У межах греко-римського культурно-історичного типу філософсько-історичні питання тлумачаться переважно з позицій регресистського, особливо циклічного, підходу, і лише побіжно — прогресистського, який значно більшу роль відігравав у стародавній Іудеї.
3.3.1. Регресистське тлумачення історії: класична парадигма
Одним із перших трактувань історії як процесу деградації є характеристика Гесіода.
З п'яти віків, на які він підрозділяє історію, принаймні три перші — золотий, срібний і мідний — чітко ієрархізуються, утворюючи регресистський ряд.
В.В. Вересаев у своєму славнозвісному перекладі подає ці рядки Гесіода таким чином:
Создали прежде всего поколенье людей золотое Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских, Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою. Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили. А умирали, как будто объятые сном. Недостаток Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный Сами давали собой хлебодарные земли. Они же, Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства,— Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных. После того как земля поколение это покрыла, В благостных демонов все превратились они поземельных Волей великого Зевса: людей на земле охраняют, Зорко на правые наши дела и неправые смотрят. Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.
После того поколенье другое, уж много похуже. Из серебра сотворили великие боги Олимпа. Выло не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью. Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,
Дома близ матери доброй забавами детскими тешась. А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув. Жили лишь малое время, на беды себя обрекая Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах Были они воздержаться, бессмертным служить не желали, Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам, Как по обычаю людям положено. Их под землею Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим. После того, как земля поколенье и это покрыла, Дали им люди названье подземных смертных блаженных. Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти.
Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих Медное создал, ни в чем с поколеньем несхожее прежним. С копьями. Выли те люди могучи и страшны. Любили Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели. Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться К ним не решался: великою силой они обладали, И необорные руки росли на плечах многомощных. Были из меди доспехи у них и из меди жилища. Медью работы свершали: никто о железе не ведал. Сила ужасная собственных рук принесла им погибель. Все низошли безыменно: и, как ни страшны они были, Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца.
После того как земля поколенье и это покрыла, Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион На многодарной земле, справедливее прежних и лучше, — Славных героев божественный род. Называют их люди Полубогами: они на земле обитали пред нами. Грозная их погубила война и ужасная битва. В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили, Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных; В Трое другие погибли, на черных судах переплывши Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские. Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло: Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион, Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных. Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно Близ океанских пучин острова населяют блаженных. Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
[Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.]
Дети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет
Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показанъями, ложно кляняся.
Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно
Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.
Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,
Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,
Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет5*.
Подібні, песимістичні філософські погляди на хід історії зустрічаються й у східному стародавньому суспільстві: у Китаї — серед даосист-ських мислителів і конфуціанців — уже Лао-цзи і Конфуцій ідеалізували давнину. Конфуцій, наприклад, вважав, що він нічого не винаходить, а лише передає; передає ж те, що створене ще у Прадавнину, а передає тому, що схиляється перед цією Прадавниною як перед взірцем.
3.3.2. Зміна ролі регресистських концепцій у кризові періоди
3.3.3. Регресистська інтерпретація історичного процесу Монтенем
3.3.3.1. Об'єктивна зумовленість історичного скепсису Монтеня
3.3.3.2. Суть філософсько-історичних поглядів Монтеня
3.3.3.3. Ідеалізація природи Монтенем
3.3.4. Регресистські філософсько-історичні ідеї Руссо
3.3.4.1. Руссо про суперечливість історичного процесу
3.3.4.2. Чинники регресивності історичного процесу
3.3.4.3. Трансформація регресистських філософських концепцій історії