Экономическая теория - Бутук А.И. - § 5. ОПТИМАЛЬНАЯ АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Чтобы излечить экономику от такой болезни, как инфляция, применяют различные меры. Но эффективное лечение предполагает, прежде всего, установление правильного диагноза, ибо на базе неверного диагноза будет предписано не только ошибочное, но даже вредное "лечение", способное привести к коллапсу. Конкретно борьба с инфляцией должна исходить из точного се определения: с каким видом и какой формой инфляции мы имеем дело в данном случае.

В случае подавленной инфляции спроса, в зависимости от того, насколько широк и глубок товарный дефицит, необходимо, во-первых, остановить или сдержать рост доходов, не обусловленных увеличением товарного покрытия денежной массы; во-вторых, освободить цены на продукцию, производимую и поставляемую множеством субъектов, т. е. неподконтрольную монополистам. Если будут либерализованы все цены без ограничения роста номинальных доходов, то произойдет превращение скрытой инфляции, спроса в открытую, чем не преминут воспользоваться олигополисты, как это наблюдалось в Украине, особенно с начала 1992 г. Освобождение цен возможно и экономически оправдано только по продуктам, поставляемым множеством независимых субъектов, которые не контролируют рынок, но которым свободные цены служат стимулом и ориентиром, уравновешивающим спрос и предложение на уровне реального соотношения платежеспособной потребности и объемов производства.

При открытой инфляции спроса нужно посредством ограничительной кредитно-денежной политики нейтрализовать все причины превышения совокупного спроса над совокупным предложением. Но предварительно следует ввести жесткое регулирование или даже заморозить цены на ресурсы и продукты, поставляемые монополистами, а также установить достаточный контроль за процентными ставками коммерческих банков, не говоря уже об умелой защите национальных производителей и устранении чрезмерного налогового бремени. Иначе инфляция спроса, даже в какой-то мере обузданная, перерастает в инфляцию издержек с возможным неплатежами, как случилось в странах СНГ примерно с 1994 г.

Ограничительная кредитно-денежная политика, проводимая в странах СНГ, особенно начиная с 1994 г., конечно, способствовала усмирению факторов инфляции спроса. Однако после того как большинство из них были нейтрализованы, следовало отказаться от ее дальнейшего ужесточения. Этого не было сделано из-за монетаристского подхода, согласно которому инфляция издержек способна якобы всегда самоликвидироваться: рост издержек ведет к падению производства и соответственно к уменьшению спроса на вздорожавшие ресурсы, а в связи с сокращением спроса на них будто бы должно произойти автоматическое снижение цен на данные ресурсы, что ограничит инфляцию издержек. Логика в таких рассуждениях есть, но она не учитывает, во-первых, монополизацию поставок основных материальных ресурсов и услуг транспорта, и связи общего пользования. Имеется в виду монополизация, которая препятствует снижению цен на них даже в условиях подавленного спроса. Во-вторых, игнорируется действие других причин инфляции издержек, которые в странах СНГ имели существенное значение. Таким образом, подобная антиинфляционная политика оказалась несостоятельной.

Чтобы антиинфляционная политика не разрушала отечественную экономику, она должна:

во-первых, обязательно предусмотреть эффективное регулирование цен на продукцию олигополистов, что совсем не противоречит практике развитых стран*16;

*16: {См.: Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Т. 1. – С. 353 - 356.

}

во-вторых, она должна только умеренно сдерживать денежную массу, не доводя дело до платежного кризиса и искусственного перепроизводства;

в-третьих, применительно к странам СНГ необходимо снять все таможенные преграды на пути восстановления общего рынка;

в-четвертых, смягчить налоговый пресс;

в-пятых, усилить контроль за деятельностью коммерческих банков, в частности, за их процентной политикой.

Остальные нюансы [от франц. nuance — оттенок] антиинфляционных мер можно рассматривать только в контексте конкретного инфляционного процесса на отдельных его этапах.

Знание основных параметров товарно-денежных отношений позволяет предметно рассматривать различные стороны хозяйственной жизни. Научные представления о законах рынка дают возможность, в частности, выяснить природу смешанной экономики, определить ее главных субъектов и описать круговорот ресурсов, продуктов и доходов.

ТЕСТЫ К ГЛАВЕ 6

1. Какая болезнь денежного обращения наблюдалась в странах в конце 20 — начале 30-х годов нынешнего века:

а) инфляция;

б) дефляция?

2. Какая болезнь денежного обращения доминировала в капиталистических странах после Второй мировой войны:

а) инфляция;

б) дефляция?

3. Почему одну из разновидностей обесценивания денег называют инфляцией спроса:

а) она вызвана повышенным спросом на деньги;

б) она связана с превышением совокупного спроса над совокупным предложением.

4. Почему излишнюю эмиссию денег называют скрытым налогообложением:

а) она позволяет покрывать часть государственных расходов;

б) она снижает покупательную способность номинальных доходов в силу обесценения денег?

5. Как импорт воздействует на инфляцию спроса:

а) снижает;

б) усиливает;

в) не воздействует?

6. Как ускорение обращения денег воздействует на инфляцию спроса:

а) снижает;

б) усиливает;

в) не воздействует?


7. Как кредитная экспансия влияет на инфляцию спроса:

а) снижает;

б) усиливает;

в) не влияет?

8. Как использование инвалюты во внутреннем обороте воздействует на инфляцию спроса:

а) снижает;

б) усиливает;

в) не воздействует?

9. В чем проявляется скрытая инфляция спроса:

а) в появлении и росте товарного дефицита;

б) в росте цен?

10. При каком ценообразовании инфляция спроса является скрытой:

а) при свободном;

б) при директивном?

11. В чем выражается открытая инфляция спроса:

а) в появлении и росте товарного дефицита;

б) в росте цен?

12. При каком ценообразовании инфляция спроса является открытой:

а) при свободном;

б) при директивном?

13. Почему скрытая инфляция спроса подрывает стимулы производства:

а) растет товарный дефицит;

б) рост цен не синхронизируется с темпами обесценения денег?

14. Как ценовый диктат монополий влияет на инфляцию издержек:

а) снижает;

б) усиливает;

в) не влияет?

15. Как чрезмерное налоговое бремя воздействует на инфляцию издержек:

а) снижает;

б) усиливает;

в) не воздействует?

16. Как монополизм в банковской сфере влияет на инфляцию издержек:

а) снижает;

б) усиливает;

в) не влияет?

17. Как излишний выпуск государственных ценных бумаг воздействует на инфляцию издержек:

а) снижает;

б) усиливает;

в) не воздействует?


18. Почему введение и повышение таможенных пошлин на импорт способствует инфляции издержек:

а) они поднимают цены на ввозимые ресурсы и усиливают монополизм на внутреннем рынке;

б) они увеличивают цены на импортные предметы потребления?

19. Какая форма инфляции спроса преобладала в СССР до 1990 г.:

а) подавленная;

б) открытая?

20. Какая форма инфляции спроса преобладала в странах СНГ в 1992 — 1993 гг.:

а) подавленная;

б) открытая?

21. Какой вид инфляции преобладал в СНГ с 1995 г.:

а) инфляция спроса;

б) инфляция издержек?

22. Какая степень открытой инфляции имела место в странах СНГ в 1992 — 1994 гг.:

а) умеренная;

б) галопирующая;

в) гиперинфляция?

23. Какая степень инфляции издержек имела место в странах СНГ в 1997 — 1998 гг.:

а) умеренная;

б) галопирующая;

в) гиперинфляция?


Раздел III ГЛАВНЫЕ СУБЪЕКТЫ КРУГООБОРОТА РЕСУРСОВ, ПРОДУКТОВ И ДОХОДОВ В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Глава 7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДОМОХОЗЯЙСТВ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
§ 1. ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
1.2. Социальная справедливость в распределении
§ 2. РАСХОДОВАНИЕ ДОХОДОВ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ
2.1. Главные направления расходов населения
2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных сдоев
Глава 8. ФИРМЫ И ИХ ВИДЫ
§ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, ИХ ПЛЮРАЛИЗМ
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru