Система финансовых отношений разных уровней и институтов, обеспечивающих их функционирование, образует финансовую систему страны (рис. 17.2).
Наиболее важным звеном финансовой системы является государственный бюджет (рис. 17.3).
Функции государственного бюджета
Фискальная функция бюджета заключается в изъятии посредством налогов и других источников, носящих вспомогательный характер, части доходов граждан, предприятий, учреждений и организаций для содержания государственного аппарата, производства общественных благ, т. е. обеспечения тех видов деятельности, которые не имеют собственных источников доходов (природоохранные мероприятия, архивы, библиотеки и т. п.) или же имеют недостаточ
ные для обеспечения надлежащего уровня источники финансирования (фундаментальные научные исследования, оперные театры, музеи и т. п.).
Распределительная функция бюджета заключается в том, что аккумулированные в государственном бюджете денежные средства правительство использует для перераспределения, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, инвестирование в капиталоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости издержек, на структурную перестройку, ускорение НТП, рост благосостояния народа, решение социальных проблем.
Стимулирующая функция бюджета проявляется в том, что модифицируя базу и ставки налогообложения, используя льготы, тарифы и т. п., правительство осуществляет стимулирующую (или ограничительную) политику, влияя на циклические колебания экономики, изменение ее структуры и т. п.
Контрольная функция бюджета используется благодаря тому, что он отражает в денежном выражении воспроизводственный общественный процесс, выявляет экономические пропорции, отклонения от равновесия и т. п.
Основные источники формирования поступлений в государственный бюджет:
— налоги;
— отчисления на социальное страхование, на страхование от безработицы и другие виды сборов (могут быть и внебюджетными, и бюджетными);
— неналоговые поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи и т. п.);
— государственные займы (внутренние и внешние);
— эмиссия денег;
— доходы от продажи государственного имущества.
Формы выплат из государственного бюджета:
— ассигнования — затраты на содержание предприятий и учреждений производящих общественные блага;
— субсидии — государственная помощь организациям, учреждениям, гражданам;
— субвенции — государственная денежная помощь местным органам власти или отдельным отраслевым хозяйственным органам для развития;
— дотации — помощь предприятиям, организациям, учреждениям для покрытия убытков с целью оказания поддержки.
Предоставление бюджетных средств предприятиям, учреждениям и организациям для полного или частичного покрытия их затрат на мероприятия, предусмотренные бюджетом, называют бюджетным финансированием.
Система бюджетного финансирования включает:
— механизм предоставления бюджетных средств распорядителям ассигновании;
— способы финансового контроля целевого и эффективного использования денежных средств.
Одной из форм бюджетного финансирования является бюджетный кредит — предоставление бюджетных средств хозяйствующим субъектам и органам власти на принципах возвратности и платности.
Важной формой использования бюджетных ресурсов являются бюджетные резервы. Это обособленная в специальных фондах часть бюджетных поступлений, предназначенная для обеспечения бесперебойного функционирования предусмотренных бюджетом расходов, а также покрытия непредвиденных затрат государства (стихийные бедствия, серьезные технологические аварии, эпидемии и т. п.), которые неожиданно могут возникнуть.
Государственный бюджет является основным звеном бюджетной системы государства.
Бюджетная система Украины — это совокупность бюджетов разных уровней:
— государственного;
— Автономной Республики Крым;
— областных;
— городов Киева и Севастополя;
— городских;
— районных;
— районных в городах;
— сельских и поселковых.
Консолидированный бюджет — это объединенный бюджет центрального правительства и бюджетов местных органов власти.
Государственное казначейство — орган, выполняющий следующие функции:
— использование государственного бюджета;
— учет его кассового исполнения;
— управление государственным внутренним и внешним долгом.
По состоянию различают государственный бюджет:
— нормальный (сбалансированный), когда поступления и расходы бюджета уравновешены;
— дефицитный, когда расходы превышают доходы;
— профицитный, когда доходы превышают расходы.
Может ли государство тратить больше, чем имеет? Да, при этом государство может осуществить дополнительную эмиссию, являющуюся абсолютно инфляционным фактором, или же использовать другой источник финансирования бюджетного дефицита — заем.
Считают, что со времен Дж.М. Кейнса обязательная сбалансированность бюджета стала анахронизмом, а концепция "здоровых финансов" (сбалансированного бюджета) оказалась недостаточно эффективной.
На самом деле не всякий дефицит государственного бюджета представляет опасность. Если он не превышает 2—3 % ВВП, то не представляет опасности; если же он превышает 3 %, то возникает угроза инфляционных явлений в экономике (абсолютно неинфляционных источников финансирования дефицита государственного бюджета не существует).
В Украине возникало явление скрытого бюджетного дефицита (проявлявшегося в несвоевременном и (или) неполном финансировании бюджетной сферы экономики). Таким образом, правительство сокращало расходы, уменьшая открытый дефицит бюджета.
Причины бюджетного дефицита:
— падение производства в силу циклических колебаний, следствием которого является снижение уровня доходов, а также налогов, поступающих в государственный бюджет;
— увеличение государственных расходов на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), реализацию социальных программ, финансирование предприятий и т. п.;
— значительный удельный вес теневого сектора экономики, избегающего уплаты налогов;
— увеличение расходов на содержание управленческого аппарата;
— значительные потери, приписки, разворовывание государственных ресурсов и т. п.
Мероприятия, направленные на ограничение бюджетного дефицита:
— переход от финансирования к кредитованию;
— ликвидация дотаций убыточным предприятиям;
— уменьшение расходов на финансирование ВПК, социальных программ, государственное управление;
— изменение системы налогообложения.
Дефицитный бюджет, как правило, имеет место в период падения объемов национального производства, когда налоговые поступления уменьшаются, а потребность в расходах увеличивается.
Профицитный бюджет характерен для периода хозяйственного роста и используется как средство для упреждения экономического бума, за которым неизбежно следует падение производства.
Балансирование бюджета, таким образом, осуществляется не ежегодно, а в зависимости от фазы делового цикла.
Имеется еще один важный аспект бюджетного дефицита. Различают бюджетный дефицит:
— фактический: отражает реальные поступления (доходы) и расходы за определенный период времени;
— структурный: показывает, какими должны быть поступления, правительственные расходы и дефицит при потенциальном объеме внутреннего производства;
— циклический: отражает влияние циклических колебаний на поступления (доходы), расходы и дефицит и определяется как разница между фактическим и структурным дефицитом.
Накопленная сумма заимствованных правительством средств для финансирования дефицита государственного бюджета составляет государственный долг.
Государственный долг существует в двух формах;
— внутреннего долга перед юридическими и физическими лицами своей страны;
— внешнего долга перед субъектами других стран (международными финансовыми организациями, правительствами иностранных государств, иностранными частными лицами и организациями).
Существует непосредственная связь между бюджетным дефицитом и государственным долгом:
— с одной стороны, государственный долг определяется как разница между накопленной суммой всех положительных сальдо бюджетов и суммой отрицательных сальдо (дефицитов), следовательно, бюджетный дефицит формирует государственный долг;
— с другой стороны, рост долга требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание, что обусловливает увеличение бюджетного дефицита.
Влияние государственного долга на экономику:
— положительное: в фазе экономического падения использование государственных займов стимулирует потребительский спрос, увеличивает уровень занятости населения, способствует росту его доходов, поощряет хозяйственный рост;
— отрицательное: вытеснение частного капитала, ограничивающее экономический рост, приводит к перераспределению доходов в пользу собственников государственных облигаций, уменьшению объема потребительского спроса, увеличению налогов для обслуживания государственного долга, перенесению ответственности за погашение долга на будущие поколения и т. п.
Не всякий рост долга государства приводит к усилению долгового бремени. Для оценки дальнейшего роста государственного долга важное значение имеет сравнение прироста объема реального ВВП и реальной ставки процента по обслуживанию долга.
Это тоже опасно в связи с тем, что в такой ситуации отсутствует источник для возвращения долга.
Государство, заимствуя денежные средства, должно управлять государственным долгом.
Управление государственным долгом — это система мероприятий государства, связанная с:
— изучением конъюнктуры на рынке ссудного капитала;
— выпуском и размещением новых долговых обязательств;
— погашением новых долговых обязательств;
— выплатой процентов по долгам;
— изменением сроков заимствования;
— изменением процентных ставок по долгам;
— аннулированием долга (в случае финансовой несостоятельности государства).
Государство может рефинансировать свой долг, т. е. выпустить новые долговые обязательства для расчетов по старым обязательствам.
Классификация налогов
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 18. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
18.1. Необходимость, содержание и принципы функционирования кредита
Принципы функционирования кредита
18.2. Формы и функции кредита
Функции кредита
18.3. Кредитная система и ее структура
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ