Как уже отмечалось, денационализация развернулась еще в СССР на базе союзного законодательства. Но она получила свое полное воплощение с крушением СССР и на основе выше охарактеризованной нормативной базы, которая здесь приведена в ее украинском варианте и которая во многом сходна с приватизационными актами других стран СНГ. Естественно, что правовая почва разгосударствления в огромной мере детерминирует черты и последствия этого процесса. Каковы же они?
1. Популизм. Он, как и любой популизм, носил надувательский характер, однако проводился средствами государственной пропаганды. Популистская демагогия сосредоточилась на двух основных направлениях (если говорить только о приватизации):
а) навязывание идеи о решающем значении собственности (прежде всего ее частной формы) в стимулировании экономической эффективности, а следовательно, о необходимости поиска так называемого "эффективного собственника" посредством тотальной денационализации. Однако хорошо известно, что на крупных производствах форма собственности почти не играет роли в экономической заинтересованности работников, если не считать их участия в совладении своих предприятий;
б) проталкивание настроений черного передела путем мнимой раздачи частей госимущества через ПБ, что, с одной стороны, распыляет совладение среди лиц, не имеющих представления о деятельности фирм, мелкими собственниками которых они становятся, а с другой позволяет различным финансовым посредникам скупать эти ПБ по курсу, который многократно ниже их номинала. Таким образом, происходит двойной обман.
2. Бесконтрольность. Она прикрывается словоблудием о целесообразности расширения свободы граждан от бюрократизма в вопросах денационализации. Этой свободой, как водится, пользуются лица с наиболее хищническими устремлениями. Контроля нет ни сверху, ибо государственная власть в СНГ крайне ослаблена (по существу установилась анархия), ни снизу, поскольку чиновничество не допускает даже мысли о народном контроле и отчетности перед трудовыми коллективами.
Таким образом, наблюдается расхватывание госимущества теми, кто им распоряжается по должности, за символические цены, которые занижены не в десятки и не в сотни, но в тысячи раз.
3. Массовость. О ней свидетельствует табл. 21.1. Из нее видно, сколь всеобъемлющими являются масштабы разгосударствления в Украине. Сами эти масштабы не позволяют осуществлять контроль за данным процессом даже при предположении эффективной работы государственных органов, о чем говорить не приходится.
Таблица 21.1. Количество объектов, сменивших форму собственности в Украине,
по способам приватизации*
Способ приватизации | 1992- 2000 гг. | В том числе 2000 г. |
Всего | 71 877 | 5 247 |
В том числе путем: | ||
выкупа объекта приватизации | 30 477 | 2 448 |
выкупа по альтернативному плану приватизации | 450 | 18 |
выкупа объектов, сданных в аренду с выкупом | 13 975 | 851 |
продажи на аукционе | 10 714 | 1 600 |
продажи по некоммерческому конкурсу | 2 091 | 69 |
продажи по коммерческому конкурсу | 3 918 | 122 |
продажи акций ОАО | 10 247 | 139 |
продажи по конкурсу с отсрочкой платежа | 5 | - |
* См.: Статистичний щорічник України за 2000 рік. - К.: Техніка, 2001. — С. 308.
4. Ускоренные темпы. О них свидетельствует табл. 21.1, ибо еще совсем недавно подавляющее большинство предприятий были государственными. Эти головокружительные темпы денационализации так же, как и ее массовость, не дают даже надежды на возможность какого-либо общественного контроля.
5. Преступная мотивация. Она вытекает из названных выше черт и одновременно объясняет их. Приватизация в СНГ вплоть до начала XXI в., с нашей точки зрения, была ориентирована на поощрение самых низменных хватательных рефлексов и их бездуховных носителей, сознанию которых недоступно понимание того, что быть слишком богатым, т. е. выделяться своим материальным благосостоянием, безнравственно и внутренне неэстетично, если не сказать, уродливо. Но этого не постичь клептоманам [от греч. klepto — краду и mania — безумие, страсть]. Да и не страдающие этим недугом, но одурманенные меркантильностью люди часто не отдают себе отчет в том, что крупная частная собственность на средства производства, не говоря уже о земельной собственности, также неэффективна, как и государственно-бюрократическая, которую приватизация, с одной стороны, подорвала, а с другой — деформировала в казенно-олигархическую. Экономическая система, имеющая подобную приватизационную имущественную базу, противоречит как историческим традициям Северной Евразии, так и исторической тенденции углубления социализации. Более того, она не может быть не только эффективной, но и долговечной, ибо отторгает принятые в мире устои финансовой стороны деятельности фирм и принципы управления ими.
ТЕСТЫ К ГЛАВЕ 21
1. Возможна ли частная собственность без государственной:
а) возможна;
б) нет, ибо государство возникло из имущественной дифференциации?
2. Какая форма госсобственности преобладает в современном мире'
а) государственно-монархическая;
б) государственно-демократическая;
в) государственно-олигархическая и государственно-бюрократическая?
3. Что такое государственные издержки надстройки:
а) затраты на общественные блага;
б) расходы на квазиобщественные блага?
4. Какой монополизм более меркантилен:
а) государственный;
б) негосударственный?
5. Какие госрасходы прямо расширяют емкость рынка:
а) трансферты;
б) закупки ресурсов и продуктов?
6. Какие госрасходы выравнивают доходы населения:
а) трансферты;
б) закупки ресурсов и продуктов?
7. Чем является земельная рента:
а) заработанным доходом;
б) незаработанным доходом?
8. Что удешевляет землепользование:
а) частная земельная собственность;
б) государственная земельная собственность?
9. Что облегчает природоохранную деятельность:
а) частная собственность на природные ресурсы;
б) госсобственность на них?
10. Что входит в госсектор:
а) только бюджетная сфера;
б) бюджетная и часть хозрасчетной сферы?
11. Какой процесс преобладал в западноевропейских странах сразу после Второй мировой войны:
а) приватизация;
б) национализация?
12. Какая тенденция доминирует в широком историческом плане:
а) расширение госсектора;
б) сужение госсектора?
13. Где госсобственность неэффективна по сравнению с частной:
а) везде;
б) в сфере мелкого и среднего бизнеса в конкурентной среде?
14. Что неприемлемо в госсобственности:
а) сама она как таковая;
б) ее бюрократические и олигархические черты?
15. Может ли быть приватизация всеохватной по объектам:
а) да;
б) нет, ибо у государства есть функции, требующие госсобственности?
16. Почему приватизация в СНГ носит номенклатурный характер:
а) в силу нарушений приватизационных законов;
б) вследствие недемократичности ее законодательной базы?
17. Почему приватизация в СНГ совпала с экономическим спадом:
а) это — случайное совпадение;
б) она дестимулирует бизнесменов и работников?
Глава 22. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВ ФИРМЫ
§ 1. ОТЧЕТНОСТЬ ФИРМ И ЕЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ
1.1. Бухгалтерский учет
1.2. Аудит
1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
§ 2. БАЛАНС АКТИВОВ И ПАССИВОВ
2.1. Активы фирмы
2.2. Пассивы фирмы
§ 3. СЧЕТ ПРИБЫЛИ И УБЫТКОВ