Представления о том, что фискальная политика имеет стабилизирующее воздействие на экономику (в чем решающую роль сыграло кейнсианство) стали приобретать все более широкое распространение в период Великой депрессии 30-х годов. Во всех развитых странах ее проведение было закреплено законодательно. Например, в США существенное значение имел Закон о занятости 1946 г., который был принят в связи с обострением безработицы после Второй мировой войны, когда военные заказы заметно сократились. Конгресс США заявил, что в сферу постоянно возобновляемых политических задач и ответственности федерального правительства входит использование всех доступных средств для того, чтобы во взаимодействии с бизнесом, работающим населением, правительствами штатов и местными исполнительными органами создать и поддерживать условия максимальной занятости, производства и покупательной способности через развитие свободного предпринимательства и повышение общего благосостояния. Согласно этому Закону президент США ежегодно обязан представлять доклад с анализом текущего состояния экономики и политическими рекомендациями по ее стабилизации. По данному Закону учреждались:
а) совет экономических консультантов для помощи президенту в выработке рекомендаций по экономическим вопросам;
б) объединенный экономический комитет Конгресса, в компетенцию которого входит рассмотрение широкого круга экономических проблем общенационального значения,
В 1978 г. Закон о полной занятости и сбалансированном росте подтвердил и расширил задачи федерального правительства в области стабилизации экономики. Он требовал от него выработки целей экономики на предстоящие 5 лет и формирования программы или планов их достижения. Более того, им выдвигалась задача обеспечения не более чем четырехпроцентной безработицы и нулевой инфляции, что нереалистично для США.
2.1. Методы фискальной политики
Дискретная фискальная политика — это манипулирование налогами и госрасходами в интересах поддержания занятости, контроля над инфляцией и содействия экономическому росту. Ее фундаментальная цель состоит в ограничении циклических колебаний капиталистической экономики. Соответственно дискретный характер фискальной политики заключается в том, что она должна быть не просто разной, но и противоположной на фазах, с одной стороны, кризиса перепроизводства, а с другой — инфляционного экономического подъема.
1. В условиях спада фискальная политика должна быть стимулирующей. Она может предполагать:
а) увеличение госрасходов на закупку ресурсов, продуктов и трансфертов для расширения спроса;
б) снижение налогов ради поощрения частного бизнеса и уменьшения налоговых утечек совокупного спроса.
Следовательно, если до этого имел место сбалансированный бюджет, то фискальная политика на фазе спада ведет к бюджетному дефициту, так как расходная часть бюджета увеличивается, а его доходная часть сокращается. При этом стимулирующее воздействие бюджетного дефицита на экономику зависит от методов его покрытия.
Без учета возможностей увеличения бюджетных поступлений и уменьшения бюджетных расходов, а также получения внешних займов существуют два способа покрытия дефицита:
а) за счет выпуска и продажи государственных ценных бумаг, т. е. путем расширения внутреннего государственного долга;
б) посредством выпуска новых денег, или денежной эмиссии для финансирования госрасходов.
Государственные займы ведут к повышению процентных ставок и ограничению кредита в частном секторе в силу его удорожания, что в известной мере сдерживает стимулирующее влияние бюджетного дефицита. Денежная эмиссия не имеет таких последствий и с этой точки зрения более сильно поощряет экономическую активность. Поэтому кейнсианцы отдают предпочтение данному способу покрытия дефицита. Разумеется, их можно комбинировать, сочетая денежную эмиссию с выпуском государственных ценных бумаг.
2. В условиях экономического подъема, сопровождающегося инфляцией спроса, фискальная политика должна быть сдерживающей. Она может включать:
а) сокращение госрасходов на закупку ресурсов и продуктов и уменьшение трансфертов для ограничения совокупного спроса как причины инфляции;
б) повышение налогов в целях торможения деловой активности и увеличения налоговых утечек совокупного спроса.
Результатом такого курса является уменьшение или ликвидация бюджетного дефицита (если он был до этого) и появление или рост положительного сальдо бюджета, т. е. бюджетного излишка. При этом антиинфляционный эффект бюджетного излишка зависит от того, как он будет использоваться.
Выделяются два способа применения бюджетного излишка:
а) погашение госдолга путем выкупа ранее выпущенных долговых бумаг;
б) изъятие из обращения денежной массы, соответствующей бюджетному излишку.
Погашение госдолга за счет положительного сальдо бюджета означает поступи ление на рынок соответствующей денежной массы, что вызывает снижение процентных ставок и стимулирует активность бизнеса, а также расширяет платежеспособность населения, в результате чего антиинфляционный эффект частично нейтрализуется. Изъятие из обращения денежной массы, адекватной бюджетному излишку, является более жесткой антиинфляционной мерой. Конечно, эти способы использования положительного сальдо бюджета могут комбинироваться.
Дискретная фискальная политика многовариантна и может осуществляться как в условиях расширения госсектора, так и в условиях его сокращения. Например, стимулирующая фискальная политика может выражаться:
а) только в увеличении госрасходов; причем в одних случаях лишь на закупку ресурсов и продуктов в различных объемах, в других — лишь на выплату пособий малоимущим и безработным в разных комбинациях, в третьих — и на закупку, и на трансферты одновременно в разнообразных сочетаниях;
б) только в понижении налогов, причем по-разному как с точки зрения конкретных видов налогов, так и по степени самого снижения налогового пресса на различные слои населения и сферы бизнеса;
в) в соединении (причем разном) повышения госрасходов с уменьшением налогового бремени.
Антиинфляционная фискальная политика также может проявляться:
а) только в уменьшении госрасходов, причем в одних случаях лишь на закупку ресурсов и продуктов в различных объемах, в других — лишь на выплату пособий малоимущим и безработным в разных комбинациях, в третьих — одновременно и на закупку, и на трансферты в разнообразных сочетаниях;
б) только в повышении налогов: как с позиций конкретных видов налогов, так и по степени увеличения налогового пресса на различные слои населения и сферы бизнеса;
в) в соединении (причем разном) сокращения госрасходов с повышением налогового бремени.
Следовательно, применение инструментов фискальной политики требует творческого подхода и учета не только фазы цикла, в которой находится национальная экономика или в которую она входит, но и конкретных характеристик ее состояния и исторических условий функционирования в каждый данный момент — внутренних и внешних, в социальном и в политическом контексте. Многое в выборе конкретных методов фискальной политики детерминируется идеологией власть предержащих. Когда они (их электорат в гражданском обществе) ориентированы на сокращение госсектора, тогда в условиях спада акцент делается на уменьшение налогов, а в условиях инфляционного бума — на снижение госрасходов. Но коль скоро они, наоборот, ратуют за расширение госсектора, то в условиях спада делается ставка на увеличение госрасходов, а в условиях инфляции спроса — на повышение налогов.
Нередко в национальной экономике государственные расходы и налоги одновременно изменяются на одинаковую величину. Экономисты называют бюджет, в котором госрасходы и налоги одновременно возрастают или уменьшаются на одинаковую величину, сбалансированным бюджетом.
Мультипликатор сбалансированного бюджета предусматривает не ликвидацию бюджетных дефицитов или профицитов, а только сохранение равенства изменений в доходах -и расходах госбюджета. При этом нужно иметь ввиду, что изменение госрасходов весомее воздействует на совокупный спрос, нежели равновеликое изменение налогов. Госрасходы оказывают прямое влияние на совокупный спрос, тогда как изменение налогов воздействует на него опосредовано: через сдвиг в располагаемом доходе и, следовательно, в потреблении.
Например, если происходит одновременное сокращение госзакупок на 10 млрд. ед. и на ту же величину налогов, то при предельной склонности к потреблению (ПСП) в 0,8 (как мы допускаем в этом примере) экономическая реакция окажется следующей. Мультипликатор госрасходов равняется 5 (1 : (1 - 0,8)), т. е. они сократят спрос на 50 млрд. (10 млрд. • 5). При том же мультипликаторе снижение налогов вызовет возрастание совокупного спроса на 40 млрд., ибо увеличение располагаемого дохода в части его потенциала потребительских расходов в связи с сокращением налогов на 10 млрд. составит лишь 8 млрд. (предельная склонность к сбережению равна единице минус предельная склонность к потреблению, т. е. в нашем примере (1 - 0,8), а значит, мультипликатор следует умножать не на сумму сокращения налогов, но на ту их часть, которая пойдет на потребление (8 млрд. • 5), в результате чего получаем рост совокупного спроса на 40 млрд. вследствие уменьшения налогов на 10 млрд..
Таким образом, конечное сокращение равновесного ВВП в данном примере составит 10 млрд. (40 - 50). Итак, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Это положение верно для любых значений предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению (разумеется, в чистом виде: при прочих равных условиях).
В СНГ, особенно во второй половине 90-х годов, когда платежный кризис и спад достигли катастрофической глубины, проводилась не стимулирующая (как нужно было бы ожидать с позиций кейнсианства и вообще здравого смысла), а сдерживающая политика, что выразилось в резком сокращении по всем направлениям госрасходов, с одной стороны, и в чрезмерном (по мнению предпринимателей) налоговом бремени. Это означает, что власть имущие или демонстрируют полнейшую некомпетентность, или (что более вероятно) реализуют антинациональный экономический курс в угоду олигархии дальнего зарубежья и компрадорской буржуазии. Выход СНГ из экономического коллапса мыслим, с кейнсианской точки зрения, только на путях стимулирующей фискальной политики, а также ужесточения госрегулирования для наведения элементарного правопорядка и устранения инфляции издержек, разворачивающейся с попустительства властей в условиях искусственного перепроизводства.
2.2. Трудности фискальной политики
2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
Глава 27. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
§ 1. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
§ 2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
§ 3. МЕТОДЫ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
Раздел XI РЕГУЛЯТОРЫ ГЛАВНЫХ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ