Загальна психологія: Хрестоматія - Скрипченко О.В. - А. Я. Чебыкин. Внешние и внутренние факторы, детерминирующие генезис эмоциональной сферы

Проблема развития эмоций зависит от многих условий и факторов. Обобщая имеющиеся данные в доступной нам литературе (Божович Л.И., Вилюнас В.К., Додонов Б.И., Изард К.Б., Рейковский Я., Рейнвальд Н.И. и мн. др.), можно отметить, что раскрытие как факторов, так и закономерностей развития эмоциональной сферы человека во многом зависит от тех теоретических и концептуальных представлений, которые используют ученые при их поиске и выделении. <...>

Опираясь на эти и другие исследования, условно можно выделить несколько групп факторов, детерминирующих генезис эмоциональной сферы.

Так, в одних работах, в качестве таких факторов рассматриваются чисто биологические (Анохин П.К., Вундт В., Джемс У., Кеннон В., Лобзин B.C., Полякова АЛ., Симонов П.В. и др.), в других - социальные (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Неверович Я.З., Леонтьев А.Н., Ольшанникова А.Е.) и другие факторы. При этом некоторые специалисты последние относят к внешним факторам, а первые - к внутренним.

Как известно биологическое значение эмоций определяется их оценочной функцией, вследствие которой организм стремится заблаговременно и быстро реагировать на изменения окружающей среды, мобилизировать энергетические ресурсы, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей. К биологическим факторам специалисты (Анохин П.К., Гельгорн Э., Луфборроу Дж., Кеннон В., Линдслей Д.Б., Наэм Дж., Симонов П.В. и др.) относят развитие и функционирование определенных мозговых структур, в первую очередь лимбических образований (гиппокамп, гипоталамус, таламус и др.); деятельность желез внутренней секреции (наиболее существенной здесь выступают функции ретикулярной формации, а также гипофис, неокортскс и др.); изменения в соматической сфере; проявление биологической потребности, необходимой для жизнедеятельности.

Особо следует отметить исследования (Вундт В., Вудвортс Р., Изард К.Е., Рей-ковский Я., Чебыкин А.Я., связанные с описанием специфики генезиса эмоций. В последнем случае некоторыми специалистами (Гельгорн Э., Луфборроу Дж., Дарвин Ч., Дембо Е., Линдслей Д.Б., Рейковский Я.) предлагается теоретическая модель, которая сводится к тому, что у человека существует ряд эмоций, проявляющихся и слабо изменяющихся в процессе эволюции. Они являются, как правило, генетически унаследованными и имеют биологическую основу происхождения.

Если рассматривать внутренние факторы, то, безусловно, на первых этапах психического развития ребенка доминирующими выступают биологические факторы, связанные с удовлетворением основных потребностей. При этом возникающие и развивающиеся эмоции, в одних исследованиях именуются первичными, в других основными, в третьих базальными и т.д. С расширением социальных факторов воздействия на психику ребенка, по данным ряда исследований (Грот Н., Изард К.Е., Чебыкин А.Я.), на базе указанных эмоций возникают производные от них. Причем перечень этих производных или как указывают другие авторы

- вторичных, образующихся на базе одной эмоции (например на основе радости) формирует комплекс других положительных эмоций.

<...>...на примере познавательной деятельности в ходе экспериментов было установлено, что на основе развития эмоции агрессии формируются злость, гнев. А на основе эмоции скуки формируются безразличие, обида, разочарование. Кроме того, в последних экспериментах показано, что у учащихся ведущими в синдромах эмоций удивления, недоумения является удивление; скуки, безразличия, разочарования - скука; интереса, любознательности и любопытства - интерес; сомнения, догадки - сомнение; гнева, злости - злость; радости, удовольствия - радость; страха, боязни, тревоги - боязнь; стыда, смущения-стыд; обиды, разочарования - обида.

Внутренние факторы, влияющие на генезис эмоциональной сферы также связаны со спецификой развития представлений, мышления, процессов памяти. Эта зависимость четко фиксируется в работах, выполненных под руководством

O.K. Тихомирова, где одним из факторов развития эмоциональной сферы выступает процесс мышления. Результаты его исследований подчеркивают взаимообусловленность и взаимодетерминированность развития эмоциональной сферы с психическими процессами.

Особо следует отметить, что на развитие эмоциональной сферы влияют также личностные переживания человека, возникающие и закрепляющиеся в особенностях характера, его нравственных и морально-этических качествах. В дальнейшем они служат основой для развития эмоциональной сферы человека и его духовной культуры (Букин В.Р., Выготский Л.С, Ковалев А.Г., Якобсон П.М. и др.).

Другие специалисты (Божович Л.И., Запорожец A.B., Неверович Я.З., Лисина М.И., Мухина B.C. и др.), не отрицая роли биологических секторов в развитии эмоций, приоритет отдают именно социальным факторам жизнедеятельности человека. Вместе с тем, П.К. Анохин указывает, что "эмоции человека в основном социально детерминированы. Они, также как и поступки человека, обуславливаются нормами морали и права, присущие каждой общественно-экономической формации. Поэтому высшие формы эмоций возникают на основе социальных (нравственных) потребностей и духовных (эстетических, интеллектуальных)''.

Имеется ряд авторов (Бреслав Г.М., Земска Л.И., Ковалев А.Г., Кон И.С.), которые к социальным факторам, существенно влияющим на развитие и формирование эмоций человека, относят специфику взаимоотношений, в которых оказывается ребенок, особенности неформального общения со взрослыми и сверстниками, условия воспитания в учебных заведениях. <...>

Кроме этого, к социальным факторам, непосредственно влияющим на эмоциональную сферу в рамках познавательной деятельности учебно-воспитательного процесса также можно отнести средства искусства и литературы, обряды, традиции и многое другое (Букин В.Р., Раппорт В.Р., Семенов В.Е.). Так,... в воспитании нравственных чувств огромное значение имеют все виды искусства, <...>

Обобщая результаты исследований специалистов различных научных знаний (Богомолова H.H., Букин В.Р., Семенов В.Р., Флегонтова СМ. и многих других) можно констатировать, что в современных условиях на формирование эмоциональной сферы ребенка существенное влияние оказывают достижения научно-технического прогресса, средства массовой информации, а также культура различных народов. Что касается последней, то, как средство выражения эмоциональных состояний у различных народов, она имеет разные формы представленности по содержанию и в действиях. <...>

Интересными являются исследования китайской литературы, проведенные Кляйпбергом. Автором показаны определенные различия в становлении культуры выражения эмоций у народов Китая и Европы. В частности, имеются признаки, которые совпадают и которые не совпадают с общепринятыми признаками эмоций в Европе. Так, для описания страха, у китайцев, например, используются следующие выражения: "Все дрожали, их лица были цвета глины"; "Волосы стали дыбом, и по телу побежали мурашки" "Холодный пот покрыл его тело, он беспрерывно дрожал" и т.д. Эти выражения сходны с выражениями страха в европейских культурах. <...>

Что касается смеха и слез, то здесь также можно наблюдать проявление разных эмоций в зависимости от страны, народа, традиций. Аналогичные различия прослеживаются и по другим эмоциональным отношениям. В частности, слезы являются почти универсальным признаком печали, однако нормы культуры определяют каким образом и как долго следует плакать. Например, в Черногории на погребальной церемонии женщины и мужчины должны плакать в разное время, а мексиканские индейцы плачут во время религиозных церемоний, после которых возвращаются к радостному настроению. <...>

Обобщение этих и других результатов исследования показывают достаточно сильное влияние внешних социальных факторов, которые детерминируют развитие не только культуры выражения эмоций в экспрессии и действиях, но и более глубинные эмоциональные отношения, характеризующие специфику эмоционального поведения той или иной нации или народности.

Кроме того, как показывает анализ научной, научно-методической и художественной литературы (Авдеева H.H., Мещерянов С.Ю., Бауэр Т.Д., Божович Л.И., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Запорожец A.B., Неверович Я.З., Кон И.С., Яичко А.Е.) на каждом возрастном этапе развития можно выделить ведущие социальные факторы, влияющие на становление эмоциональной сферы ребенка.

Обобщая данные этих и других исследований, можно утверждать, что для новорожденного важнейшими факторами, влияющими на развитие эмоций, выступает непосредственный контакт с матерью, а также условия удовлетворения основных потребностей.

В младенческом возрасте, помимо перечисленных факторов, важную роль играют условия невербальной коммуникации, которые проявляют родители и окружение ребенка. Характерные влияния оказывают также неодухотворенные предметы в виде различных игрушек и общий эмоциональный комфорт в семье.

Для детей от одного года до трех в качестве ведущих факторов, детерминирующих развитие эмоциональной сферы, являются условия организации игровой деятельности, а также специфика коммуникативного взаимодействия ребенка со взрослыми.

В возрасте от трех до семи лет наряду с вышеперечисленными факторами, ведущей выступает познавательная деятельность, связанная с восприятием ребенка произведений искусства и литературы. Важнейшим условием, влияющим на становление эмоциональной сферы ребенка являются все виды игровой деятельности типичные для данного возраста.

В младшем школьном возрасте спектр факторов, влияющих на генезис эмоциональной сферы существенно расширяется. На первый план выходят факторы организации учебно-воспитательного процесса и факторы неформального отношения со сверстниками.

В подростковом периоде доминирующими факторами в сфере развития чувств, наряду с предыдущим периодом, выступают биологические изменения в организме ребенка, связанные с половым созреванием. Именно они определяют специфику и направленность выраженности возникновения и развития новых чувств.

В юношеском возрасте к числу ведущих факторов можно отнести те социально-психологические условия, которые влияют на личностное самоутверждение юношей и девушек и формируют основы их жизненных позиций.

Следует отметить, что выделенные факторы не исчерпываются перечисленными и при расширении исследований могут быть дополнены другими. Также важно подчеркнуть, что выделение ведущих факторов в каждом последующем возрасте не исключает влияния предшествующих.

Что касается вопроса анализа и систематизации факторов, влияющих на развитие эмоциональной сферы ребенка, то. как нам представляется, наиболее приемлемым может выступать подход подразделения их не на биологические и социальные, а на внешние и внутренние факторы.

Объясняем мы это тем, что внутренние факторы могут включать в себя как биологические, так и личностные. В последнем случае речь идет о социально-сформированных или приобретенных в процессе жизнедеятельности эмоций.

Что же касается внешних факторов, то к ним мы предлагаем относить все условия внешнего воздействия на эмоциональную сферу ребенка.

Перечень таких условий также может быть связан с воздействием как на подсознательную, так и на сознательную сущность личности ребенка. Такой подход позволяет более дифференцированно подойти к описанию различных факторов, влияющих на развитие эмоциональной сферы человека.

Следует отметить, что в последние годы возрастает количество исследований, в которых выделяются так называемые глобальные факторы. Это такие факторы как экологические, социально-экономические, информационные и техногенные, которые могут оказывать существенное как опосредованное, так и прямое влияние на развитие сферы чувств человека. <...>

Чебыкин А.Я., Мельничук И.В. Генезис эмоциональных особенностей у детей разного возраста и пола. - Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2004. - С. 21-29.

Э. Фромм. Искусство любить: исследование природы любви
Воля
Л. С. Выготский. Овладение собственным поведением
С Л. Рубинштейн. Природа воли
В. И. Селиванов. Волевое усилие. волевое действие. волевые процессы. волевые состояния
В. А. Иванников. Критерии воли
В. Е. Дружинин. Волевая регуляция поведения
В. К. Котырло. Основные понятия. воля как процесс, состояние, действие
В. К. Калин. Классификация волевых качеств
І. Д. Бех. Модель рефлексії як складника вольового процесу
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru