Этнос представляет собой исторически сложившуюся, крупную, устойчивую общность людей, чья социальная судьба непосредственно связана с породившей ее естественной окружающей средой, с длительным совместным проживанием в конкретном географически-климатическом ареале, с питающим эту общность ландшафтом. Будучи естественным порождением земной биосферы, этнос напрямую зависит от геобиохимической энергии Земли.
Все члены этноса связаны общим происхождением и все вместе представляют собой живой макроорганизм, большое биосоциальное тело, существующее в физическом и социальном времени-пространстве (хронотопе).
Подобно всему живому, этносы не вечны: они возникают, развиваются, достигают пика расцвета своих витально-социальных сил, а затем постепенно угасают и сходят с исторической сцены, незаметно растворяясь в пространстве и времени.
В начальной фазе этнос до некоторых пор пребывает на том уровне существования, где жизнь еще не задается вопросами о целях и смысле бытия, о природе добра и зла. Являясь внутренне дискретной целостностью, этнос расходует свои витальные силы, оставаясь одной из форм жизни, "которая хочет жить среди жизней, которые хотят жить". Пока эти силы велики, он успешно отправляет все необходимые жизненные функции, противостоит внешним опасностям, побеждает врагов. Но когда они начинают иссякать, сам становится добычей недругов, которые рассекают его, прежде единое, витально-социальное тело, превращают его в органическую материю и на ее основе начинают вести собственное жизнестроительство.
У этноса имеется не только "коллективное тело", но и "коллективная душа". На почве его естественных, витальных оснований складываются социальные формы жизнедеятельности, общий язык, этническое самосознание, типовые психологические особенности, социальность, духовность, культура. Из тех же оснований вырастают и такие социальные мегаструктуры, как государство и гражданское общество.
Устойчивая консолидированность позволяет этносу длительное время успешно противостоять внешним и внутренним дезынтегративным воздействиям. Он превращается в жизнеспособную целостность благодаря нескольким ведущим факторам, формирующим прочные внутриэтнические связи. Во-первых, это привязанность к общему ландшафту, будь то степи, горы или леса. Во-вторых, общая историческая судьба, совместное участие больших масс людей в масштабных созидательных, оборонительных или завоевательных предприятиях. В-третьих, единство общей культурной памяти в виде традиций, обычаев, мифов, эпических преданий, религиозных верований.
Некогда олимпийская мифология и гомеровский эпос придали "коллективной душе" эллинского этноса неповторимый характер, сформировали самосознание, поселили в него представления о собственном величии и избранности, позволили уверенно противопоставлять себя всему остальному миру, который был в глазах эллинов миром "варваров".
Процесс этногенеза подчинен в основном закономерностям естественно-витального характера. Его цели неведомы людям, живущим в составе этноса, подобно тому, как невозможно понять, какие цели могут быть у процессов горообразований, у землетрясений и наводнений. Люди бессознательно следуют тому, что подсказывают им инстинкты самосохранения, заботы о собственном выживании, а также о выживании своих семей, родственников, сородичей, этноса в целом.
Сознание собственного единства, заботы о сохранении собственной целостности позволяют этносу успешно преодолевать опасности и невзгоды. Этому в значительной степени способствует особая черта этнического самосознания, унаследованная им от родовой психологии, — противопоставление себя представителям всех других этносов с позиций антитезы "мы — они".
Этническое "мы — сознание" питается не только бессознательно-инстинктивными ощущениями своего единства, но и более сложными манифестациями своей "коллективной души", фиксированными знаками и символами культуры, ее ценностями, смыслом и нормами.
Внутри каждого этноса естественно-стихийным образом, в ходе многовековой практики, путем проб, ошибок, избирательных предпочтений складывались свои стереотипы индивидуального и группового поведения. Эти стереотипы закреплялись при помощи ценностно-нормативных структур чуда, тайны, авторитета и т. д. Им придавалась необходимая степень авторитарности, жесткости и устойчивости, позволявшая им эффективно регулировать социальную жизнь этноса.
Характерно, что соблюдение большей части устоявшихся, ставших традиционными поведенческих нормативов не воспринимается членами этноса как бремя. Напротив, в массовом сознании преобладает отношение к ним как к совершенно естественному, абсолютно правомерному средству организации нормального общежития. Что же касается норм социального поведения, функционирующих в других этносах, то они нередко воспринимаются со стороны как проявления диких причуд и откровенного варварства. Так дает о себе знать исходная оппозиция этнического мировосприятия "мы — они". Она-то и заставляет во многих случаях оценивать все свое положительно, а все чужое — отрицательно.
Своеобразие нравов каждого зрелого этноса, особенности регулирующих их социальных норм сказываются на всем строе его культуры, накладывают своеобразный отпечаток на характер складывающихся типовых правоотношений и на стиль правосознания. В результате образовались существенные различия в правовых системах таких этносов, как, например, римляне, иудеи, китайцы или арабы. Эти же различия позволяют говорить о специфике разных правовых цивилизаций, известных древнему и современному миру.
Архаический протосоциум матриархального типа
Архаический протосоциум патриархального типа
Социум в правовом состоянии
Социальная дифференциация и стратификация
Социальная мобильность
Социальная адаптивность
Лекция 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Определение социального института
Типы социальных институтов