3. Фрейд — создатель психоанализа
Зигмунд Фрейд (1856—1939) - - психиатр, философ, социолог, культуролог, создатель психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. Мечтал посвятить себя литературе, но жизненные обстоятельства заставили заняться клинической практикой в качестве психиатра и психолога. Вел активную научно-исследовательскую работу. В 1938 г. вынужден был из-за нацистских преследований эмигрировать в Англию.
Стало уже традицией ставить Фрейда в один ряд с Коперником и Эйнштейном, считать его одним из самых бесстрашных умов в мировой науке, ученым-революционером, совершившим дерзкий интеллектуальный прорыв, в сферы "глубинной психологии", куда до него наука почти не проникала. Интерес к его теоретической позиции никогда не ослабевал и соединял в себе полярные позиции от восторженного признания до острой, непримиримой критики.
В 1920-е гг. отношение к Фрейду в СССР было лояльным, поскольку считалось, что он исходил из материалистических принципов. По этой причине основные его труды были переведены на русский язык и изданы. Затем, в 1930-е гг. и позднее оценки изменились. Фрейд был обвинен в иррационализме, а его работы попали в индекс запрещенных книг, недоступных широкому читателю.
В психоанализе существование личности в сфере морально-правовой реальности предстает похожим на ее пребывание на театральной сцене, разделенной на два яруса, когда на верхнем действует сознание и идут процессы, контролируемые им. а на нижнем главенствует бессознательное, неподконтрольное рассудку. Каждый психологический сюжет, связанный с какой-либо конкретной морально-правовой проблемой, разворачивается синхронно сразу в двух вариантах. Но главенствующая роль, согласно Фрейду, принадлежит тому, что происходит внизу, в сфере бес сознательного, поскольку этот уровень средоточие важнейших причинных факторов, предопределяющих социальное поведение человека, заставляющих его действовать определенным образом
Сам Фрейд считал своими главными открытиями, во-первых, существование бессознательных психических процессов, отвергаемых сознанием, а во-вторых, разработку методологии объяснения психологии взрослого человека посредством событий детства, связанных с сексуальным развитием. В его концепции сексуальность выступает в качестве функции организма, пронизывающей всю его жизнедеятельность.
Психоанализ рассматривает бессознательное как стихию инстинктивных, в том числе сексуальных и агрессивно-оборонительных импульсов и влечений, способных не только обеспечить жизнедеятельность индивида и рода, но и служить глубинным основанием анормативного, противоправного поведения.
Фрейд выделяет два основных средства, позволяющих в некоторой степени сглаживать остроту столкновений бессознательного с нормативными ограничениями цивилизованной социальности — стихийно возникающее и сознательно культивируемое. Первое — это сублимация, как отыскиваемые формы трансформации инстинктивно-сексуальной энергии в социально-деятельностную, практически-преобразовательную, познавательную, художественную, политическую и т. д. Второе — специально разработанная методика психоанализа как системы психотерапевтических средств.
Поздний Фрейд значительное внимание уделял двум основополагающим бессознательным началам — Эросу и Танатосу, "инстинкту жизни" и "инстинкту смерти". Он полагал, что в человеке присутствует бессознательное стремление к возвращению всего живого в его первоначальное, неорганическое состояние, то есть "воля к смерти", потребность в разрушении собственной и чужих жизней. Противоречия между "волей к жизни" и "волей к смерти" определяющим образом влияют на социальное поведение людей, создают весь спектр духовных, практических, моральных, правовых и многих других проблем.
Учение 3. Фрейда оказало серьезное влияние на развитие социально-правовой и криминологической мысли XX в.
Бессознательные влечения
"Комплекс Эдипа"
"Глубинная" психосоциология К. Г. Юнга
Коллективное бессознательное
Архетипы
КУРС ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Лекция 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Структура социологического сознания
Социологический рассудок