних социальных структур с социальными структурами, когда-либо существовавшими в мировой истории;
е) практиковать предельно широкий взгляд на социально-исторические проблемы;
ж) использовать все имеющиеся в наличии знания как ключ к изучению человеческой природы.
В своих работах, посвященных исследованию социальной структуры американского общества, Миллс особое внимание уделил анализу социальной группы лидеров, занимающих ключевые посты в политических, промышленных и военных сферах. Для деятельности представителей этой "властвующей элиты" характерен особый, рационально-иррациональный стиль. Суть его в том, что они склонны постоянно использовать рациональные средства для достижения иррациональных целей. Это делает их действия чрезвычайно опасными, несущими угрозу основам цивилизации и культуры.
3. Фрейд — создатель психоанализа
Сущность психоаналитического метода
Бессознательные влечения
"Комплекс Эдипа"
"Глубинная" психосоциология К. Г. Юнга
Коллективное бессознательное
Архетипы
КУРС ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Лекция 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ