Налогообложение в каждой стране имеет свои особенности, касающиеся его объектов, видов налогов, ставок, структуры налоговых поступлений, распределения их по звеньям бюджетной системы и др. Данные особенности имеют под собой объективную и субъективную почву. Вместе с тем в налогообложении разных государств есть много общего, фиксирующегося, прежде всего в принципах налогообложения. Можно выделить ряд основных принципов построения системы налогообложения: правовой характер регулирования, препятствующий административному произволу;
стабильность, без которой налогоплательщикам затруднительно определить перспективы своей финансовой деятельности;
равнонапряженность, обеспечивающая равные финансовые предпосылки хозяйственной деятельности фирм и граждан с точки зрения их отношений с государством;
зависимость ставок налогообложения от величины доходов и имущества налогоплательщиков, в результате чего происходит перераспределение, сглаживающее экономическое неравенство, обусловленное действием рыночных сил (но не порождающее иждивенчество);
незыблемость условий самофинансирования субъектов хозяйственной деятельности, которая означает недопустимость установления чрезмерного налогового бремени, подрывающего возможности расширенного воспроизводства за счет их собственных средств, но на которую государство иногда может посягать ради фискальных потребностей;
адекватность налоговых ставок на доходы граждан масштабам тех благ, какие они получают от деятельности государственных структур;
применение налоговых льгот в целях социальной защиты определенных категорий граждан и стимулирования оптимизации деятельности в известных направлениях или сферах.
Общие принципы налогообложения были конкретизированы в Законе Украины о системе налогообложения, принятом в июне 1991 г., в который периодически вносились поправки. Закон в новой редакции утвержден в марте 1997 г. Согласно ему, установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляется только Верховным Советом Украины, Верховным Советом Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми и городскими советами. Верховный Совет Крыма, городские, поселковые и сельские советы вправе устанавливать дополнительные льготы по налогообложению лишь в пределах сумм" поступающих в их бюджеты. Изменения и дополнения в законодательство о налогообложении вносятся не позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года.
Однако эти положения данного закона постоянно нарушаются, в том числе указами Президента, вторгающимися в правовое поле налогообложения.
Налоги и сборы представляют собой взносы в бюджеты соответствующего уровня власти или в государственные целевые фонды, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами о налогообложении.
Государственные целевые фонды — это фонды, создаваемые в соответствии с законами и формируемые за счет налогов и сборов. Они включаются в госбюджет Украины, кроме пенсионного фонда.
Банки и другие кредитные учреждения обязаны предоставлять государственным налоговым органам сведения о наличии и движении средств на расчетных и других счетах налогоплательщиков, являющихся их клиентами. Эти учреждения выполняют поручения налогоплательщиков о перечислении налогов и сборов в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды.
К общегосударственным в Украине относятся следующие налоги и сборы:
1) налог на добавленную стоимость: его базовая ставка в 1991 г. была установлена в размере 28%, а позже, в том числе по Закону 1997 г., снижена до 20%; и в соответствии с принятым в 2001 г. Налоговым кодексом еще снижена до 17%;
2) акцизы [франц. accise — обрезаю]: основными подакцизными товарами являются алкогольные напитки и табачные изделия;
3) налог на прибыль предприятий, базовая ставка которого в 1992 г. составляла 35%, а позже, в том числе по Закону 1997 г., была снижена до 30%; и в соответствие: с принятым в 2001 г. Налоговым кодексом еще понижена до 25% (в России с 2002 г. базовая ставка налога на прибыль снижена с 35% до 24% при допущении ее снижения субъектами федерации до 20% за счет поступлений из данного налога в их бюджеты);
4) налог на доходы физических лиц (подоходный налог): налогонеоблагаемый минимум дохода в Украине составляет низкую величину в 17 грн., что свидетельствует о возложении тяжести налогового пресса на малоимущих;
5) пошлина;
6) государственная пошлина;
7) налог на недвижимое имущество;
8) плата за землю, о которой речь шла в гл. 15;
9) рентные платежи;
10) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин;
11) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета;
12) сбор за специальное использование природных ресурсов;
13) сбор за загрязнение окружающей среды;
14) сбор в фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, который в 1991 г. был установлен в размере 19% от фонда зарплаты, а позже сокращен до 10 (Указом Президента Украины с 01.06.1998 г. предусмотрено его снижение до 5%);
15) сбор на обязательное социальное страхование;
16) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, установленный в 1991 г. на уровне 61% от фонда зарплаты, а затем сниженный до 32; кроме юридических лиц, его выплачивают наемные работники в размере 1% их зарплаты;
17) сбор в государственный инновационный фонд;
18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.
Помимо общегосударственных, украинское законодательство определяет следующие местные налоги и сборы:
1) налог с рекламы;
2) коммунальный налог;
3) гостиничный сбор;
4) сбор за парковку автотранспорта;
5) рыночный сбор;
6) сбор за выдачу ордера на квартиру;
7) курортный сбор;
8) сбор за участие в бегах на ипподроме;
9) сбор за выигрыш в бегах на ипподроме;
10) сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме;
11) сбор за право использования местной символики;
12) сбор за право проведения кино- и телесъемок;
13) сбор за проведение местного аукциона, конкурса распродажи и лотереи;
14) сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, следующего за границу;
15) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
16) сбор с владельцев собак.
Эти виды налогов и сборов устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами в рамках предельных размеров ставок, определяемых законодательно (только сбор за проезд автотранспорта относится к компетенции облсоветов), и зачисляются в местные бюджеты.
Детальный анализ системы налогообложения конкретного государства является предметом таких специальных дисциплин, как государственные финансы, бюджетная система, налоговое законодательство и т. п. Они выясняют особенности построения госбюджета определенных стран, распределение налоговых поступлений и расходов между звеньями бюджетной системы, специфику обложения каждым видом налогов и сборов, в том числе ставки и льготы по ним и т. д. Что касается экономической теории, то она рассматривает преимущественно общие вопросы организации госфинансов и их роли в регулировании экономики и стимулировании хозяйственной активности. В частности, налогообложению с этой точки зрения важно различать косвенные и прямые налоги.
Косвенными называются налоги и сборы, ставки которых устанавливаются на все или некоторые виды продукции и работ и взимаются с продавцов (производителей) в процентах (к стоимости, добавленной стоимости, фонду зарплаты, объемам реализации и др.) или в твердых суммах с единицы налогооблагаемого объекта.
К ним относятся: налог с оборота; налог с продаж; акцизы; налог на добавленную стоимость; некоторые виды государственной пошлины; патенты и лицензии на право заниматься известными видами деятельности; экологические сборы; плата за природные ресурсы; налоги на производственное имущество; отчисления на социальное, пенсионное и медицинское страхование; таможенные пошлины; налоги на экспорт и импорт.
Продавцы, которые уплачивают косвенные налоги, перекладывают их на покупателей, включая в себестоимость или цену продукции. Отсюда происходит их название — косвенные; В большинстве государств есть, хотя и часто под разными наименованиями, почти все из перечисленных косвенных налогов, разумеется, с неодинаковым масштабом обложения и с различными ставками. В Западной Европе и странах СНГ распространен налог на добавленную стоимость, но нередко отсутствует налог с продаж. В США, наоборот, многие штаты ввели налог с продаж, но не используют налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги имеют инфляционный эффект воздействия на цены и сужают платежеспособность населения.
Прямые налоги имеют большую адресность. Они устанавливаются в процентах (реже, в абсолютных суммах) к определенным видам доходов, личного имущества, дарений и наследства.
К ним принадлежат: подоходный налог; налог на прибыль; налоги на личную недвижимость (квартиры, дома, дачи и др.); налог на личные средства транспорта и др. При этом подоходный налог выступает в виде налогов на зарплату, гонорары, дивиденды, проценты и предпринимательский доход. Именно адресный характер этих налогов объясняет их название (прямые). Они прямо влияют на благосостояние налогоплательщиков, т. е. на их реальные доходы и личное имущество. Чрезмерное прямое налогообложение подрывает экономическую активность и направляет ее в "тень".
В разных странах набор прямых и косвенных налогов различен, например, в конце 80-х годов в общей сумме налоговых поступлений личный подоходный налог составлял в %: в США — 35, Японии — 23, Турции — 24, СССР — 12;
налог на прибыль предприятий: в США — 8, Японии — 24, Турции — 10, СССР - 36;
взносы на социальное страхование: в США — 30, Японии — 29, Турции — 15, СССР - 13;
налоги на потребление (косвенные налоги): в США — 17, Японии — 13, Турции - 32, СССР - 36.
При налогообложении важно знать, насколько те или иные налоги (точнее, их бремя) плательщики способны переложить на других. Практически все косвенные налога, как отмечалось, перекладываются с продавцов на покупателей через цены. Налог на прибыль тоже может переноситься монополистами на покупателей их продукции через завышение цен на нее, а монопсонистами — на своих поставщиков путем занижения цен на приобретаемые у них ресурсы и продукты. Личностные поимущественные налоги (на землю, дома и др.) труднее переложить, хотя и возможно при продаже или сдаче данных объектов в аренду. Еще меньше возможность перекладывания на кого-либо подоходного налога, а также налогов на наследство и дарение.
В экономике теоретически (не с точки зрения законодательного установления на практике) различают:
1) предельные налоговые ставки как частное от деления прироста уплачиваемого налога на прирост дохода;
2) средние налоговые ставки, рассчитываемые как отношение общей суммы налога к общей величине облагаемого дохода.
Динамика средней налоговой ставки позволяет разграничивать прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.
Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.
Пропорциональный налог предполагает стабильность средней ставки при любой величине дохода.
Регрессивный налог отличается тем, что его средняя ставка понижается с увеличением дохода.
Прогрессивные налоги больше обременяют богатых, а регрессивные — бедных.1 Подоходный налог обычно является прогрессивным, хотя в различных государствах в разной степени и не в одинаковых пределах (в России с 2001 г. в противовес общепринятой практике установлена единая ставка подоходного налога в размере 13%). Налог на прибыль предприятий (в США с 1986 г. налог на прибыль корпораций составляет 34%) носит пропорциональный характер. Налог с продаж, налог на добавленную стоимость и поимущественные налоги (если по ним нет значительных льгот для малоимущих) выступают в качестве регрессивных, ибо богатые большую часть своих доходов сберегают, в то время как бедные тратят почти все свои доходы на текущее потребление (в том числе жилищно-коммунальные услуги), подставляя тем самым их под косвенное обложение.
Прогрессивный характер подоходного налога необходим, ибо посредством него обеспечивается перераспределение доходов ради поддержания малоимущих за счет богатых, не посягая на само обогащение, если оно основано на законных способах. Эта прогрессивность подоходного налога предполагает не только дифференцированные ставки обложения доходов граждан, но зачастую наличие наряду с необлагаемым минимумом дохода также отрицательного налога, т. е. выплату семьям, получающим доходы ниже прожиточного минимума, определенных субсидий, которые вместе с тем не должны порождать иждивенчество.
Конечно, прогрессивность обложения не может быть чрезмерной, поскольку слишком глубокая дифференциация ставок налога приводит к нивелированию стимулов увеличения доходов" а следовательно, расширения хозяйственной деятельности. Не случайно, например, в Великобритании в рамках экономической политики М. Тэтчер, в 80-е годы основная ставка подоходного налога была снижена с 33 до 25%, а высшая — с 83 до 40%. В ФРГ в те же годы максимальная ставка подоходного налога была уменьшена с 56 до 53%, в США — до 33%. Существует экономически обоснованное мнение, что если ставка прямого налога превышает 50%, люди меньше стремятся заработать и, следовательно, хуже работают, сокращают инвестиции или уходят в теневую экономику. В результате доходы госбюджета при возросших ставках не только не увеличиваются, но и сокращаются вследствие снижения экономической активности.
Налог на прибыль экономически обоснованно является пропорциональным, ибо такой его характер поощряет хозяйственную активность. Что касается регрессивности косвенных налогов, то в интересах выравнивания уровня жизни ее можно и нужно нейтрализовать путем дифференцированных ставок налога с продаж, налога на добавленную стоимость, частично акцизов и личных поимущественных налогов в прямой зависимости от:
а) принадлежности продукции к предметам роскоши;
б) качественного и технического уровня продукции;
в) размеров имущества, выходящего за пределы средних объемов владения жильем, землей, дачами, автотранспортом и др.
Однако при этом не следует забывать, что все слои населения, хотя и в разной мере, должны через косвенные налоги пополнять бюджет, так как иначе невозможно обеспечить его расходную часть на стабильной основе.
1.4. Государственный бюджет
§ 2. ДИСКРЕТНАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ
2.1. Методы фискальной политики
2.2. Трудности фискальной политики
2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
Глава 27. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
§ 1. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
§ 2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
§ 3. МЕТОДЫ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ