При создании системы управления человеческими ресурсами на основе территориального принципа значительно повысится эффективность всех этапов формирования, распределения и использования кадров как в региональном, так и общегосударственном масштабах. Создание такой системы на уровне региона, включающего в себя все структурные звенья, непосредственно или опосредованно участвующие в формировании и развитии кадрового потенциала, обеспечивает оптимальное сочетание отраслевого и территориального управления кадрами, максимальную сбалансированность структуры рабочих мест региона с профессионально-квалификационной структурой воспроизводимых в нем квалифицированных кадров.
В этих условиях важное значение имеет определение функций управления органа региональной кадровой политики, а также функций структурных звеньев, входящих в систему регионального управления человеческими ресурсами. Такая система руководства региональной кадровой политикой должна сконцентрировать все функции по планированию, организации, учету, контролю и координации развития человеческих ресурсов в регионе [20].
В региональном органе государственного управления под руководством первого главы администрации могут быть объединены структурные подразделения (управления, отделы, центры, бюро), обеспечивающие:
o социальное развитие населения региона (управления торговли и общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, здравоохранения, культуры и др.);
o управление подготовкой, занятостью, организацией труда и социальным обеспечением (региональные органы управления образованием, органы по труду, органы социального обеспечения, региональные центры занятости и центры профессиональной ориентации);
o подбор, подготовку, расстановку и рациональное использование кадров региональных органов управления человеческими ресурсами (структурные подразделения управления государственной службой).
Названные подразделения призваны разрабатывать основные показатели деятельности по подведомственным организациям и учреждениям, контролировать выполнение этих показателей и координировать деятельность организаций, входящих в региональную систему управления человеческими ресурсами. Такая организация планирования и управления кадровым потенциалом сопряжена с организационной перестройкой и требует серьезной подготовительной работы. Однако в этих условиях становится возможным обеспечить максимальную сбалансированность и эффективность функционирования всех звеньев формирования, распределения и использования кадров [20].
Примерная схема региональных органов управления человеческими ресурсами показана на рис. 13.2.
Рис. 13.2. Примерная схема региональных органов управления человеческими ресурсами
Резюме
1. Разработка кадровой политики на всех уровнях управления предполагает три основных этапа:
o обоснование цели развития кадрового потенциала и формирование состава структурных звеньев, обеспечивающих достижение этой цели;
o разработка научно-практических и методических рекомендаций по составлению целевых программ развития органов управления человеческими ресурсами, куда входят необходимые структурные подразделения различных областей кадрового менеджмента;
o выбор оптимального варианта программы развития кадров и разработка мер по совершенствованию механизма управления реализацией выбранного варианта кадровой стратегии.
2. Организационная структура управления человеческими ресурсами на общегосударственном, региональном и отраслевом уровнях требует необходимой организационной перестройки, направленной на комплексное решение проблем, связанных с разработкой и реализацией эффективной кадровой политики. Такая система органов управления должна сконцентрировать все функции по планированию, организации, учету, контролю и координации развития человеческих ресурсов в отрасли, регионе, стране.
Резюме
13.3. Государственная служба
Управление государственной службой
Мировые тенденции в управлении персоналом государственной службы
Прием на работу
Продвижение по службе
Организация и оплата труда
Резюме
Заключение