В последнее время появились оценки итогов экономического развития стран мира за 2009 год и прогнозы на 2010-й и последующие годы.
По оценке Евростата, в 2010 году ЕС ожидает прирост ВВП всего на уровне 0,7%, тогда как в 2011 году этот показатель составит всего 1,6% (таблица 7). При этом страны, продемонстрировавшие в 2009 году наибольшее падение, будут, как правило, восстанавливаться более высокими темпами.
Таблица 7. Динамика (темпы прироста) реального ВВП
Top of Form Регион Bottom of Form | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Европейский Союз (27 стран) | 3,9 | 2,0 | 3,2 | 2,9 | 0,8 | -4,2 | 0,7f | 1,6f |
Европейский Союз (25 стран) | 3,9 | 2,0 | 3,1 | 2,8 | 0,7 | -4,2 | 0,7f | 1,6f |
Европейский Союз (15 стран) | 3,9 | 1,8 | 3,0 | 2,7 | 0,5 | -4,3 | 0,7f | 1,5f |
Еврозона(ЕЗ11-2000, ЕЗ12-2006, ЕЗ13-2007,ЕЗ15-2008, ЕЗ16) | 3,9 | 1,7 | 2,9 | 2,7 | 0,6 | -4,1 | 0,7f | 1,5f |
Еврозона (16 стран) | 3,9 | 1,7 | 3,0 | 2,8 | 0,6 | -4,1 | 0,7f | 1,5f |
Еврозона (15 стран) | 3,9 | 1,7 | 3,0 | 2,7 | 0,6 | -4,1 | 0,7f | 1,5f |
Еврозона (13 стран) | 3,9 | 1,7 | 3,0 | 2,7 | 0,6 | -4,1 | 0,7f | 1,5f |
Еврозона (12 стран) | 3,9 | 1,7 | 2,9 | 2,7 | 0,6 | -4,1 | 0,7f | 1,5f |
Бельгия | 3,7 | 1,8 | 2,8 | 2,9 | 1,0 | -3,1 | 0,6f | 1,5f |
Болгария | 5,4 | 6,2 | 6,3 | 6,2 | 6,0 | -5,9f | -1,1f | 3,1f |
Чешская Республика | 3,6 | 6,3 | 6,8 | 6,1 | 2,5 | -4,8f | 0,8f | 2,3f |
Дания | 3,5 | 2,4 | 3,4 | 1,7 | -0,9 | -5,1 | 1,5f | 1,8f |
Германия (включая экс-ГДР с 1991 г.) | 3,2 | 0,8 | 3,2 | 2,5 | 1,3 | -5,0 | 1,2f | 1,7f |
Эстония | 10,0 | 9,4 | 10,0 | 7,2 | -3,6 | -14,1 | -0,1f | 4,2f |
Ирландия | 9,4 | 6,2 | 5,4 | 6,0 | -3,0 | -7,5f | -1,4f | 2,6f |
Греция | 4,5 | 2,2p | 4,5p | 4,5p | 2,0p | -2,0p | -0,3f | 0,7f |
Испания | 5,0 | 3,6 | 4,0 | 3,6 | 0,9 | -3,6 | -0,8f | 1,0f |
Франция | 3,9 | 1,9 | 2,2 | 2,3 | 0,4 | -2,2f | 1,2f | 1,5f |
Италия | 3,7 | 0,7 | 2,0 | 1,5 | -1,3 | -5,0 | 0,7f | 1,4f |
Кипр | 5,0 | 3,9 | 4,1 | 5,1 | 3,6 | -0,7f | 0,1f | 1,3f |
Латвия | 6,9 | 10,6 | 12,2 | 10,0 | -4,6 | -18,0 | -4,0f | 2,0f |
Литва | 3,3 | 7,8 | 7,8 | 9,8 | 2,8 | -15,0 | -3,9f | 2,5f |
Люксембург | 8,4 | 5,4 | 5,6 | 6,5 | 0,0 | -3,6f | 1,1f | 1,8f |
Окончание таблицы 7
Top of Form Регион Bottom of Form | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Венгрия | 4,9 | 3,5 | 4,0 | 1,0 | 0,6 | -6,3 | -0,5f | 3,1f |
Мальта | - | 3,9 | 3,6 | 3,8 | 2,1 | -1,9 | 0,7f | 1,6f |
Нидерланды | 3,9 | 2,0 | 3,4 | 3,6 | 2,0 | -4,0 | 0,3f | 1,6f |
Австрия | 3,7 | 2,5 | 3,5 | 3,5 | 2,0 | -3,6 | 1,1f | 1,5f |
Польша | 4,3 | 3,6 | 6,2 | 6,8 | 5,0 | 1,7 | 1,8f | 3,2f |
Португалия | 3,9 | 0,9 | 1,4 | 1,9 | 0,0 | -2,7 | 0,3f | 1,0f |
Румыния | 2,4 | 4,2 | 7,9 | 6,3 | 7,3 | -7,1 | 0,5f | 2,6f |
Словения | 4,4 | 4,5 | 5,8 | 6,8 | 3,5 | -7,4f | 1,3f | 2,0f |
Словакия | 1,4 | 6,7 | 8,5 | 10,6 | 6,2 | -4,7 | 1,9f | 2,6f |
Финляндия | 5,3 | 2,9 | 4,4 | 4,9 | 1,2 | -7,8 | 0,9f | 1,6f |
Швеция | 4,4 | 3,3 | 4,2 | 2,5 | -0,2 | -4,9 | 1,4f | 2,1f |
Великобритания | 3,9 | 2,2 | 2,9 | 2,6 | 0,5 | -5,0 | 0,9f | 1,9f |
Хорватия | 3,0 | 4,2 | 4,7 | 5,5 | 2,4 | -5,8f | 0,2f | 2,2f |
Республика Македония | 4,5 | 4,1f | 4,0f | 5,9f | 4,9f | -2,0f | 1,5f | 2,5f |
Турция | 6,8 | 8,4 | 6,9 | 4,7 | 0,9 | -5,8f | 2,8f | 3,6f |
Исландия | 4,3 | 7,5 | 4,3 | 5,6 | 1,3 | -9,8f | 1,9f | 2,9f |
Норвегия | 3,3 | 2,7 | 2,3 | 2,7 | 1,8 | -1,5 | 0,6f | 2,0f |
Швейцария | 3,6 | 2,6 | 3,6 | 3,6 | 1,8 | -1,5 | -0,1f | 1,1f |
США | 4,1 | 3,1 | 2,7 | 2,1 | 0,4 | -2,4 | 2,2f | 2,0f |
Япония | 2,9 | 1,9 | 2,0 | 2,4 | -1,2 | -5,0 | 1,1f | 0,4f |
По данным ОЭСР, 2010 и 2011 годы станут периодом достаточно быстрого восстановления экономической активности в мире (таблица 8).
Таблица 8. Прогнозные данные Обзора мировой экономики (World Economic Outlook Projections)
Го | Д к год | у (%, если не yi прогноз | сазано иное) разница с прогнозом ОМЭ октября 2009 г. | |||
2008 2009 2010 2011 2010 2011 | ||||||
Мировое производство1 | 3 | -0,8 | 3,9 | 4,3 | 0,8 | 0,1 |
Развитые страны | 0,5 | -3,2 | 2,1 | 2,4 | 0,8 | -0,1 |
США | 0,4 | -2,5 | 2,7 | 2,4 | 1,2 | -0,4 |
Еврозона | 0,6 | -3,9 | 1 | 1,6 | 0,7 | 0,3 |
Германия | 1,2 | -4,8 | 1,5 | 1,9 | 1,2 | 0,4 |
Франция | 0,3 | -2,3 | 1,4 | 1,7 | 0,5 | -0,1 |
Италия | -1 | -4,8 | 1 | 1,3 | 0,8 | 0,6 |
Испания | 0,9 | -3,6 | -0,6 | 0,9 | 0,1 | 0 |
Япония | -1,2 | -5,3 | 1,7 | 2,2 | 0 | -0,2 |
Великобритания | 0,5 | -4,8 | 1,3 | 2,7 | 0,4 | 0,2 |
Канада | 0,4 | -2,6 | 2,6 | 3,6 | 0,5 | 0 |
Другие развитые страны | 1,7 | -1,3 | 3,3 | 3,6 | 0,7 | -0,1 |
Новые индустриальные азиатские страны | 1,7 | -1,2 | 4,8 | 4,7 | 1,2 | 0 |
Развивающиеся страны2 | 6,1 | 2,1 | 6 | 6,3 | 0,9 | 0,2 |
Африка | 5,2 | 1,9 | 4,3 | 5,3 | 0,3 | 0,1 |
Тропическая Африка | 5,6 | 1,6 | 4,3 | 5,5 | 0,2 | 0 |
Центральная и Восточная Европа | 3,1 | -4,3 | 2 | 3,7 | 0,2 | -0,1 |
Содружество Независимых Государств | 5,5 | -7,5 | 3,8 | 4 | 1,7 | 0,4 |
Россия | 5,6 | -9 | 3,6 | 3,4 | 2,1 | 0,4 |
Не включая Россию | 5,3 | -3,9 | 4,3 | 5,1 | 0,7 | 0,1 |
Развивающаяся Азия | 7,9 | 6,5 | 8,4 | 8,4 | 1,1 | 0,3 |
Китай | 9,6 | 8,7 | 10 | 9,7 | 1 | 0 |
Индия | 7,3 | 5,6 | 7,7 | 7,8 | 1,3 | 0,5 |
АСЕАН-53 | 4,7 | 1,3 | 4,7 | 5,3 | 0,7 | 0,6 |
Ближний Восток | 5,3 | 2,2 | 4,5 | 4,8 | 0,3 | 0,2 |
Западное полушарие | 4,2 | -2,3 | 3,7 | 3,8 | 0,8 | 0,1 |
Окончание таблицы 8.
Го | д к год | г (%, если не у прогноз | сазано иное) разница с прогнозом ОМЭ октября 2009 г. | |||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | |
Бразилия | 5,1 | -0,4 | 4,7 | 3,7 | 1,2 | 0,2 |
Мексика | 1,3 | -6,8 | 4 | 4,7 | 0,7 | -0,2 |
Меморандум | ||||||
Европейский Союз | 1 | -4 | 1 | 1,9 | 0,5 | 0,1 |
Рост мировой экономики на основе рыночного обменного курса | 1,8 | -2,1 | 3 | 3,4 | 0,7 | 0 |
Объемы мировой торговли (товары и услуги) | 2,8 | -12,3 | 5,8 | 6,3 | 3,3 | 1,1 |
Импорт | ||||||
Развитые страны | 0,5 | -12,2 | 5,5 | 5,5 | 4,3 | 1,1 |
Развивающиеся страны | 8,9 | -13,5 | 6,5 | 7,7 | 1,9 | 1,3 |
Экспорт | ||||||
Развитые страны | 1,8 | -12,1 | 5,9 | 5,6 | 3,9 | 0,5 |
Развивающиеся страны | 4,4 | -11,7 | 5,4 | 7,8 | 1,8 | 2 |
Цены на товары (дол. США) | ||||||
Нефть4 | 36,4 | -36,1 | 22,6 | 7,9 | -1,7 | 4 |
Негорючие материалы (средние цены на основе значений экспорта товаров) | 7,5 | -18,9 | 5,8 | 1,6 | 3,4 | -1,3 |
Потребительские цены | ||||||
Развитые страны | 3,4 | 0,1 | 1,3 | 1,5 | 0,2 | 0,2 |
Развивающиеся страны2 | 9,2 | 5,2 | 6,2 | 4,6 | 1,3 | 0,1 |
Лондонский межбанковский курс (%)5 | ||||||
На депозиты в дол. США | 3 | 1,1 | 0,7 | 1,8 | -0,7 | -1,6 |
На депозиты в евро | 4,6 | 1,2 | 1,3 | 2,3 | -0,3 | -0,4 |
На депозиты в японских иенах | 1 | 0,7 | 0,6 | 0,7 | 0 | 0 |
При этом лидерами по темпам роста станут страны Азии, регион СНГ. Эксперты ожидают, что потребительские цены в развитых странах будут расти, тогда как в регионе развивающихся стран инфляция несколько замедлится.
К этим показателям близки и ожидания экспертов Всемирного банка и ОЭСР (таблицы 9 и 10). Среди прогнозных показателей Всемирного банка следует обратить внимание на высокие темпы валового накопления основного капитала.
Таблица 9. Прогноз развития мировой экономики
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
А. Реальный рост расходов | |||||
1. ВВП в рыночных ценах | 3,9 | 1,7 | -2,2 | 2,7 | 3,2 |
2. Частное потребление | 3,4 | 1,2 | -0,8 | 2,1 | 2,8 |
3. Государственное потребление | 2,7 | 3,3 | 3,1 | 2,7 | 2,4 |
4. Валовое накопление основного капитала | 5,7 | 1,0 | -9,8 | 4,9 | 5,6 |
5. Экспорт товаров и услуг | 7,2 | 3,0 | -14,4 | 4,3 | 6,2 |
6. Импорт товаров и услуг | 6,8 | 2,5 | -14,5 | 4,5 | 6,5 |
Окончание таблицы 9
2007 2008 2009 2010 2011 | |||||
B. Вклад в изменение ВВП | |||||
1. Частное потребление | 2,0 | 0,7 | -0,5 | 1,3 | 1,7 |
2. Государственное потребление | 0,5 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
3. Валовое накопление основного капитала | 1,3 | 0,2 | -2,2 | 1,0 | 1,2 |
С. Ценовые дефляторы | |||||
1. ВВП в рыночных ценах | 8,1 | 7,0 | -2,8 | 4,5 | 1,5 |
2. Частное потребление | 7,0 | 7,9 | -3,4 | 4,6 | 1,6 |
3. Экспорт товаров и услуг | 7,4 | 12,0 | -9,0 | 3,1 | 1,1 |
4. Импорт товаров и услуг | 7,2 | 12,5 | -8,9 | 2,7 | 1,2 |
а Доля ввп | |||||
1. Частное потребление | 58,9 | 59,2 | 59,7 | 59,4 | 59,2 |
2. Государственное потребление | 17,1 | 17,7 | 18,8 | 18,9 | 18,6 |
3. Валовое накопление основного капитала | 22,5 | 22,4 | 21,0 | 21,2 | 21,7 |
4. Изменение запасов | 1,0 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
5. Общий объем инвестиций | 23,5 | 22,7 | 21,3 | 21,5 | 22,1 |
6. Экспорт товаров и услуг | 30,9 | 32,8 | 26,9 | 26,9 | 27,6 |
7. Импорт товаров и услуг | 30,4 | 32,2 | 26,4 | 26,4 | 27,2 |
Б. Меморандум | |||||
1. Номинальный ВВП (млрд дол. США) | 54194,0 | 58926,1 | 56028,1 | 60115,9 | 62975,2 |
2. Население (млн) | 6478,4 | 6545,8 | 6612,6 | 6679,0 | 6745,0 |
3. ВВП на душу населения, в дол. США | 8365,3 | 9002,2 | 8472,9 | 9000,8 | 9336,6 |
4. Рост реального ВВП на душу населения | 2,7 | 0,6 | -3,2 | 1,7 | 2,2 |
5. Обменный курс дол. США | " | " | " | " | " |
Таблица 10. Экономический прогноз ОЭСР (ноябрь 2009)
ВВП - объем рыночные цены | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
США | 3,1 | 2,7 | 2,1 | 0,4 | -2,5 | 2,5 | 2,8 |
Япония | 1,9 | 2,0 | 2,3 | -0,7 | -5,3 | 1,8 | 2,0 |
Германия | 0,9 | 3,4 | 2,6 | 1,0 | -4,9 | 1,4 | 1,9 |
Франция | 1,9 | 2,4 | 2,3 | 0,3 | -2,3 | 1,4 | 1,7 |
Италия | 0,8 | 2,1 | 1,5 | -1,0 | -4,8 | 1,1 | 1,5 |
Великобритания | 2,2 | 2,9 | 2,6 | 0,6 | -4,7 | 1,2 | 2,2 |
Канада | 3,0 | 2,9 | 2,5 | 0,4 | -2,7 | 2,0 | 3,0 |
Австралия | 3,1 | 2,6 | 4,2 | 2,3 | 0,8 | 2,4 | 3,5 |
Австрия | 2,9 | 3,4 | 3,4 | 1,9 | -3,8 | 0,9 | 2,2 |
Бельгия | 2,0 | 2,8 | 2,8 | 0,8 | -3,1 | 0,8 | 1,7 |
Чешская Республика | 6,4 | 7,0 | 6,1 | 2,6 | -4,4 | 2,0 | 2,8 |
Дания | 2,4 | 3,3 | 1,6 | -1,2 | -4,5 | 1,3 | 1,8 |
Финляндия | 3,0 | 4,9 | 4,1 | 0,8 | -6,9 | 0,4 | 2,4 |
Греция | 2,2 | 4,5 | 4,5 | 2,0 | -1,1 | -0,7 | 1,6 |
Венгрия | 3,5 | 4,0 | 1,0 | 0,6 | -6,9 | -1,0 | 3,1 |
Исландия | 7,5 | 4,3 | 5,6 | 1,3 | -7,0 | -2,1 | 2,6 |
Ирландия | 6,2 | 5,4 | 6,0 | -3,0 | -7,5 | -2,3 | 1,0 |
Корея | 4,0 | 5,2 | 5,1 | 2,2 | 0,1 | 4,4 | 4,2 |
Люксембург | 5,4 | 5,5 | 6,5 | 0,0 | -3,9 | 2,4 | 3,4 |
Мексика | 3,2 | 5,1 | 3,3 | 1,4 | -8,0 | 2,7 | 3,9 |
Нидерланды | 2,0 | 3,4 | 3,6 | 2,0 | -4,3 | 0,7 | 2,0 |
Новая Зеландия | 2,8 | 2,7 | 2,9 | -1,1 | -0,7 | 1,5 | 2,7 |
Норвегия | 2,7 | 2,3 | 3,1 | 2,1 | -1,4 | 1,3 | 3,2 |
Польша | 3,6 | 6,2 | 6,8 | 5,0 | 1,4 | 2,5 | 3,1 |
Португалия | 0,9 | 1,4 | 1,9 | 0,0 | -2,8 | 0,8 | 1,5 |
Словакия | 6,5 | 8,5 | 10,4 | 6,4 | -5,8 | 2,0 | 4,2 |
Испания | 3,6 | 4,0 | 3,6 | 0,9 | -3,6 | -0,3 | 0,9 |
Швеция | 3,3 | 4,5 | 2,7 | -0,4 | -4,7 | 2,0 | 3,0 |
Швейцария | 2,6 | 3,6 | 3,6 | 1,8 | -1,9 | 0,9 | 1,9 |
Турция | 8,4 | 6,9 | 4,7 | 0,9 | -6,5 | 3,7 | 4,6 |
Все ОЭСР | 2,7 | 3,1 | 2,7 | 0,6 | -3,5 | 1,9 | 2,5 |
Еврозона 13 стран ОЭСР | 1,8 | 3,1 | 2,7 | 0,5 | -4,0 | 0,9 | 1,7 |
7 основных стран ОЭСР | 2,4 | 2,6 | 2,2 | 0,2 | -3,4 | 2,0 | 2,4 |
7 неосновных стран ОЭСР не Еврозоны | 4,2 | 5,0 | 4,3 | 1,8 | -3,4 | 2,7 | 3,6 |
Окончание таблицы 10
ВВП - объем рыночные цены | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Эстония | 9,4 | 10,0 | 7,2 | -3,6 | -14,4 | -0,8 | 3,9 |
Словения | 4,5 | 5,8 | 6,8 | 3,5 | -7,9 | 2,7 | 3,0 |
Израиль | 5,1 | 5,3 | 5,2 | 4,0 | 0,0 | 2,2 | 3,3 |
Чили | 5,6 | 4,8 | 4,8 | 2,9 | -1,8 | 4,1 | 5,0 |
Российская Федерация | 6,4 | 7,7 | 8,1 | 5,6 | -8,7 | 4,9 | 4,2 |
Китай, без Гонконга | 10,4 | 11,6 | 13,0 | 9,0 | 8,3 | 10,2 | 9,3 |
Индия * | 9,3 | 9,7 | 9,1 | 6,1 | 6,1 | 7,3 | 7,6 |
Индонезия | 5,7 | 5,5 | 6,3 | 6,1 | 4,5 | 5,3 | 5,6 |
Бразилия | 3,1 | 3,9 | 5,6 | 5,1 | 0,0 | 4,8 | 4,5 |
Южная Африка | 5,0 | 5,3 | 5,1 | 3,1 | -2,2 | 2,7 | 4,5 |
х- х- х- х-
При оценке влияния кризиса следует также учитывать "стоимость" мер антикризисной политики.
Перечень негативных последствий кризиса можно продолжать. Понятно, что сегодня мы можем говорить лишь о предварительных оценках глубины кризиса, тогда как окончательные потери можно будет оценить лишь после его окончания. Также очевидно, что масштабы влияния глобального финансового кризиса на экономику отдельного государства будут в конечном итоге зависеть от уровня экономического развития страны, особенностей структуры ее экономики, специфики участия в международном разделении труда, эффективности антикризисной политики и тому подобное.
Но при анализе последствий кризиса следует обязательно вспомнить еще один момент. Речь идет о том, что реализация многих мероприятий антикризисной политики в части фискального стимулирования требует значительных бюджетных средств. А это неминуемо ведет к росту бюджетного дефицита и государственного
долга в тех случаях, когда страна мобилизует необходимые средства путем заимствований на внешнем и/или внутреннем финансовых рынках. И это также является важным последствием глобального финансового кризиса.
Поэтому в целом можно сделать вывод о том, что для полной оценки последствий глобального финансового кризиса необходимо учитывать как потери от сокращения экономической активности, так и расходы, связанные с реализацией антикризисной политики.
3.1. Основные антикризисные мероприятия правительств и центральных банков
3.2. Обобщенная оценка национальных антикризисных шагов
Глава 4.Антикризисные меры в международном измерении
4.1. ЕС и глобальный финансовый кризис
4.2. Глобальная координация антикризисных усилий: Большая двадцатка
Финансовый регионализм
"Переделанный" (перезагруженный) "Западный центризм"
Фрагментарный протекционизм
Трансформированный мультилатерализм