Эффективность управленческого решения определяется обоснованностью методологии решения проблем, подходов, принципов, методов.
Анализ теории и практики экономического управления фирмами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов [45]: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного. Каждый из перечисленных подходов отражает, характеризует один из аспектов менеджмента.
Системный подход — подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая "выход" (цель), "вход", связь с внешней средой, "процесс" в системе, обратную связь. При применении системного подхода к проблеме сначала формулируется "выход" (цель) системы, анализируется влияние внешней среды на систему, принимаются меры по обеспечению высокого качества "входа" (ресурсы и информация для процесса).
Комплексный подход — при его применении должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические, демографические аспекты и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных элементов аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга:
— повышение качества продукта в соответствии с нуждами потребителей;
— экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;
— экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.
Функциональный подход заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.
Динамический подход рассматривает объекты управления в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5—10 лет и перспективный анализ (прогноз).
Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.
Нормативный подход заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам. Нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности (по времени и по масштабу применения).
Количественный подход заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др.
Административный подход состоит в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности и др.
Поведенческий подход должен оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
6.1. Сущность моделирования. Классификация моделей
6.2. Построение модели
6.3. Модели управления запасами
6.4. Модели оптимального планирования
Построение модели оптимального планирования
6.5. Модели массового обслуживания
Классификация систем массового обслуживания
Потоки событий (требований)
Методы исследования СМО