Загальна психологія: Хрестоматія - Скрипченко О.В. - Н. Д. Левитов. Проблема компенсации в психологии

Вопрос о компенсации одних компонентов психической деятепьности другими и одних индивидуально-психологических особенностей личности другими представляет собой только часть, правда, важную, более широкой пробпемы преодоления так называемых внутренних препятствий, которые мешают человеку достигнуть поставленных целей, например должным образом успевать в шкопьном обучении, осуществить свое жизненное самоопределение И Т. П.

Под внутренними препятствиями имеются в виду те, которые относятся К самому человеку: как к временным его состояниям, так и к более устойчивым свойствам личности - способностям, темпераменту, характеру. Эти внутренние препятствия следует отличать от внешних, представляющих собой условия развития личности, находящиеся вне этой личности.

Разница между внутренними и внешними препятствиями, тормозящими деятельность человека, стоящими на пути к достижению им цепи, не абоопютная <...>.

...Признавая взаимосвязь внешних и внутренних препятствий на путях деятельности человека, не надо их смешивать, каждый из них должен быть предметом специального научного изучения, которое будет успешным лишь при условии соблюдения принципа детерминизма, без которого вообще невозможно научное познание действительности.

Встречаются в школе учащиеся, в силу ряда объективных причин обнаруживающие сравнительно низкий уровень умственного развития. Они начинают много работать над собой и в результате развивают свой интеллект <...>.

...Подобного рода случаи преодоления внутренних недостатков можно характеризовать как ослабление, изживание недостатков, их искоренение благодаря большому труду, энергичным волевым усилиям.

Такие факты, строго говоря, не относятся к явлениям компенсации. Для этих фактов типичны такие психологические моменты: острое переживание недостатка, потребность избавиться от него или, по меньшей мере, его уменьшить, упорная работа по изжитию недостатка. В данном случае замены одной функции другой не происходит, но имеется налицо усиление слабо действующей функции путем упражнения. Общим у этих явлений и явлений компенсации служит то, что в тех и других случаях человек ищет и часто находит в себе новые ресурсы для того, чтобы преодолеть внутреннее препятствие.

Ученица VIII класса Соня Б - болезненная, очень рассеянная девочка. Чтобы преодолеть свою рассеянность и забывчивость, она широко пользуется записями, от которых почти не отрывается. Эти записи не ликвидируют ее рассеянность в корне, но помогают несколько искусственным способом быть внимательной.

В такого рода случаях имеется, как и при компенсации, замена, но не одних внутренних ресурсов другими, а внутренних внешними.

Бывает и так, что в борьбе с внутренними препятствиями происходит перестановка цепей. По этому пути переключения работы пошел, например, известный венгерский композитор Кальман, который хотел быть пианистом, но из-за болезни рук отказался от этого желания и посвятил себя композиторской деятепьности. Подобным образом старые мастера футбопа, по физическому своему состоянию не имеющие возможности выступать на футбольном попе, работают тренерами, спортивными обозревателями и т. п. Ученик, не чувствуя себя в силах отлично учиться, к чему он стремился, старается проявить свою особую активность в другом: в занятиях физкультурой и спортом, в кружке самодеятельности и т. д.

В такого рода случаях переключения целей, или задач, или видов деятельности происходит замена, но другого значения, чем в компенсации: не один психологический компонент деятельности заменяется другим, а сама деятельность заменяется другой.

В широком смысле слова и те явления, которые обозначены как изживание недостатков, замена внутренних ресурсов внешними, переключение целей, можно назвать компенсацией, так как под действием потребности в устранении внутренних препятствий во всех этих случаях происходит та перестройка в психике человека, при которой имеется некоторая замена. Но в строгом смысле слова явления компенсации следует ограничить лишь случаями, когда при слабости, недостаточности или атрофированности важной для той или другой деятельности стороны или свойства психики эта деятепьность выполняется благодаря усилению или обострению другой стороны или другого свойства психики.

Следует заметить, что не всегда человек чувствует потребность в ликвидации внутренних недостатков и не всегда борется за их искоренение.

Нередко это объясняется тем, что человек отступает перед трудностями, капитулирует перед ними <...>.

...В других случаях человек, встречаясь с трудностями, склонен все их объяснять исключительно внешними обстоятельствами, он не самокритичен, не видит своих недостатков и потому не чувствует потребности в борьбе с ними <...>.

Наконец, бывает и так, что внутренний недостаток признается человеком за достоинство, и, конечно, при такой извращенной самооценке человек не может стремиться к устранению своего недостатка <...>.

Как видим, у людей различны не только пути преодоления внутренних недостатков, но и отношение к этим недостаткам, и потому можно наметить две основные линии поведения человека, обладающего внутренними недостатками, мешающими ему плодотворно работать, достигать поставленных целей: линия такой внутренней перестройки, при которой в той или другой форме осуществляется потребность в преодолении недостатка, и линия отказа от борьбы с недостатком, при которой эта потребность не чувствуется <...>.

...Нельзя отрицать фактов и закономерностей компенсации, как органической, так и психической, но она никогда не является самодовлеющим началом.

Явления компенсации твердо установлены в деятельности организма, и терминами "компенсация" и "декомпенсация" широко пользуются в медицине.

Под компенсацией в медицине понимается такое завещающее или выравнивающее приспособление в организме или отдельном органе, которое способствует нормальному функционированию организма или органа, нарушенному каким-либо патологическим процессом. К редким случаям компенсации относятся факты регенерации ткани после убыли вещества и восстановление благодаря этой регенерации работоспособности пострадавшей части организма.

Значительно более часты случаи, когда компенсация заключается в усиленной деятельности, своего рода гипертрофии оставшейся в здоровом состоянии части организма <...>.

...Учение о компенсаторных механизмах организма имеет определенное значение и для психологии, потому что психическая деятельность не может изучаться в отрыве не только от высшей нервной деятельности, но и от функционирования организма в целом. Связь между психическим и физическим у человека настолько твердо установлена, что нередко психический фактор играет в соматическом заболевании (например, при нарушениях сердечной деятельности) роль компенсирующего условия <...>.

...Весьма ярко компенсация проявляется у лиц, лишенных возможности пользоваться такими важными рецепторами, как зрение и слух, основными путями восприятия человеком внешнего мира. Естественно, что у этих лиц возникает острая потребность найти какие-то заменитепи, которые в какой-то мере взяли бы на себя функции зрения и слуха для ориентировки в окружающем мире. Обычно у слепых и глухонемых повышается чувствительность кожная, кинестетическая, обонятельная и вкусовая <...>.

...Существуют явления компенсации, возникающие при временных состояниях понижения работоспособности или даже неспособности, всегда связанные с определенными ситуациями и не имеющие характера устойчивых фактов.

Характерными надо считать приемы компенсации, применяемые при состоянии утомления. Ситуация такова, что работать необходимо, а остро переживается и объективно показывается понижение работоспособности: "клонит ко сну", "голова начинает плохо соображать", "читаю и не понимаю", работа становится нервозной, неточной, нарушается ее ритм и т. д.

Иногда для растормаживания утомленный человек прибегает к возбуждающим средствам, например к кофе, но это не всегда помогает, а если и помогает, то ненадолго и скорее создает лишь иллюзию восстановления работоспособности. Возникает вопрос об использовании внутренних ресурсов человека, менее утомленных и могущих в какой-то мере заменить работу утомленных или истощенных компонентов работы.

Так, несущий тяжесть человек, преодолевая утомление, часто переключает центр тяжести на другие мышцы, иногда даже с мышц руки на мышцы спины. Подобным образом человек, занятый умственным трудом, чувствуя в состоянии переутомления понижение сообразительности или большую отвлекаемость внимания, начинает громко читать материал, повторять его, причем у него активизируется уже "другое" внимание, чем при чтении про себя, а усиленное механическое повторение в некоторой степени помогает если не усвоению, то зазубриванию материала. Конечно, полной компенсации при этом не происходит, продуктивность остается пониженной, но все-таки результаты несколько улучшаются.

Нередко при утомлении компенсация идет по такому пути, который условно можно назвать обострением стимуляции. Студент поздно вечером готовит ответственный доклад на семинаре. Чувствуя сильное утомление, он решает прекратить работу. Но неожиданно по телефону товарищ ему сообщает, что доклад будет не послезавтра, а завтра утром. Нет другого выхода, как продолжать работу в утомленном состоянии - ведь доклад будет в 8.30 утра и рано утром не будет времени заниматься. Студент, "подстегнутый" обострением стимуляции, занимается, чувствует в это время ослабление утомления, и работоспособность повышается. Часто в таких случаях утомление не столько снижается, сколько маскируется. Это доказывается тем, что после хорошо стимулированной работы, объективно очень утомительной, но субъективно не сопровождаемой острым чувством усталости, обычно чувствуется сильное утомление. Могучие стимулы или мотивы производят перестройку в организме и психике утомленного человека. Конечно, нет таких стимулов, которые могли бы сделать человека вообще не утомляющимся, не понижающим работоспособность, так как перестройка, вызываемая обостренной стимуляцией, фактически не приводит человека в состояние бодрое, неутомленное, как после хорошего отдыха, а напрягает то, что еще не было достаточно напряженным, но это напряжение не может быть бесконечным.

Возьмем также состояние скуки или монотонности при работе, которое И.П.Павлов назвал сном с открытыми глазами. Для преодоления этого чувства пускается в ход один из двух компенсирующих механизмов. Первый механизм -концентрирование внимания на деталях, с тем чтобы снять гнетущее чувство скуки, вызываемое однообразием выполняемых операций <...>.

..Другой путь компенсации при скучной, монотонной работе - такая автоматизация работы, которая позволяет думать во время работы о другом, выключать в какой-то мере, если так можно выразиться, осознание этой работы.

Иногда человек переживает такое состояние раздражительности, которое, подобно утомлению и скуке, временно снижает работоспособность, так как при этом ослабляется процесс торможения и нарушается контроль со стороны второй сигнальной системы.

Конечно, лучше всего в таких случаях, как говорится, взять себя в руки и тем самым преодолеть "безудержное" состояние. Для этого нередко человек прибегает к способу компенсации, усиливая тормозной процесс в той области, где он не был ослабленным. Например, учитель на уроке, раздраженный поведением отдельных учеников и готовый наговорить им непозволительных и не приводящих к цели резкостей, откладывает на время выговор, садится за стол, берет классный журнал и теряет некоторое время на выбор такого ученика, которого хочет спросить. Другой путь - переключение раздражительного процесса на другой предмет. Например, находящийся в раздраженном состоянии рабочий, видя, что у него от этого работа не спорится, идет к мастеру, "крупно" с ним разговаривает по поводу неполадок в станке и, дав выход своему раздражению, успокаивается.

Бывает так, что человек при работе чувствует себя "не в форме" в сипу разных, часто самому ему неизвестных причин. Например, сегодня певец "не в голосе", в частности, он не надеется в верхних регистрах дать звук большой силы. Тогда он заведомо идет на то, что не дает сильного звука, но зато особенно тщательно отделывает другие стороны вокала, например выразительность голоса, красоту модуляции и т. п., чтобы своим пением произвести должное впечатление.

Во всех указанных случаях при компенсировании происходит некоторая перестройка в структуре сознания и деятельности человека, внешне не всегда отчетливо выраженная.

Наблюдения в школе показывают, что учащиеся нередко пользуются компенсацией для возмещения своих недостатков, субъективно ими оцениваемых как неспособности. Объективно далеко не всегда здесь мы имеем дело с неспособностями, скорее это нежелание употребить усилия для их активизации, но от этого механизм компенсации сколько-либо существенным образом не меняется о.

...Нельзя сомневаться в том, что при разнообразии сфер компенсации должно быть и разнообразие в ее проявлениях. Одно дело, когда у слепоглухонемого в виде компенсации обостряется кожная и кинестетическая чувствительность, иное дело - замещающая работа неповрежденного полушария у людей с мозговым поражением, совсем иное - исключительное развитие старательности и аккуратности у ученика слаборазвитого или субъективно считающего себя малоразвитым. Но при всем этом разнообразии можно высказать и несколько положений, применимых ко всем случаям компенсации.

Прежде всего компенсация в психике всегда вызывается внешними причинами. Психике, как и организму вообще, присуща тенденция к уравновешиванию со средой, к тому, например, чтобы предпочитать здоровое состояние болезненному. Компенсация вызывается и развивается в зависимости от жизненной позиции человека, от воздействия других людей и в том числе лиц, занимающихся обучением и воспитанием людей с ярко выраженными дефектами, например слепых или глухонемых.

Большое значение для компенсации имеет потребность в ней у человека. Можно сказать, что часто (не всегда) от силы этой потребности зависит и сила, т. е. размах и эффективность, компенсации. Потребность в компенсации у людей, лишенных зрения и, слуха, очень велика, и потому они остро нуждаются в обострении, усилении работы других рецепторов, а также второсигнальной деятельности, чтобы иметь необходимые контакты с жизнью: постигать окружающий мир, работать, общаться с людьми. С другой стороны, любящий музыку, но не обладающий какими-либо музыкальными способностями человек может и не иметь потребности в компенсации, он может просто "отойти" от музыки, так как этот отход какого-пибо существенного значения для его жизни не имеет.

Таким образом, компенсация находится в зависимости от значимости дефекта, которой во многом определяется и потребность его замещения. Но не всегда человек отдает себе отчет в наличии дефекта и его значимости, и потому не всегда субъективная потребность в компенсации имеет объективное оправдание. Встречаются, например, люди, малоспособные к педагогической деятельности, но воображающие себя "призванными" учить других, они надоедают своим товарищам бесконечными неудачными поучениями и, конечно, никакой потребности ни в улучшении своих педагогических способностей, ни в их компенсации не чувствуют. Вместе с тем есть люди, недооценивающие себя, стремящиеся компенсировать в своей психике то, что в компенсации не нуждается. Один ученик, родственник весьма одаренного математика, не верил в свои математические способности, сопоставляя их со способностями своего родственника, приписывай свою успеваемость по математике только прилежанию и заявлял: "Ничего особенного в математике я сделать не могу, но не заняться ли мне историей математики, все-таки я буду к ней как-то поближе" <...>.

Сознательные и бессознательные (автоматические) компоненты компенсации нередко следуют один за другим. Так, человек, попавший в темную комнату, сначала инстинктивно ориентируется на ощупь, а затем уже сознательно ищет компенсирующие отсутствие видения ориентиры. Человек, жалующийся на слабость своей памяти, сознательно ищет компенсирующие этот недостаток приемы умственной работы, например ведет тщательные записи для справок, а затем "наталкивается" на некоторые мнемотехнические приемы, приобретает навык ими пользоваться и слабость памяти он переживает уже менее остро. Конечно, можно прийти к мнемотехническим приемам и сознательно, но нередко осознание их приходит после того, как человек стал ими пользоваться.

Воспитание и обучение людей с дефектами, нуждающимися в компенсации, подчиняет бессознательные ее компоненты сознательным. В результате приобретаются навыки, в которых роль автоматизма значительна. Есть, разумеется, навык и в компенсации.

Следует ли применять термин "компенсация" лишь к тем случаям, когда замена ослабленной или дефектном функции эффективна? Не следует, так как с психологической точки зрения немалое значение имеет изучение фактов такого рода, когда замещающая деятельность бесполезна или даже приносит вред. Ученик, не успевающий в школе и чувствующий себя малоспособным, старается заискивать перед учителем в таких формах, которые попадают в категорию "угодничества" и "подхалимства". Эта компенсация в конце концов не достигает цели: не создает в глазах учителя хорошую репутацию ученику и не приносит внутреннего удовлетворения самому ученику. В данном случае избранное учеником средство компенсации оказалось доведенным до карикатурности преувеличением того, что называют "уважительностью". Некоторые некрасивые женщины стараются компенсировать свою некрасивость богатством костюма, его изысканностью и изяществом и при этом иногда достигают противоположного результата: излишнее богатство и изысканность костюма могут лишь подчеркнуть некрасивость женщины.

Явления декомпенсации, т. е. оспабления или потери эффекта компенсации, а в отдельных случаях ее обострение, наблюдаются не только при органических заболеваниях (например, при декомпенсации пороков сердца), но и в психике человека. Компенсирование недостаточной сообразительности точным запоминанием может прекратить свое действие, и тогда дефект в интеллекте скажется еще резче, чем до компенсации, так как человек теряет веру в значение тех процессов запоминания, которые необходимы и для сообразительности.

Не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать роли компенсации в борьбе с внутренними недостатками человека. Преуменьшение ее роли означает игнорирование пластичности психики, преувеличение может ослабить стремление к прямой борьбе с недостатком, к его изживанию, к пути, по которому идут лучшие педагоги, перевоспитывая детей, повышая их способности, развивая положительные черты характера. Не следует понимать компенсацию слишком расширенно, придавая ей значение чуть ли не перводвигателя психического развития человека о. В борьбе с внутренними недостатками чеповека всегда надо устанавливать их внешние причины, и очень часто оказывается, что прежде всего надо изменить неблагоприятные внешние условия, и тогда сам вопрос о компенсации может быть снят.

В школьной практике учителям должны быть известны пути компенсации внутренних недостатков (как временных состояний учащихся, так и их бопее устойчивых качеств и свойств), связанных с применением необходимого в каждом случае индивидуального подхода.

Левитов Н. Д. Проблема компенсации в психологии. // Способности и интересы / Ред. Н.Д. Левитова и В.А. Крутецкого. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С. 197-230.

Ф. Н. Гоноболин. Психологический анализ педагогических способностей
...О структуре педагогических способностей
Знание учителем своих учащихся
Способности учителя передавать знания учащимся
Творчество в работе учителя
...Речевая одаренность учителя
Организационные способности учителя
О способностях учителя к воспитательной работе
Педагогический такт
О людях, неспособных к педагогическому труду
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru