С момента появления около ста лет назад организаций вопрос о том, какие направления деятельности нужно объединять, а какими лучше заниматься отдельно, остается спорным.
В целом выделяются четыре основные группы направлений деятельности.
Первая — это деятельность, обеспечивающая результат, т.е. те направления, результат которых можно количественно оценить и напрямую или косвенно соотнести с эффективностью работы всего предприятия. Одни из этих направлений непосредственно приносят доход, другие же дают конкретные результаты.
Вторыми являются вспомогательные направления деятельности, которые, хотя и нужны и даже играют существенную роль, сами по себе результатов не дают, однако важны для того, чтобы их "плодами" могли воспользоваться другие составные элементы компании.
Третьими считаются те направления деятельности, которые не имеют прямой или косвенной связи с результатами работы, т.е. которые действительно являются вспомогательными. Это так называемая административно-хозяйственная деятельность.
Наконец, четвертая группа, совершенно отличная по своей природе, -это деятельность топ-менеджеров (о которой мы отдельно поговорим в главе 43).
Среди направлений деятельности, обеспечивающих результат, некоторые напрямую связаны с доходом (или, в случае с предприятиями системы обслуживания, непосредственно направлены на обслуживание пациентов или обучение). К этой группе относятся разработка инноваций, продажа и любые действия, необходимые для систематических, организованных продаж, например прогнозирование продаж, исследования рынка, обучение торговых представителей и управление продажами, В эту группу также входит финансовая деятельность, т.е. поиск средств для бизнеса и управление ими.
Вторая группа деятельности, дающей результат, — это те направления, которые не приносят прибыли, но могут быть напрямую связаны со всем бизнесом или с крупным сегментом, приносящим доход. Я называю их скорее не дающими результат, а способствующими его достижению.
Производство — типичный пример такой деятельности. Но к ней также относится обучение персонала и подбор кадров, т.е. те виды деятельности, которые связаны с поиском квалифицированных и опытных сотрудников для предприятия. Закупки и сбыт способствуют достижению результата, но не приносят дохода. Инжиниринг, как принято считать в большинстве производственных компаний, способствует достижению результата, но не приносит прибыли. В коммерческом банке операции (обработка данных и документов) тоже относятся к этой категории, так же как в страховой компании — выплата страховок. Переговоры с трудовыми коллективами и многие другие подобные отношения также способствуют достижению определенного результата, но не приносят дохода.
Третья группа направлений деятельности, обеспечивающих результат, связана с информацией. В результате такой деятельности производится конечный продукт, в котором нуждается каждый член системы. И все же сама по себе информация не приносит никакого дохода. Это, так сказать, дополнение к центрам затрат и прибылей.
Первая подгруппа вспомогательных направлений деятельности, которые сами по себе не производят продукцию, но делают вклад в другие направления, —это так называемая деятельность в "зоне совести". К ней относятся установление стандартов, создание имиджа и удовлетворение спроса во всех ключевых сферах, в которых компании необходимо стремиться к совершенству. Задача деятельности в зоне совести — не в том, чтобы помогать организации совершенствовать текущие операции, а заставлять ее придерживаться собственных стандартов, напоминать организации о том, что она должна делать, но по каким-то причинам не делает.
В большинстве организаций, как правило, важность этой деятельности недооценивается. Но любая бизнес-компания и любое предприятие системы обслуживания должны обеспечить себя и своих менеджеров имиджем, четкими ценностями, стандартами и определенными средствами проверки соответствия этим стандартам.
Еще одна вспомогательная функция — консалтинг и обучение. Вклад заключается не в том, чего добивается или может добиться это направление деятельности, а скорее в его влиянии на способность других работать и добиваться результата. Его "продукция" — это повышение эффективности всей остальной организации.
Большая часть деятельности по установлению связей с общественностью тоже является вспомогательной — например, работа юридического отдела или департамента по выдаче патентов.
Последняя группа направлений деятельности, выделенная в соответствии с их вкладом, — это административно-хозяйственная деятельность, которой занимаются как медпункты, так и уборщики, как сотрудники заводской столовой, так и руководители пенсионного фонда. К этой группе относятся и поиск места для строительства нового завода, и контроль над соблюдением множества правительственных распоряжений. Все эти подразделения не делают непосредственного вклада в результаты работы компании, но их неправильное функционирование может сильно навредить компании. Они следят за соблюдением юридических норм, поддержанием боевого духа сотрудников и выполнением социальных обязательств. Из всех видов деятельности эта группа самая многообразная. И из всех видов деятельности в большинстве организаций их игнорируют больше, чем какие-либо другие.
Это очень приблизительная классификация, к тому же совсем не научная. Некоторые виды деятельности в одних компаниях можно отнести к одной категории, в других — к другой, а в третьих они могут вообще не поддаваться никакой классификации.
В таком случае, зачем вообще нужна классификация? Ответ таков: к направлениям деятельности, делающим разный вклад, и относиться нужно по-разному. Вклад определяет их рейтинг и положение в системе.
Ключевые направления деятельности никогда не должны подчиняться неключевым.
Деятельность, приносящая доход, никогда не должна подчиняться деятельности, не приносящей дохода.
А вспомогательные направления деятельности никогда нельзя смешивать с видами деятельности, приносящей доход и способствующей достижению результата. Все они должны существовать отдельно друг от друга.
Повышение эффективности обслуживающего персонала
Два лика информации
Административно-хозяйственная деятельность
Анализ решений
Анализ связей
Признаки плохой организации
"Организиты" как хроническое заболевание
Вывод
39. Схема, основанная на работе и задаче