Менеджмент - Питер Друкер - Работник умственного труда как капитальный актив

Едва ли найдется еще какая сфера, где бы разница между производительностью работников физического и умственного труда проявлялась нагляднее, чем в соответствующих видах экономики. Согласно экономической теории и большинства методов ведения бизнеса работники физического труда относятся к затратам. Чтобы работать производительно, работники умственного труда должны восприниматься как капитальный актив.

Затраты необходимо контролировать и снижать, а активы — наращивать.

При управлении работниками физического труда мы довольно быстро узнали, что высокая текучесть кадров, т.е. потеря работников, очень дорого обходится предприятию. Как хорошо известно, в компании Ford Motor

Company в январе 1914 года оплата квалифицированных рабочих была увеличена в три раза и составляла 5 долларов в день. Компании пришлось пойти на это. потому что текучесть кадров оказалась настолько серьезной, что трудовые затраты начали представлять угрозу. Ежегодно на работу принималось шестьдесят тысяч человек, из них оставалось всего десять тысяч. Но несмотря на это, все, в том числе и Генри Форд (который изначально был настроен резко против такого повышения), были убеждены, что из-за увеличения заработной платы компания в конечном счете получит меньше прибыли. Однако уже за первый год прибыль выросла почти вдвое. Получая 5 долларов в день, почти никто из работников не уволился, и даже более того — вскоре у компании Ford Motor Company даже появился свой лист ожидания.

Но за исключением расходов на текучесть кадров, подбор и переквалификацию персонала и тому подобное, работник физического труда по-прежнему считается статьей издержек. Это характерно даже для Японии, несмотря на акцент на пожизненном найме и создании "лояльной", постоянной рабочей силы. К тому же, за исключением расходов на текучесть кадров, менеджмент рабочих, которые уже несколько тысячелетий остаются преимущественно работниками физического труда, все еще полагает - за исключением нескольких высококвалифицированных сотрудников, — что один работник физического труда во всем похож на другого такого же.

В том, что касается умственного труда, ситуация совершенно иная.

Работники физического труда не владеют средствами производства. Очень часто у них есть богатый, ценный опыт, но он ценен только в том месте, где они работают, его нельзя забрать с собой.

А вот работники умственного труда владеют средствами производства, которыми являются их знания. Эти средства высоко мобильны и являются чрезвычайным капитальным активом. Поскольку работники умственного труда являются хозяевами своих средств производства, они тоже высоко мобильны. Работникам физического труда работа нужна намного больше, чем они нужны этой работе. Возможно, пока еще не обо всех работниках умственного труда можно сказать, что организация нуждается в них больше, чем они нуждаются в организации. Но для большинства из них эти взаимоотношения глубоко символичны, поскольку оба партнера в равной степени нуждаются друг в друге.

Обязанность менеджмента — заботиться об активах своего учреждения. Что значит, если знания отдельного работника умственного труда становятся активом, причем все чаще — основным активом организации? Что это значит в отношении методов управления персоналом? Что нужно для того, чтобы привлечь и удержать самых производительных работников умственного труда? Что нужно для увеличения их производительности и превращения ее в качественную работу всей организации?

Технологи
Умственный труд как система
С чего же начинать?
Управление в корпорации
Вывод
ЧАСТЬ V. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
20. Социальное воздействие и социальные проблемы
Ответственность за воздействия
Как справиться с воздействиями
Когда требуется регулирование
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru