Менеджмент организаций - Киржнер Л.А. - 10.1. Экономические отношения в организации

10.1. Экономические отношения в организации

Под внутрифирменными экономическими отношениями можно понимать совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание нормальных условий для функционирования и развития фирмы.

Рычаги экономических отношений соответствуют социально-экономической природе фирмы. Существуют различные способы и формы использования экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования ориентирована на приспособление структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства первостепенное значение придается снижению на каждой фазе производственного процесса затрат за счет совершенствования технологии производства, разработки и внедрения новой продукции, повышения качества продукции, совершенствования форм хозяйственных связей между предприятиями, экономии на затратах труда, на накладных расходах. Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределения средств по важнейшим производственным отделениям и дочерним компаниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитов.

Выявление внутренних взаимосвязей различных элементов экономических отношений предполагает необходимость рассмотрения их в процессе централизованного управления. Это обусловлено тем, что они определяются и устанавливаются на основе глобальной политики, разработанной и осуществляемой на высшем уровне управления.

Хозяйственно-экономическое положение каждого конкретного подразделения определяется степенью его оперативной самостоятельности и предоставляемыми его руководителю полномочиями. Так, на центры прибыли возлагается ответственность за выполнение плановых показателей по прибыли, а также ряда других показателей стратегического и текущего планов. В их рамках руководитель центра прибыли может принимать самостоятельные оперативные решения и выбирать средства, направленные на достижение поставленных целей. При этом он несет материальную и административную ответственность за те результаты деятельности подразделения, которые непосредственно зависят от принимаемых им решений. Руководитель центра прибыли отвечает за эффективность использования основного капитала, определяет потребности в новых капиталовложениях и добивается от высшего руководства ассигнований на их осуществление. Оценка деятельности руководителя центра прибыли производится по результатам выполнения установленных показателей по прибыли, и от этого зависит его вознаграждение. Тем самым стимулируется его инициатива и оперативная деятельность, и в то же время высшее руководство освобождается от необходимости осуществлять контроль по всем экономическим показателям деятельности центра прибыли.

Характер экономических отношений внутри фирмы определяется в значительной степени наличием юридической самостоятельности у отдельных подразделений. Так, производственные отделения и филиалы, не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе, а осуществляют отношения с другими производственными отделениями на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров, срокам поставок. Они наделены основными и оборотными средствами и отчитываются перед высшим управлением по важнейшим показателям — рентабельность, прибыль, доля на рынке. Все расчеты таких производственных отделений и филиалов проводятся через центральную бухгалтерию фирмы, где у них имеются свои расчетные счета. Эти счета консолидируются со счетами материнской компании и поэтому их прибыли подлежат обложению налогами как составная часть всей прибыли фирмы.

Дочерние компании, обладающие юридической самостоятельностью, могут заключать сделки с другими подразделениями компании как на договорной основе, так и в рамках календарных плановых поставок. Они имеют собственный баланс. Отчетность дочерних компаний подлежит официальному контролю, их прибыли облагаются налогами отдельно от материнской компании. Поэтому перевод средств между дочерней и материнской компаниями осуществляется в соответствии с национальным законодательством о компаниях. Так, например, по закону США (акт о налогах) прибыли заграничной дочерней компании не облагается налогами со стороны американского Бюро по внутренним налогам до тех пор, пока они не подлежат налогообложению в стране базирования дочерней компании на основе национального законодательства о налогах.

Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных (трансфертных) цен, (от лат. transfero — переношу, перемещаю), которые отражают переход продукта в границах собственности одной компании. В этом случае продукт лишь по форме выступает товаром, не будучи товаром по существу. Такие цены устанавливаются в рамках единой политики ценообразования, разрабатываемой высшим руководством фирмы. Внутрифирменные экономические отношения отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта (минимизации затрат). Эти отношения осуществляются в рамках единой собственности компании.

10.2. Цены и механизм ценообразования в системе экономических методов управления
10.3. Обеспечение конкурентоспособности фирмы и оценка конкурентных возможностей организации
Оценка конкурентных возможностей фирмы
10.4. Конкурентоспособность организаций Японии и США
Анализ конкурентоспособности японской фирмы "КЭНОН"
Анализ конкурентоспособности американской компании "КАТЕРПИЛЛАР"
10.5. Научно-техническая политика
10.6. Ассортиментная политика
10.7. Технологическая политика
10.8. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru