Чтобы выявлять проблемы на ранних этапах, менеджеры должны следить за предупреждающими сигналами. Теория бизнеса обязательно устаревает, если организация добивается своих первоначальных целей. Следовательно, достижение целей — это не повод радоваться, а стимул снова задуматься. К середине 1950-х годов компания АТ&Т справилась со своей миссией снабдить каждую американскую семью и компанию доступом к телефонной связи. Тогда некоторые руководители говорили, что пришло время пересмотреть теорию бизнеса и, например, отделить местное обслуживание — где цели уже были достигнуты — от будущего роста бизнеса, начиная с междугородной телефонной связи и заканчивая глобальными телекоммуникационными системами. Их доводов никто не услышал, и уже через несколько лет АТ&Т начала давать сбои, и ее удалось спасти только с помощью антимонопольного договора, когда в приказном порядке компании пришлось сделать то, что ее менеджмент отказывался делать добровольно.
Быстрый рост — еще один признак кризиса организационной теории. Любая организация, размер которой увеличивается в два или три раза за сравнительно короткий период времени, обязательно перерастает свою теорию. Даже в Силиконовой долине убедились, что пивные вечеринки больше не подходят для общения после того, как компания становится настолько большой, что сотрудникам приходится носить значки со своими именами. Однако такой рост затрагивает более глубокие предположения, методы и привычки. Чтобы сохранить здоровье, организация должна снова задаться вопросами о своем окружении, миссии и ключевых умениях.
Существуют еще два четких признака того, что теория бизнеса в организации больше не соответствует действительности. Первый — это неожиданный успех, то л и у самой компании, то ли у ее конкурента. Второй признак — неожиданная неудача, опять же или своя собственная, или у конкурента.
В то время, когда японские автомобили значительно усложнили жизнь компаниям из детройтской "Большой тройки", компания Chrysler совершенно неожиданно добилась успеха. Ее обычные легковые автомобили теряли долю на рынке еще быстрее, чем машины GM и Ford. Но продажи ее джипов и мини-фургонов — почти случайное изобретение — взлетели до небес. В тот момент компания GM была лидером на американском рынке легких грузовиков, непревзойденной в вопросе дизайна и качества своей продукции, но она не обращала внимания на это направление деятельности. Ведь мини-фургоны и легкие грузовики в традиционной статистике всегда считались коммерческим, а не пассажирским транспортом, даже несмотря на то, что сейчас их в основном покупают как легковые автомобили. Однако если бы компания все же заметила неожиданный успех своего более слабого конкурента, фирмы Chrysler, то могла бы намного раньше понять, что ее предположения и насчет рынка, и насчет своих ключевых умений больше не правомочны. С самого начала рынок мини-фургонов и легких грузовиков не относился к тем рынкам, на которых потребители делились на классы в зависимости от дохода, и на него почти не влияла цена продажи подержанной продукции. Парадоксально, но легкие грузовики оказались именно тем единственным направлением, в котором компания GM двадцать пять лет назад уже довольно далеко продвинулась к тому, что мы сейчас называем экономным производством.
Неожиданная неудача — сигнал не менее тревожный, чем неожиданный успех, и к нему нужно отнестись так же серьезно, как к первому "незначительному" сердечному приступу у шестидесятилетнего мужчины. Семьдесят лет назад, в разгар Депрессии, компания Sears решила, что автострахование является не финансовым продуктом, а скорее "аксессуаром", следовательно, продажа такого вида страховки будет входить в миссию компании, которая хотела стать информированным покупателем для американской семьи. Все решили, что компания сошла с ума. Но автострахование почти сразу же стало самым прибыльным бизнесом для Sears. Двадцать лет спустя, в 1950-х годах, компания решила, что кольца с бриллиантами -это уже не роскошь, а необходимость, и стала крупнейшим и, вероятно, самым прибыльным, торговцем бриллиантами в мире. Вполне логичным было и то, что в 1981 году Sears решила, что инвестиционные товары стали предметом первой необходимости для американской семьи. Она приобрела фирму Dean Witter и перенесла ее офисы в свои магазины. Это решение привело к настоящей катастрофе. Общественность США явно не считала свои финансовые запросы "потребительским товаром". Когда компания Sears наконец сдалась и решила выделить Dean Witter в отдельный бизнес за пределами своих магазинов, фирма Dean Witter сразу же стала процветать. В 1992 году Sears очень выгодно продала ее.
Если бы компания Sears осознала, что ее неудачная попытка стать поставщиком инвестиций для американской семьи говорит о проблемах с теорией бизнеса, а не является отдельной случайностью, то могла бы приступить к реструктуризации на десять лет раньше, чем произошло на самом деле, когда она все еще являлась лидером на рынке. В таком случае в компании могли бы понять, что неудача с Dean Witter ставит под сомнение всю концепцию однородности рынка, т.е. именно то понятие, на котором Sears и другие массовые розничные торговцы многие годы основывали свою стратегию.
Вывод
9. Цель и задачи бизнеса
Цель бизнеса
"Каким должен быть наш бизнес?"
Задачи маркетинга
Задача в сфере новаторства
Задачи в области ресурсов
Задачи в области продуктивности
Задачи в области социальной ответственности