Поскольку кризисные явления сначала появились в финансовом и банковском секторах, первой реакцией на кризис стало снижение центральными банками учетной ставки и норм резервирования для коммерческих банков.
Беспрецедентный характер глобального финансового кризиса побуждал национальные правительства и центральные банки прибегнуть в целом к беспрецедентным за масштабами и интенсивностью антикризисным мероприятиям. Вместе с тем, конкретное содержание антикризисных программ и объемы средств, выделяемых в рамках разных программ для частного сектора и возобновления экономической активности, имели свою специфику. Такая специфика определялась тем, насколько сильно повлиял глобальный финансовый кризис на конкретную страну, ее финансовыми и другими возможностями.
3.1. Основные антикризисные мероприятия правительств и центральных банков
Поскольку сугубо в хронологическом плане кризисные явления сначала появились в финансовом и банковском секторах, первой реакцией на кризис стало "традиционное" снижение центральными банками учетной ставки и норм резервирования для коммерческих банков. Такой путь избрали США, ЕС и Япония. Так, с начала 2008 года ФРС США снижала учетную процентную ставку семь раз с 4,5 до 0-0,25%. Банк Японии снизил основную процентную ставку с 0,5% в начале 2008-го до 0,1% в конце этого же года. Банк Англии снижал ставку пять раз на протяжении 2008 года с 5,25 до 2%, а уже в марте 2009 года она составляла 0,5%. Ставка ЕЦБ изменилась с
4% в начале 2008-го до 1,25% в апреле 2009 года. К этому списку следует прибавить и Китай, который осуществил переход от жесткой монетарной политики, провозглашенной в 2003 году, к более мягкой и начал постепенно снижать процентные ставки и нормы резервирования для коммерческих банков с целью стабилизации кредитования экономики1.
Вместе с тем отдельные страны отреагировали по-другому. Так, например, Россия столкнулась с проблемой крупномасштабного оттока капитала и необходимостью тратить большие средства на обслуживание кредитов в иностранной валюте. Поэтому в течение 2008 года Центральный банк России поднимал ставку рефинансирования (с 10 до 13%) с тем, чтобы уменьшить девальва-ционное давление на рубль со стороны ранее названных факторов2.
Ключевым элементом национальных антикризисных программ развитых стран стали мероприятия, направленные на стабилизацию ситуации на финансовых рынках. США и ЕС прибегли к таким действиям раньше, тогда как страны Азии начали осуществлять соответствующие меры лишь в 2009 году.
Важным элементом антикризисных программ является государственная помощь системным банкам и финансовым институтам, которые переживают трудности. Такая помощь осуществляется различными путями, а именно:
а) кредитование за счет бюджетных средств;
б) рекапитализация при участии государства;
Важным элементом антикризисных программ является государственная помощь системным банкам и финансовым институтам, которые переживают трудности. Такая помощь осуществляется различными путями.
Предоставление помощи финансовому сектору базируется на
вполне конкретных принципах.
Большинство развитых государств четко заявили о том, что
государственная помощь будет предоставляться в течение 2009-2012 гг., а налоговые льготы являются временными.
в) предоставление гарантий (за определенную плату) на стоимость прошлых инвестиций банков, которые могут с определенной вероятностью оказаться убыточными;
г) размещение государственных средств на депозитных счетах коммерческих банков;
д) выкуп ценных бумаг, обеспеченных выданными кредитами.
Необходимость помощи финансовым институтам аргументируется тем, что стабильная финансовая система представляет собой общественную ценность, поскольку нормальное функционирование финансовой системы является необходимой предпосылкой развития бизнеса, а следовательно - и создания новых рабочих мест, роста благосостояния1. Следует отдельно отметить, что именно этот компонент - помощь финансовой системе - является наибольшим во многих странах мира.
Нужно также сказать, что предоставление помощи финансовому сектору базируется на вполне конкретных принципах. Основополагающими принципами государственной помощи являются ее срочность и защита интересов налогоплательщиков, за деньги которых эта помощь предоставляется.
Что касается срочности, то большинство развитых государств четко заявили о том, что планы государственной помощи будут действовать в течение 2009-2012 гг., а налоговые льготы являются временными. При этом неоднократно подчеркивалось, что планы спасения (rescue plans), осуществляемые за средства налогоплательщиков, не являются бесплатными для институтов-бенефициаров. Такой подход призван реализовать второй из названных принципов - принцип защиты интересов налогоплательщиков, то есть интересов общества в целом. Так, например, в США законодательство требует от компаний, которые будут продавать свои плохие активы государству в рамках участия в Программе избавления от проблемных активов (ТАРР)1, предоставить гарантии того, что эти активы принесут выгоду в будущем.
С целью защиты интересов налогоплательщиков ведется постоянный мониторинг за эффективностью и направлениями использования государственных средств, причем в случае злоупотреблений или отсутствия позитивных эффектов такая помощь прекращается2. С целью минимизации государственных расходов и рисков правительства всячески пытаются вовлечь частный капитал в участие в выкупе проблемных активов финансовых учреждений3. В Великобритании за участие во многих правительственных программах поддержки банковского сектора установлена плата4.
Предоставление государственной помощи банкам сопровождается выдвижением целого ряда обязательных требований. Банк-реципиент обязуется: обеспечивать кредитование малого бизнеса и владельцев жилья, реструктуризировать задолженность физических лиц по ипотечным кредитам, ограничивать выплаты топ-менеджменту (отказ от так называемых "золотых парашютов").
Так, в США запрещено выплачивать вознаграждение топ-менеджменту за счет полученных от государства средств и установлен жесткий контроль со стороны ФРС, Казначейства и Корпорации гарантирования де-
Предоставление государственной помощи банкам сопровождается выдвижением целого ряда обязательных требований.
Практически все страны высказались в пользу более жесткого контроля за финансовыми операциями как на национальном, так и на международном уровнях.
позитов (FDIC) за направлениями использования государственных средств1.
В Великобритании для получения финансовых ресурсов от государства банки должны заключить с правительством так называемое соглашение о ссуде (lending agreement), которое предусматривает определенные объемы и виды обязательного кредитования потребителей и бизнеса2. Во Франции создали специальный институт "кредитного омбудсмена", который контролирует использование банками государственной помощи и соблюдение прозрачности процедур доступа предприятий к кредитам3.
США решили сформировать специальный наблюдательный совет, перед которым Казначейство должно отчитываться об использовании средств и прогрессе в преодолении кризиса4. Все институты также должны достаточно детально отчитываться об использовании полученных от государства средств, объемах и видах предоставленных кредитов, объемах и качестве купленных ценных бумаг, основных соглашениях и тому подобное, а также предоставлять прогнозы развития компаний в случае отсутствия государственной помощи5.
Поскольку одной из причин глобального финансового кризиса стала неэффективность системы регулирования финансовых рынков, практически все страны высказались в пользу более жесткого контроля за финансовыми операциями как на национальном, так и на международном уровнях. Не прибегая в этой главе к детальному рассмотрению разных предложений, отметим, что они касаются широкого круга проблем, среди которых следует назвать такие:
- пересмотр роли и функции МВФ и Форума финансовой стабильности;
- установление новых экономических нормативов адекватности капитала банков, соблюдение которых имело бы антициклический характер (повышенные нормы резервирования во время подъема и низкие нормативы во времена спада);
- ликвидация оффшорных зон, которые используются для уклонения от уплаты налогов;
- пересмотр правил бухгалтерского учета;
- установление более четких правил деятельности международных рейтинговых агентств и развитие национальных рейтинговых институтов;
- усовершенствование механизмов регулирования деятельности страховых компаний, инвестиционных фондов, хедж-фондов, функционирования рынков де-ривативов;
- создание эффективной системы надзора за деятельностью так называемых системно важных финансовых институтов;
- внедрение новых, более жестких требований раскрытия информации на всех финансовых рынках и тому подобное.
Отдельным пунктом планов стабилизации финансовых рынков стал выкуп государством проблемных активов. С этой целью США внедрили специальную Программу избавления от проблемных активов (ТАРчР)1 и выделили дополнительное финансирование ипотечным
Отдельным пунктом планов стабилизации финансовых рынков стал выкуп государством проблемных активов.
Практически все страны внедрили целый ряд мероприятий с целью защиты интересов физических лиц - владельцев депозитов.
агентствам Fannie Mae и Freddie Mac1. Федеральная резервная система США внедрила ряд инструментов, которые предусматривают выкуп ипотечных облигаций Fannie Mae и Freddie Mac и помощь владельцам ценных бумаг, обеспеченных недавно выданными кредитами, с рейтингом ААА2.
Выкуп проблемных активов у банков осуществляется также в отдельных странах Европы, которые потеряли доступ к кредитным ресурсам3. Так, Германия заявила о разработке нового закона относительно стабилизации финансового рынка, основной акцент в котором делается на процедурах обращения с плохими ("токсичными") долгами, хотя министр финансов П. Штайнбрюк полностью отбрасывает идею создания так называемого "плохого" банка, который бы аккумулировал "токсичные" активы немецких банков4.
Практически все страны внедрили целый ряд мероприятий с целью защиты интересов физических лиц - владельцев депозитов. Так, Россия внедрила 100%-ное возмещение банковских вкладов до 700 тыс. руб.5 США внедрили полное гарантирование вкладов до 250 тыс.
долларов с целью защиты интересов граждан и малого бизнеса1.
Важным элементом антикризисных программ во многих странах стали меры по поддержке ипотечного кредитования и помощи владельцам жилья, приобретенного в кредит. Еще в июле 2008 года в США был принят Закон о рынке жилой недвижимости и возобновления экономического роста (Надежда для домовладельцев)2, который предусматривает усиление регулирования государственных ипотечных агентств - Fannie Mae и Freddie Mac - и федеральных банков, создание нового регулятора с широкими полномочиями на ипотечном рынке, предоставление финансовой помощи лицам, которые взяли ипотечный кредит. Позже уже администрация Барака Обамы разработала программу, которая предусматривает уменьшение платежей по ипотечному кредиту для 3-4 млн "ответственных" семей и рефинансирования для 4-5 млн семей ипотечных долгов, гарантированных государственными ипотечными агентствами3.
С целью стабилизации рынка недвижимости в Китае уменьшено размер первого взноса на покупку жилья и проценты по кредиту на первую покупку жилья, отменено несколько налогов, связанных с покупкой жилья, введены субсидии семьям с низкими доходами4.
Британское правительство использует национализированные банки для расширения ипотечных кредитных
Важным элементом антикризисных программ во многих странах стали меры по поддержке ипотечного кредитования и помощи владельцам жилья, приобретенного в кредит.
Замедление развития экономики заставило многие страны разработать и принять пакеты долгосрочных мероприятий, направленных на расширение потребления домохозяйств и инвестиционного спроса.
программ, позволив выдавать кредиты платежеспособным клиентам, которые, однако, не имеют достаточно средств для первого взноса1.
Замедление развития экономики заставило многие страны разработать и принять пакеты долгосрочных мероприятий, направленных на расширение потребления домохозяйств и инвестиционного спроса. Большинство государств приняли такие планы в конце 2008 - в начале 2009 года2. Все они предусматривают значительное расширение государственного финансирования инфраструктурных проектов, программ кредитования предприятий и финансовых учреждений, социальных выплат.
Среди таких мероприятий следует прежде всего назвать уменьшение налогового груза как для домохозяйств, так и для предприятий. Так, налоги для домохозяйств были снижены в Германии (взносы на страхование здоровья, налоги на новые автомобили, которые отвечают современным экологическим стандартам, налоги на доходы1), во Франции (налог на доход2), в Великобритании (НДС до конца 2009 года3, налоговые скидки и кредиты4), в США (увеличение сумм исключений из альтернативного минимального налога, налоговые кредиты для семей, освобождение от налогообложения выплат по безработице5).
Что касается Японии, то здесь также были снижены ряд налогов, среди которых и плата за автомобильные дороги, налоги на экологические автомобили, однако вместе с тем премьер-министр Т. Асо заметил, что он планирует поднять налог на потребление в течение следующих трех лет6.
Параллельно с этим многие страны также повысили величину социальных выплат (Франция7, Россия8, Япония1).
Одной из мер содействия экономическому развитию стало снижение налогов и увеличение социальных выплат.
Поскольку сокращение экономической активности ведет к росту безработицы, то практически все страны особое внимание уделяют мероприятиям, направленным на сохранение занятости и помощи безработным.
Китай планирует осуществить масштабную реформу здравоохранения, которая предусматривает увеличение субсидий для покрытия медицинских расходов домохозяйств и больниц2. Ожидается, что в результате этого китайцы будут тратить сбережения, запланированные для оплаты медицинских счетов, на потребление. С целью усиления конкурентоспособности и повышения деловой активности страны освобождают предприятия от налогов или же снижают их. На практике это означает снижение налога на прибыль предприятий и выплат на социальное страхование работников, рассрочку налоговой задолженности, льготное налогообложение инвестиций предприятий в учебу и научные разработки, освобождение от уплаты НДС импортного технического оборудования и тому подобное.
Сокращение экономической активности ведет к росту безработицы. Поэтому практически все страны особое внимание уделяют мероприятиям, направленным на сохранение занятости и помощи безработным. Германия планирует увеличить штат служб занятости с целью расширения системы повышения квалификации для работников преклонных лет или с низкой квалификацией3, а также платить половину социальных взносов за сотрудников предприятий, если их переведут на короткую рабочую неделю, а не освободят4.
Еще в начале 2008 года правительство Франции объявило о намерении уменьшить безработицу до уровня, который бы не превышал 5%, для чего предусматривается снизить социальные взносы для предприятий, повысить пенсионный возраст и тому подобное1. В контексте борьбы с кризисом правительство увеличило помощь по безработице, внедрило программы повышения квалификации2, платит дополнительные премии3. Также правительство будет поддерживать новых рабочих, принятых на работу малыми предприятиями4. Аналогичные мероприятия осуществила и Россия: в стране в 1,5 раза увеличен размер помощи по безработице, вдвое уменьшено квоту на привлечение иностранной рабочей силы, дополнительно выделено 43,7 млрд руб. на организацию временных рабочих мест и общественных работ, введена выплата подъемных при переезде на новое место работы, приняты дополнительные меры, направленные на переквалификацию рабочих и организацию самой занятости5.
В 2008 году в США был принят Закон об увеличении помощи по безработице6. Барак Обама еще в статусе избранного президента в своем плане (план Обамы-Байдена) предлагал упразднить налоговые льготы для компаний, которые создают рабочие места за рубежом, и внедрить систему вознаграждений для компаний, которые созда-
Целый ряд стран увеличили выплаты по безработице, внедрили программы повышения квалификации, а также стимулы для трудоустройства.
Среди мероприятий долгосрочного плана следует назвать увеличение инвестиций в новые технологии, разработки и исследования. Особое внимание при этом уделяется вопросам энергоэффективности и защиты окружающей среды.
ют рабочие места с достойным уровнем оплаты труда, способствовать созданию рабочих мест в секторе возобновляемых источников энергии, повысить минимальную заработную плату, защищать права работников во время забастовок и их свободу участия в профсоюзах1.
И сегодня в США внедрены налоговые стимулы для трудоустройства освобожденных ветеранов и молодежи, увеличен период предоставления помощи безработным и ее размер, объявлено о поддержке создания 1,7 млн рабочих мест в инфраструктурных секторах2.
Правительство Великобритании совместно с двадцатью наибольшими работодателями начало реализацию специальной инициативы, которая предусматривает заполнение вакансий путем ускорения процесса рекрутин-га и тренингов3. Правительство Японии будет платить субсидии владельцам многоквартирных домов с тем, чтобы они не выселяли безработных, и предпринимателям за предоставление постоянного места работы временным сотрудникам, молодежи и людям преклонного возраста4.
Среди мероприятий долгосрочного плана следует назвать увеличение инвестиций в новые технологии, разработки и исследования. Особое внимание при этом уделяется вопросам энергоэффективности и защиты окружающей среды. Такие планы предусматривают финансирование инвестиций в переоборудование старых зданий (особенно жилых) с целью повышения энерго-
эффективности и строительство новых с соблюдением экологических требований; уменьшение выбросов двуокиси углерода; расширение сферы использования альтернативных источников энергии; модернизацию энергетических сетей; создание рабочих мест для "зеленых воротничков" с тем, чтобы уменьшить стоимость использования традиционных энергоносителей и вредное влияние деятельности человека на биосферу1.
Важной частью китайского "плана спасения" также является реализация высокотехнологичных инициатив: по словам премьер-министра Вена Джибао, 600 млрд юаней (88,5 млрд. долларов США) будет потрачено на шесть
Особое место в национальных программах противодействия кризису занимают мероприятия, направленные на техническую модернизацию инфраструктуры.
наибольших проектов, среди которых космическая программа, развитие воздушного соединения и тому подобное1. В России минимально сокращены объемы расходов на "технологические" федеральные целевые программы2.
Отдельное место в национальных программах противодействия кризису занимают мероприятия, направленные на техническую модернизацию социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Так, краеугольным камнем пакета мероприятий содействия экономическому развитию Китая является поддержка сектора строительства, развитие транспортных магистралей, расширение сети заведений медицины и образования3. Одним из наиболее масштабных инфраструктурных проектов должна стать перестройка железнодорожной сети, в которую Пекин готов инвестировать 5 трлн юаней (730,6 млрд долларов США) до 2020 года4.
Россия планирует обеспечить финансирование всех имеющихся федеральных целевых программ, которые касаются инфраструктуры, и организовать выпуск специальных инфраструктурных облигаций для финансирования инфраструктурных проектов под гарантии РФ и "Внешэкономбанка"5.
Германия, Франция, Япония и Великобритания отмечают необходимость технического переоснащения объектов муниципальной и транспортной инфраструктуры. Так, например, Великобритания планирует реализовать те проекты государственно-частного партнерства за счет государства, для осуществления которых нельзя мобилизовать средства на рынках капитала1. Американский план реинвестирования и экономического восстановления предусматривает значительный рост инвестиций в реконструкцию шоссе, мостов, дорог, портов, аэропортов и железных дорог2.
Все без исключения страны делают ставку на поддержку малого и среднего бизнеса, который должен обеспечить возобновление экономической активности и смягчить проблему безработицы. Значительные усилия направлены на возобновление программ кредитования коммерческими банками малых и средних предприятий. США расширяют возможности участия малых предприятий в государственных закупках и/или в подрядных контрактах3, внедряют налоговые стимулы для увеличения ими объемов инвестирования, такие как увеличение ставок амортизации, перенесение убытков текущего периода на прошлые годы4. В России увеличена программа финансовой поддержки малого бизнеса "Внешэкономбанка" (до 30 млрд руб.), предложено расширить доступ к госзаказам на региональном уровне,
Все страны делают ставку на поддержку малого и среднего бизнеса, который должен обеспечить возобновление экономической активности и смягчить проблему безработицы.
Некоторые страны объявили о намерениях поддержать отдельные сектора реальной экономики.
предусмотрен механизм рефинансирования портфелей кредитов малого и среднего бизнеса, установлены льготные условия выкупа арендованного федерального и муниципального имущества и тому подобное1. Великобритания, Франция, Китай, Япония, Германия также внедрили программы кредитования малых и средних предприятий и создали фонды (при участии частного сектора) для их финансирования2.
Некоторые страны объявили о намерениях поддержать отдельные сектора реальной экономики. Так, например, Россия рассчитывает поддержать сельское хозяйство, автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение, военно-промышленный комплекс, сырьевой комплексы, а также транспорт. Такая поддержка будет осуществляться большей частью путем предоставления субсидий на покрытие процентных ставок по кредитам в 2008-2009 гг., рекапитализации, гарантирования заимствований и таможенно-тарифной защиты3.
С этой целью составлен список из 295 предприятий, которые имеют большое социально-экономическое значение и являются крупными работодателями, и список из 1148 предприятий регионального значения, которые имеют право на финансовую помощь государства1.
США, Великобритания, Франция решили оказать финансовую помощь производителям автомобилей2. Немецкое правительство пошло другим путем: для стимулирования спроса потребителей во втором пакете стимулирования экономики предусмотрена выплата бонуса в сумме 2500 евро на покупку нового экологиче-
США, Великобритания, Франция решили оказать финансовую помощь производителям автомобилей.
Предоставление государственной помощи сопровождается целым рядом вполне конкретных условий.
ского автомобиля и 500 млн евро для проведения научных исследований в автомобильной отрасли1. В целом канцлер Германии А. Меркель негативно относится к возможности предоставления государственной финансовой помощи автопроизводителям, в частности компании Opel, не считая ее системно важным предприятием. Вместе с тем она отметила возможность государственного гарантирования инвестиций в эту компанию со стороны частного инвестора2.
Франция, кроме автомобильной отрасли, решила предоставить банкам 5 млрд евро для кредитования покупки самолетов, чтобы поддержать авиационную отрасль, по большей части компанию Airbus3. Пекин помогает своим производителям стали, автомобилей4, авиакомпаниям, текстильной отрасли, судостроительной, нефтехимической, агросектору, предоставляя им беспроцентные кредиты, выкупая избыток продукции, инвестируя в программы обеспечения энергоэффективности и внедрения новых технологий, снижая налоги для бизнеса5.
Следует отметить, что предоставление государственной помощи сопровождается целым рядом вполне конкретных условий. Например, в США получение государственного кредита обуславливается проведением реструктуризации компании, передачей государству части акций, внедрением ограничений на выплаты топ-менеджменту бонусов и на выплату дивидендов, невозможностью списать долг перед государством в случае банкротства и тому подобное1.
Некоторые страны рассматривают поддержку регионального развития как один из самых перспективных путей возобновления экономического роста и развития отсталых территорий. Так, в Японии специально предусматривается поддержка органов местной власти, региональных финансовых институтов и их программ кредитования региональных предприятий (по большей части аграрных, лесных и рыбных хозяйств)2. Правительством Японии также значительно изменены пропорции распределения бюджета в интересах ре-гионов3.
Российская антикризисная программа предусматривает субсидии регионам в рамках мероприятий поддержки занятости, малого бизнеса, улучшения жилищных условий населения и медицинской помощи4. Кроме того, субъекты Федерации имеют в своем распоряжении ряд инструментов, которые позволяют
Некоторые страны рассматривают поддержку регионального развития как один из самых перспективных путей возобновления экономического роста и развития отсталых территорий.
Китай, наряду с финансовой помощью, решил расширить полномочия местной власти.
им самостоятельно разрабатывать антикризисные про-граммы1.
В США вносятся поправки к Закону о чрезвычайных экономических стабилизационных действиях, которые среди прочего предусматривают расширение возможностей участия небольших региональных финансовых учреждений в Программе избавления от проблемных активов (ТАРР)2.
Немецкий Пакт занятости и стабильности предусматривает выделение 10 млрд евро из Фонда инвестиций и компенсаций на финансирование инвестиций в регионах3. План экономического роста во Франции предусматривает ускоренную реализацию общих проектов государства и регионов (СРЕР.), финансовую поддержку территорий путем быстрого возмещения НДС за 2008 год, предоставление дотаций на модернизацию школ, реализацию инфраструктурных проектов (всего на сумму в 10,5 млрд. евро)4.
Китай решил предоставить местной власти больше полномочий для поддержки регионального экономического развития, в частности через расширение строительства жилья за счет средств персональных фондов на строительство жилья (29,2 млрд долларов США)5, выпуск облигаций регионами для финансирования мероприятий экономического стимулирова-ния1. Власти страны разрабатывают план поддержки развития сельских территорий ввиду того, что многие люди, которые потеряли работу в городах, возвращаются к селу2.
Одним из важных мероприятий по борьбе с рецессией является стимулирование развития внешней торговли. Именно с этой целью США планируют внедрить режим свободной торговли с Колумбией, Панамой, Южной Кореей3. США также пытаются распространить свои стандарты рынка труда и защиты окружающей среды по всему миру для обеспечения одинаковых правил игры для американских и иностранных компаний4.
Япония в рамках мер по стимулированию экономики выделит 1,5 трлн иен (17 млрд долларов США) странам Азии для осуществления инфраструктурных проектов и расширения торговли5. Аналогичную политику проводит и Китай по отношению к странам Африки и Азии6. Правительство Великобритании поддерживает фирмы-экспортеры через Департамент кредитных гарантий для экспорта7. Следует отметить, что именно в контексте стимулирования развития международной торговли как фактора возобновления экономической активности
Одним из важных мероприятий по борьбе с рецессией является стимулирование развития внешней торговли.
Большое внимание страны мира уделяют созданию условий для стимулирования инвестиционного спроса предприятий, используя для этого разные меры.
Германия1, Великобритания2 и Китай3 категорически выступают против протекционизма.
Большое внимание страны мира уделяют созданию условий для стимулирования инвестиционного спроса предприятий. С этой целью Германия, Россия и другие страны внедряют ускоренную амортизацию некоторых категорий основных фондов, формируют специальные инвестиционные фонды4. Россия также планирует поддерживать инвестиционные программы субъектов естественных монополий и государственных корпораций в течение 2009-2011 гг., а также увеличить субсидирование экспортеров промышленной продукции5 и объемы государственных закупок6.
Правительство Франции выделило 11,4 млрд евро для пополнения оборотных средств предприятий путем досрочного возмещения НДС, предоставления налоговых кредитов на научные исследования и разработки, ускоренной амортизации и тому подобное1.
Правительство Китая обещает предоставить государственным предприятиям большую свободу в принятии и реализации инвестиционных проектов и открыть доступ частному капиталу к естественным монополиям2.
Таким образом, даже поверхностный анализ основных антикризисных мероприятий на национальном уровне позволяет сделать три основных вывода, а именно:
- все антикризисные программы предусматривают целый комплекс действий кратко-, средне- и долгосрочного плана;
- предоставление помощи финансовому и реальному секторам экономики осуществляется на основе вполне конкретных принципов, применение которых направлено на эффективное использование государственных средств и защиту интересов общества;
- антикризисные программы имеют открытый характер в том смысле, что при необходимости вектор действий и объемы помощи могут пересматриваться с тем, чтобы более адекватно реагировать на новые экономические вызовы.
Глава 4.Антикризисные меры в международном измерении
4.1. ЕС и глобальный финансовый кризис
4.2. Глобальная координация антикризисных усилий: Большая двадцатка
Финансовый регионализм
"Переделанный" (перезагруженный) "Западный центризм"
Фрагментарный протекционизм
Трансформированный мультилатерализм
4.3. Международный валютный фонд и глобальный кризис
Усовершенствование условий кредитования