Государственный бюджет — это баланс доходов и расходов соответствующего уровня государственной и местной власти, через который осуществляются мобилизация, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Разумеется, этот баланс далеко не всегда выражается в равенстве доходной и расходной частей. Иногда доходы госбюджета превышают его расходы, но в современных условиях чаще наблюдается обратное, т. е. дефицит госбюджета. Так, в 1989 г. отношение сальдо объединенного госбюджета (разница доходов и расходов всех звеньев госбюджета) к ВНП составило в %: в США — (-1,6), Японии — 1,8, ФРГ — 0, Франции — (-1,1), Италии — (-10,4), Великобритании — 1,9, Канаде — (-3,4), в целом в большой семерке — (-1,1), в СССР — (-1,2).
В СССР многие годы госбюджет сводился с положительным сальдо. Но во второй половине 80-х годов в связи с резким падением цен на нефть на Мировом рынке и, в особенности, ввиду перестроечного популизма и подрыва финансовой дисциплины возник дефицит госбюджета. Существенными факторами, повлиявшими на образование дефицита, были также чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении, потребовавшие значительных средств на ликвидацию их последствий. Лишь за январь — август 1991 г. и только по союзному бюджету дефицит составил 76,5 млрд.. руб. по сравнению с 33,9 млрд.. руб. за аналогичный период 1990 г.
После развала СССР ситуация в бюджетных системах независимых государств стала практически неуправляемой, что в конечном счете привело к краху, начавшемуся в августе — сентябре 1998 г. Обусловлено это рядом причин, среди которых следует признать сложившуюся взаимозависимость внешнеэкономических отношений, существовавших между странами СНГ и развитыми капиталистическими странами (о чем речь пойдет в гл. 32). Здесь мы назовем лишь причины полного расстройства бюджетных систем стран — членов СНГ, которые вызваны истощением их внутренних источников финансирования.
1. Сокращение хозяйственного оборота и поступлений от него из-за развала общего экономического пространства СССР, таможенных барьеров и разграничений, введения национальных валют участниками СНГ.
2. Бюджетам независимых государств с соответствующим подрывом совокупного спроса и капиталовложений было не под силу обеспечить финансирование того, что был в состоянии сделать консолидированный бюджет СССР.
3. Возникшая на базе тотальной либерализации цен гиперинфляция уничтожила сбережения населения примерно на 800 млрд.. руб., которые могли стать мощным внутренним источником инвестиций, в том числе в жилищное строительство.
4. Эта же гиперинфляция 1992 —1995 гг. уничтожила оборотные средства предприятий производственной сферы, способствовала омертвлению их мощностей и потере рабочих мест, которые можно было модернизировать для выпуска гражданской продукции за счет технологий ВПК.
5. Грабительская приватизация лишила государство доходов от проданных за бесценок предприятий.
6. Ликвидация действенного контроля со стороны государства даже за госсектором не позволяет ему собирать достаточные доходы с принадлежащих ему активов. Достаточно сказать, что за 1997—2000 гг. Счетная палата Верховного Совета Украины обнаружила более 9 млрд.. грн. нецелевого, неэффективного и незаконного использования бюджетных средств на 1100 государственных объектах.
7. Около 60% экономики ушло в "тень", т. е. от обложения налогами, вследствие чрезмерного налогового бремени и в особенности из-за неспособности наладить учет и контроль за хозяйственной деятельностью.
8. Платежный кризис, созданный искусственно посредством сокращения бюджетных расходов и ограничительной кредитно-денежной политики под лозунгом борьбы за финансовую стабилизацию, в том числе ценой невыплат зарплат, пенсий и пособий, не говоря уже об их нищенском уровне.
9. Ограбление миллионов граждан с помощью финансовых пирамид вместо использования их сбережений в качестве внутреннего источника инвестиций, а не для наживы мошенников.
10. Переход от эмиссии денег для покрытия ставшего хроническим дефицита госбюджета (что допустимо лишь в разумных пределах) к неограниченным займам, прежде всего через выпуск государственных ценных бумаг (в России — ГКО, в Украине — ОВГЗ), что привело к образованию уже государственной финансовой пирамиды, которая неизбежно рушится, когда расходы на погашение долгов по прежним выпускам этих бумаг оказываются больше, чем выручка от размещения их новых выпусков. Такой исход неотвратим, если данная пирамида строится на фоне экономического спада и платежного кризиса, имеющих всеобщий характер.
11. Превращение коммерческих банков из учреждений, аккумулирующих временно свободные денежные средства и кредитующих хозяйственную деятельность, в структуры, в основном занятые скупкой государственных ценных бумаг и паразитирующие на госдолге, на обслуживание которого уходят их кредитные ресурсы, не поступая в экономический оборот. В результате растущие госзаймы не только извлекают из экономики кредитные ресурсы, повышая процентную ставку и делая их недоступными для предприятий, но и превращают кредитную систему в заложницу государственной финансовой пирамиды. Как только государство оказывается неплатежеспособным в своевременном погашении своих долговых бумаг, банки, скупившие их в больших объемах, тут же сталкиваются с трудностями выполнения обязательств перед вкладчиками и обслуживания клиентов.
Именно это и начало наблюдаться в августе — сентябре 1998 г., сначала — в России, а затем — в Украине и других странах СНГ.
Но еще до валютного краха сводный (консолидированный) бюджет Украины (бюджет всех уровней власти в совокупности) исполнялся неудовлетворительно (табл. 26.3).
Таблица 26.3. Состояние бюджета Украины в 1995—2000 гг., млрд.. грн.*
Показатель | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Доходы | 20,7 | 30,2 | 28,1 | 29 | 33 | 49,1 |
Расходы | 24,3 | 34,2 | 34,3 | 31,2 | 35 | 48,1 |
Дефицит | 3,6 | 4 | 6,2 | 2,3 | 2 | -1 |
* См.: Статистичний щорічник України за 2000 рік. — К.: Техніка, 2001. — С. 30 — 31.
Что касается бюджета Украины на 1998 г., то он впервые был принят своевременно, т. е. до начала бюджетного года, но затем в августе 1998 г. Указом Президента (вопреки законодательству, допускающему изменения бюджета только представительными органами власти) был секвестрирован [от лат. sequestro — ставлю вне, отделяю] (сокращен по расходам) очень существенно, ввиду недополучения налоговых поступлений и других доходов государства по сравнению с предусмотренными их величинами. На 2000 и 2001 гг. в Украине были приняты под давлением МВФ бездефицитные бюджеты за счет катастрофического сокращения государственного финансирования большинства отраслей и сфер (кроме госаппарата) вопреки национальным интересам. Они в указанные годы" как и в России, были сбалансированы с первичным профицитом, т. е. с превышением доходов над расходами, но без учета той части бюджетных издержек, которые предусматривались на погашение госдолга и которые составляли почти 18% расходной части госбюджета Украины на 2000 г. и 15% ее величины в госбюджете на 2001 г.
Между прочим, одной из немаловажных причин бюджетной несостоятельности Украины является наличие множества внебюджетных фондов, контроль за деятельностью которых еще хуже, чем за исполнением бюджета. На 1 января 1997 г. в Украине действовало 107 учреждений общегосударственных и 499 других внебюджетных фондов. Поступления средств в них значительно выросли: если в 1995 г. они составили 1,8 млрд.. грн., то за 9 месяцев 1997 г. — 8,1 млрд.. грн. Причем их затраты на содержание своих аппаратов увеличивались соответственно с 26,6 млн грн. в 1996 г. до 51,5 млн за 9 месяцев 1997 г. Подобная фискальная политика проводилась в 90-е годы во всех странах СНГ, за исключением Белоруссии времен президентства А. Г. Лукашенко,
2.1. Методы фискальной политики
2.2. Трудности фискальной политики
2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
Глава 27. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
§ 1. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
§ 2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
§ 3. МЕТОДЫ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования