Таким образом, метод сравнения и классификации, к которому прибегает М. Вебер, требует постоянного различения, противопоставления феноменов религиозного сознания. Основанием для этого у М. Вебера служат идеальные типы, выступающие как рациональное, харизматическое и, наконец, традиционное начала.
За этими идеальными типами стоят ценности: 1) этика братской любви (добро); 2) освобожденный от ценностей и ставший чисто функциональным разум, т. е. формальная рациональность; 3) стихийно-экстатическое начало, харизма, основа магических религий (иррациональная сила, стихийная мощь, красота, на стороне которой самая иррациональная жизненная сила - половая любовь).
Несомненно, что эти три начала - идеальные типы, не встречающиеся, как правило, в чистом виде в эмпирической реальности. Однако нет сомнения и в том, что они представляют собой базовые ценности, которые так же тяготеют друг к другу и противостоят друг другу, как и сконструированные в соответствии с ними идеальные типы. М. Вебер рассматривает религию как последнюю основу ценностей. При этом примирение враждующих ценностей, по М. Веберу, невозможно: никакое научное мышление, никакая философская медитация не в состоянии найти достаточное основание для предпочтения одной группы ценностей другой. Разум в социологии М. Вебера противостоит как Добру, так и Красоте [24].
Резюме
Итак, мировые религии - последняя основа ценностей, которые в социологии М. Вебера являются главными регуляторами общественного развития и человеческой деятельности. При этом главные человеческие ценности соответствуют трем основным началам - традиционному, основанному на этике братской любви (Добро), харизматическому, основанному на стихийной силе и мощи (Красота), и рациональному, основанному на чисто функциональном прагматизме (Разум). Все базовые ценности одновременно тяготеют друг к другу и противостоят друг другу, что обусловливает в каждую историческую эпоху и в каждом обществе доминирование одних ценностей над другими.
Так, традиционные ценности в большей степени свойственны земледельческим народам и крестьянскому сословию, ориентирующимся на отправление ритуалов и культов магических религий; харизматические ценности, основанные на аскетически-деятельном начале, - народам-завоевателям и военно-политическому сословию; духовные ценности, основанные на мистико-созерцательном начале, - духовному сословию и религиозным временам в целом; материальные ценности, основанные на интеллектуально-догматическом начале, - городским сословиям ремесленников и купцов, а также буржуазным эпохам в целом. Отсюда классификация мировых религий М. Вебера в соответствии с основными социальными слоями и историческими эпохами выглядит следующим образом: индуизм и буддизм соответствуют преимущественно духовному сословию и религиозным эпохам; конфуцианство, зороастризм и ислам - военно-политическому сословию и героическим эпохам; даосизм и христианство - третьему сословию и преимущественно гражданским эпохам; религия париев - пролетариям и люмпенизированным слоям, кризисным эпохам в целом. Более подробная классификация религий приведена в табл. 1.11.
Классификация М. Вебером основ различных религий мира соответствует древней классификации каст и социальных слоев (мистико-созерцательное начало соответствует духовному сословию, аскетически-деятельное - военно-политическому, интеллектуально-догматическое - третьему сословию, ритуалистически-культовое - пролетариям и люмпенам), а базовые ценности, выделенные М. Вебером в качестве идеальных типов, соответствуют трем типам исторических времен Дж. Вико (религиозные, героические, гражданские) и трем основным сферам общества - духовной, политической и материальной (экономической).
Концепция Н. Данилевского
Варианты теории культурно-исторических типов
Философия О. Шпенглера
Исследование истории А. Тойнби
Социология истории А. Вебера
Резюме
1.6. Теория этноса Л. Гумилева
Необходимые пояснения
Возникновение субэтносов