Чарльз Райт Миллс (1916—1962) — один из крупнейших американских социологов XX в., талантливый публицист. Уроженец Техаса. Как социолог, сформировался под влиянием идей М. Вебера и К. Манхейма. Основные сочинения: "Властвующая элита" (1956), "Белый воротничок. Американский средний класс" (1959), "Причины третьей мировой войны" (1959), "Марксисты" (1962), "Социологическое воображение" (1967) и др.
Реформирование методологии
Миллс выступил теоретическим оппозиционером господствующих в американской социологии направлений абстрактного теоретизма и приземленного эмпиризма. Считал, что "большая теория" в духе Парсонса и эмпирическая социология в стиле
Лазарсфельда не оправдывают возлагаемых на них надежд, поскольку они либо задыхаются в абстракциях, либо захлебываются в фактах. Их самоограничительный рационализм сковывает научные искания и превращает последние из поиска истины в продуцирование трюизмов.
Миллс предлагает вернуться к методологическим традициям социологической классики времен Конта, Спенсера и Вебера, позволявшим воспринимать и объяснять социальную жизнь и социального человека как целое. В своих стремлениях возродить в социологии дух высокой классики и дать социологической теории возможность опереться на фундаментальные, универсальные духовные ценности Миллс выступает как предтеча постмодернизма. Тот огромный социально-исторический опыт, которым располагает социальная мысль, должен войти в современную социологическую теорию в виде установки на глубинное историческое видение каждой конкретной проблемы.
Преимущества социологического воображения
Главное, что предлагает Миллс, — это постоянно привлекать при научно-теоретических исследованиях социологическое воображение. Это необходимо для того, чтобы научная деятельность не походила на деятельность ремесленников, выполняющих рутинную работу, чтобы в ней постоянно, уже на уровне исходной методологической установки, присутствовал компонент подлинного творчества.
Дюркгейму, Марксу, Веберу удавалось избегать крайностей эмпиризма и излишней абстрактности за счет того, что они умели связывать наиболее острые проблемы повседневности с анализом базовых социально-исторических структур. Им всегда удавалось соединять личные заботы с общественными проблемами.
Для Миллса именно заботы, осознаваемые и контролируемые людьми, составляют основное содержание повседневности как таковой. Для того чтобы мелкое, малое, повседневное представлять в его тесной связи с большим, общезначимым, необходимо иметь и развивать социологическое воображение. Классики социологии, обладавшие богатым социологическим воображением, умели органично связывать эти две социальные сферы микро- и макромир. А это, в свою очередь, давало важный познавательный эффект. Его суть Миллс демонстрирует на примере Вебера. По его мнению, книга "Протестантская этика и дух капитализма" рассказывает об особенностях пуританского сознания гораздо больше того, что мог бы рассказать о себе сам протестант того времени.
Исследователи не должны заменять профессиональное социологическое воображение статистическими выкладками и абстрактными схемами. В противном случае будет существенно страдать качество научных работ. Особенно важно помнить об этом в тех случаях, когда предметом исследования является человек, личность.
Адекватное социологическое понимание человека предполагает, что исходными предпосылками его изучения служат три базовых фактора — индивидуальная биография, общая история и социум как целостность. То есть человек предстает как социальный тип, чья биография должна рассматриваться сквозь призму воздействия на нее социальных структур и институтов. Пребывая с самого начала внутри этих структур, человек растет в семье, получает образование в школе и вузе, работает в коллективе. И везде он вынужден играть те или иные социальные роли. Моменты смены этих ролей выступают для него как переходы на новые уровни социальной, личностной зрелости. А индивидуальная биография принимает вид социальной биографии, включенной в обширнейший социально-исторический контекст.
Все эти обстоятельства проливают дополнительный свет на суть социологического воображения как методологического инструмента познавательной деятельности. Человек только тогда может достаточно адекватно осмыслить свой жизненный путь и оценить масштабы достигнутого, когда ему удается поместить себя в рамки своего времени и своего общества. То есть Миллс оказывается фактически на пороге введения в свой научный аппарат такого концепта, как единство социального времени и социального пространства (хронотопа). Социологическое воображение для него — это не просто умение проводить сравнения и обнаруживать связи между различными вещами и сферами, но и способность включить малое время-пространство индивидуальной судьбы в большое время-пространство всеобщей социальной истории.
Преимущества социологического воображения
Основные социологические вопросы
Лекция 10. ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ
3. Фрейд — создатель психоанализа
Сущность психоаналитического метода
Бессознательные влечения
"Комплекс Эдипа"
"Глубинная" психосоциология К. Г. Юнга
Коллективное бессознательное