Социология - Бачинин В.А. - Структура социологии права

Между философией права и правовой социологией нет ни жесткой границы, ни непреодолимого водораздела. Напротив, и та и другая своими проблемными пространствами вторгаются друг в друга. Это позволяет говорить о том, что граница между ними напоминает извилистую, изрезанную кромку некоего берега, где не понять, то ли суша столь причудливо вторглась в море, то ли море так капризно обняло сушу. Они имеют общее проблемное пространство, и каждая из них по-своему трудится на его просторах.

При всем этом правовая социология гораздо ближе к нуждам непосредственной общественной практики, чем правовая философия. Это не значит, что одна позиция лучше другой. Здесь оценочные суждения неуместны. У каждой из них свои задачи, каждая по-своему важна и необходима на своем месте.

Философия, если она выступает в качестве метафизики, доказывает идентичность общих нормативных принципов, господствующих на всех уровнях миропорядка — в космосе, природе, социуме, правосознании. Рядом с метафизикой социология осознавала себя носительницей положительных (позитивных) знаний. Для социологии права это означало, что она не пыталась и не пытается выходить за пределы социального опыта. Именно поэтому она и оказалась ближе к социальной практике. Выглядя более приземленной, она прочнее стоит на твердой почве жизненных реалий. Не пребывая в плену чистых умозрений, не витая в эмпиреях метафизических абстракций, она неизмеримо прагматичнее философии. Если от философии никто не ждет конкретных практических рекомендаций, то от социологии права их ожидают социально-правовые институты.

Социологии права и философии права вполне удается сосуществовать, не соперничая, а, напротив, взаимообогащая друг друга. Так, например, если правовая социология исследует конкретные механизмы действия норм права по обеспечению общественного порядка и скреплению социальной системы в жизнеспособную целостность, то правовая философия стремится показать, как через нормы права в человеческих сообществах заявляют о себе историческая воля и общественная необходимость.

В отличие от правовой философии, которая по своей сути космоцентрична и размышляет о соотношении норм права с законами миропорядка, правовая социология социоцентрична и ищет ответы на все свои вопросы в пределах доступных анализу социальных структур. Для нее разгадки тайн правовых феноменов находятся в самом обществе. В нем она видит макрокосм со своими законами, распространяющимися на природу права.

Структура социологии права

Социологию права можно представить как совокупность проблемных сфер, связанных между собой, часто взаимопроникающих друг в друга и вместе с тем сохраняющих свою относительную самостоятельность. У каждого проблемного комплекса, будь то социология государства, преступности или правовых конфликтов, имеется свой круг искомых смыслов и соотносящихся с ними познавательных задач.

Структура социологического знания о праве имеет трехуровневый характер. На высшем уровне располагается философская социология права (метасоциология права). Здесь сосредоточены знания о самых общих, фундаментальных принципах социального бытия и познания, а центральное место занимает идея универсальности нормативных структур, скрепляющих воедино такие целостности, как космос, природа, социум, человек и его дух. Эти идеи и принципы выполняют методологическую, то есть ориентирующую и направляющую функцию для социологов, занимающихся исследованием конкретных проблемных сфер социально-правовой реальности.

На самом нижнем уровне находится эмпирическая социология права. Ее задача состоит в том, чтобы собирать и обрабатывать факты вместе с сопутствующей им информацией, то есть наблюдать, опрашивать, анкетировать, делать различные социальные замеры и т. д. Сами по себе отдельные факты социально-правовой жизни эфемерны и скоротечны. Заявив о себе, они тут же тают, растворяясь в потоках новых событий, и часто не оставляют после себя явных следов в общественном сознании. И только усилиями социологической теории они удерживаются от немедленного исчезновения и привлекаются к участию в построении концепций, объясняющих человеку суть того, что происходит с ним и социальным миром.

Между ними, посредине, находится теоретическая социология права с ее прямым интересом к закономерностям функционирования права и его институтов в социальной системе. Будучи сравнительно самостоятельной, она, тем не менее, испытывает на себе воздействия обеих сопредельных сфер. Объединяя в себе абстрактные метасоциологические посылки с эмпирической конкретикой, она имеет возможность многое объяснить в сфере позитивного права, в практике реальных правоотношений. Таким образом все три уровня находятся в отношениях взаимозависимости и соподчиненности, составляя единый познавательный комплекс.

Отдельное место в системе социологических знаний о праве занимает историческая социология права, которая видит свою задачу в том, чтобы актуализировать и предоставить в распоряжение современных исследователей весь теоретический опыт, накопленный многими поколениями аналитиков за многовековую историю развития социогуманитарной мысли.

Структуру правовой социологии можно изобразить и несколько иначе, разграничив внутри нее макросоциологический и микросоциологический уровни. Для макросоциологии права основной предмет составляют развитие и функционирование правовых цивилизаций на протяжении достаточно продолжительных исторических периодов. Предметом микросоциологии права являются непосредственные правоотношения внутри конкретных социальных общностей, между отдельными социальными субъектами.

Но, независимо от того, каким образом структурируется социологическо-правовое знание, в любом случае правовая социология представляет собой открытую, динамичную систему, предрасположенную к развитию и обогащению своего содержания. Многомерность ее предмета всегда будет предопределять много-векторность ее познавательных интересов и соответствующих им исследовательских усилий.

Объект и предмет социологии права
Функции социологии права
Познавательные принципы
Социография криминального поведения
Документальная, публицистическая и художественная криминография
Криминологический и социологический подходы к преступности
Социальные типажи (идеальные типы) анормативного поведения
Методы эмпирических исследований
Типы социологических исследований
Лекция 2. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВОВОЙ НОРМАТИВНОСТИ
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru