Понятие, сущность и параметры социума
Понятие общества (социума) представляет собой важнейшую из категорий, которыми пользуются социогуманитарные дисциплины, в том числе и социология. Данная категория позволяет обозначать очень крупные объединения людей, вплоть до всечеловеческих масштабов.
Существование общества не бесцельно, а целесообразно, то есть ориентировано на определенные задачи и цели. Как саморегулирующаяся система социальных связей между индивидами, группами, малыми и большими общностями, общество имеет своей целью неуклонное расширение собственного воспроизводства. Оно являет собой полифункциональную систему с множеством направлений продуктивной деятельности и существует в виде совокупности структур, организаций, систем и подсистем, то есть упорядоченных форм социальных взаимодействий между людьми.
Любое из обществ может быть охарактеризовано как минимум с трех основных, исходных позиций, представляющих его в свете витальных, социальных и духовных определений.
В первом аспекте (витальные признаки) это единение живых человеческих индивидов, имеющее ряд признаков, сближающих его с органическими системами и позволяющих видеть в нем гигантский социальный сверхорганизм. Главные функции этого организма — воспроизводство рода, обеспечение естественной смены поколений. Естественная, витальная ипостась наиболее явно представлена в таких социальных организмах, как род, моногамная семья, этнос.
Во втором аспекте (социальные признаки) общество предстает в качестве цивилизационной системы, то есть как совокупность множества искусственных, социогенных средств, позволяющих социуму в целом успешно решать задачи собственного саморазвития.
На этом уровне важнейшими видами деятельности являются материально-экономическая, политическая и правоохранительная деятельность. Самыми крупными из сугубо социальных формообразований следует считать государство и гражданское общество.
В третьем аспекте (духовные признаки) общество выступает как единый сверхсубъект культуры, создавший свой мир ценностей и смыслов, пронизанных нормативными принципами и предписывающих ему действовать и двигаться в определенном направлении, отвечающем критериям добра, красоты, истины. Если согласиться с тем, что у общества, как целостного жизнеспособного субъекта, должны быть дух, сознание, интеллект, душа, то культура служит как раз интегральным обозначением всех этих атрибутов.
Итак, социум предстает в трех основных ипостасях - как естественный организм, цивилизационная система и культурный субъект.
Столь сложная, многогранная структура социума заставляет предполагать, что право, существуя внутри него, неизменно оказывается связанным со всеми его ипостасями. И здесь социология права оказывается в трудном положении. Ориентированная на то, чтобы не выходить за пределы социосферы, она, тем не менее, склонна трезво смотреть на вещи и понимать, что не единой социальностью живы правосознание и правоотношения.
Выходом из затруднения становится взгляд на социосферу как на реальность, посредством которой на право воздействуют витальные и духовные начала бытия. Социальность вбирает в себя их энергетику, трансформирует ее в своих структурах и затем претворяет в необходимые формы правовой нормативности. Таким образом, социология права не выносит слишком далеко за скобки своих интересов ни естественные нужды человеческих индивидов, ни их духовную жизнь, облекающуюся в религиозные, нравственные, художественные и прочие культурные формы. Равным образом социология не в состоянии отрешиться от того онтологически неустранимого обстоятельства, согласно которому на каждом фрагменте социального мира, сколь мал он бы ни был, непременно присутствует печать метафизической реальности.
Для правовой социологии чрезвычайно важно то обстоятельство, что социум не исчерпывается одной лишь "чистой" социальностью, а является синтетической формой, вобравшей в себя бесконечное разнообразие витальных, социальных, духовных и метафизических определений.
Существует большое число различных типологий социальных систем. Так, О. Конт выделял три типа общества:
1) теологический (с господством религии, военизированным образом жизни и существованием социального института рабства);
2) метафизический (с философией, потеснившей религию, писаным правом и распространенностью идей общественного договора и суверенитета);
3) позитивный (с доминирующей ролью естествознания и эмпирических наук, развитой промышленностью и преобладанием трезво-прагматического отношения людей к жизни).
К. Маркс называл пять основных типов общества, ставя каждый из них в прямую зависимость от преобладающего способа производства: 1) первобытно-общинный, 2) рабовладельческий, 3) феодальный, 4) капиталистический, 5) коммунистический.
Г. Спенсер подразделял общественные системы на военные и промышленные.
А. Бергсон и К. Поппер указывали на существование двух типов социальных систем — закрытое общество (с жестким социальным контролем и малой степенью свободы граждан) и открытое (с гибкими формами социального контроля, не отнимающими у граждан их естественных прав и свобод).
В современной литературе широко распространена типологическая триада:
1) традиционное общество с доминированием аграрного производства, косностью социальных структур, ярко выраженным косерватизмом ориентации на традиции и обычаи прошлого;
2) индустриальное общество (термин учителя О. Конта, философа Анри де Сен-Симона) с интенсивно развивающимися наукой и промышленностью;
3) постиндустриальное общество, уделяющее преимущественное внимание развитию информационных технологий и обозначившее для себя такие приоритеты, как развитие коммуникаций и образования. Его характерная особенность — сочетание противоречащих друг другу возможностей: с одной стороны, это высокая степень индивидуальных свобод, а с другой — развитие и распространение новых форм социального контроля за поведением человека.
Этнос
Социум в доправовом состоянии
Архаический протосоциум матриархального типа
Архаический протосоциум патриархального типа
Социум в правовом состоянии
Социальная дифференциация и стратификация
Социальная мобильность
Социальная адаптивность
Лекция 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ