Содержание права многомерно и может рассматриваться в самых разных аспектах — метафизическом (учитывающим его связанность с сверхфизическими первоначалами бытия), космологическом (апеллирующим к универсальным законам мирового порядка), натуралистическом (идущем от закономерностей природного мира, внутри которого существуют общество, человек и правовая реальность), антропологическом (восходящем к законам человеческой природы) и т. д. Среди них на равных присутствует характерный угол зрения, позволяющий выявлять в первую очередь социальное содержание права. Сосредоточенность познавательных усилий только на нем и приводит к появлению отдельной теоретической дисциплины — социологии права.
Можно твердо и однозначно утверждать, что социология права интересуется исключительно социальным содержанием права. Все же остальное, чем богато право и что является его неотъемлемой принадлежностью, остается за скобками внимания этой познавательной отрасли. Для нее важны не социальные реалии как таковые, а то, что они значат для развития права, как они сказываются на его функционировании, играют позитивную или негативную роль в его социально-исторической судьбе.
Для того чтобы точнее определиться с сутью и спецификой исследовательских ориентации правовой социологии, необходимо провести разграничение между ее объектом и предметом. Эта методологическая процедура в данном случае совершенно необходима, ибо она позволяет достаточно отчетливо очертить границы ее проблемного поля.
Объектом исследовательского внимания для социологии права является правовая реальность. И в этом отношении она может считать себя наукой, родственной таким дисциплинам, как правоведение и философия права, поскольку это и их объект. Правовая реальность, существуя в единственном числе в контексте мировой цивилизации, является общим объектом указанных наук. Для того чтобы разграничить их сферы влияния на одном теоретическом пространстве, вводится понятие предмета для каждой из них. С определения своего предмета начинается теоретическое самоопределение любой науки, и социология права не составляет исключения. Ей важно иметь представление о своем предназначении и знать, что она в своем роде незаменима, что у нее есть собственные задачи, которые при исследовании правовой реальности не смогут решить ни сугубо юридические, ни общефилософские науки.
Для социологии права ее предметом являются социосфера права и социальное в праве, то есть все то в правоотношениях и в правосознании, что возникает под воздействием общества, его структур и институтов. Социологию права в первую очередь интересует внутренняя логика процессов генерирования социумом норм, ценностей и смыслов, составляющих содержательное ядро права. Ей важны те социальные противоречия, чье возникновение, обострение и разрешение образует социодинамику права на институциальном уровне макросоциосферы и субъективно-личностном уровне микросоциосфер. То есть для социологической теории право предстает как сложнодинамическая система, развивающаяся и функционирующая в социальном пространстве и историческом времени, то есть зависящая как от ее географического местоположения, так и от типа социума, от уровня культурно-исторической развитости структур общественного и индивидуального сознания.
Современные социогуманитарные науки сегодня часто пользуются понятием хронотопа, введенным русским ученым М. Бахтиным и обозначающим единство временных (хронос) и пространственных (топос) характеристик исследуемого предмета. Для социологии права крайне важно уметь взглянуть на право именно в свете категории хронотопа и увидеть, как сдвоенная печать социального времени и социального пространства ложится на его структуры, оттискивается на его содержании и формах, привнося в каждый новый момент, в каждую следующую точку нечто особенное. Иными словами, социология права призвана решать двуединую задачу: исследовать правовые феномены и структуры в их условно-стационарном состоянии в качестве уже определившихся к настоящему моменту и исследовать процессуально-динамические аспекты их существования, их явное движение от чего-то к чему-то. Категория хронотопа дает социологии права возможность сдвоить оба эти измерения, приоткрывает такой проблемный ракурс, который в пределах самого правоведения не смог бы ни возникнуть, ни продемонстрировать свои познавательные преимущества.
Социум — это сверхсложная метасистема, с которой право связано мириадами причинных зависимостей. Чтобы функционировать нормально, эффективно, право должно иметь представление об этих зависимостях. Подобно тому, как лиса знает свой лес, а карась свое озеро, право тоже нуждается в знаниях о своем непосредственном обиталище. И социология права выступает в данном случае в качестве социального самосознания правовой системы. Она добывает те знания о социуме, в которых непосредственно нуждается вся совокупность правовых механизмов. Это самосознание избирательно. Смотрясь в "зеркало" социологической саморефлексии, право видит то, каким образом универсальные, типические стереотипы социальности обретают разнообразные юридические формы.
Непосредственный интерес представляют для социологии права все те проблемы, которые связаны с прямой и обратной детерминацией правовых реалий, то есть с логикой воздействия социума на право и, с логикой встречного влияния нрава на социум. Социология склонна предполагать, что все загадки права уходят корнями в тайны социума, в скрытые и явные противоречия его взаимодействий с правовой реальностью. Если учитывать, что противоречие — это универсальная структура, присутствие которой можно обнаружить в любом фрагменте реальности, независимо от его масштабов, то социально-правовую реальность тогда можно описать, используя категории противоречий, столкновений, конфликтов, антагонизмов и т. п.
Познавательные принципы
Социография криминального поведения
Документальная, публицистическая и художественная криминография
Криминологический и социологический подходы к преступности
Социальные типажи (идеальные типы) анормативного поведения
Методы эмпирических исследований
Типы социологических исследований
Лекция 2. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВОВОЙ НОРМАТИВНОСТИ
Нормотворчество