3.1. Налоговое правоотношение в системе правового регулирования
Место правоотношения в системе правового регулирования характеризуется двойственным характером связи. Так, налоговые правоотношения формируются на основе реальных общественных отношений, определяющих поступление налоговых платежей. Однако становятся таковыми они только под воздействием налогово-правовых норм. Общественные отношения, предполагающие регулирование поступлений налогов и сборов, становятся налоговыми правоотношениями только при наличии закрепленной нормой права налоговой обязанности. Таким образом, налоговое правоотношение испытывает как бы двойственное влияние реального общественного отношения и нормы права. Выяснение сущности налогового правоотношения как раз и предполагает анализ этого триединого комплекса понятий: содержания и роли налогово-правовой нормы; сущности фактических отношений, которые должны быть урегулированы правом; налоговых правоотношений, прежде всего, в форме конкретных, а затем и в иных проявлениях.
Особенностью регулирования налоговых отношений является и то, что они, представляя собой отдельные аспекты общественных отношений, могут существовать только в качестве особых правовых связей. Абсолютно аргументировано С. С. Алексеев подчеркивал, что налоговые отношения существуют исключительно в форме правовой связи, при которой налогоплательщик обязан уплатить сумму налога, а налоговый орган вправе требовать такую уплату. Возникновению налогового правоотношения не предшествует фактическое содержание - перед нами "чистая" правовая связь. Возникнув без определенного фактического содержания, юридическая форма впоследствии обретает его, тем самым реализуя цель правового регулирования - формирование фактических отношений, которых раньше не было.
Р. О. Халфина подчеркивала, что в данной ситуации происходит своеобразная конкретизация общей воли государства, выраженной в норме к определенным жизненным обстоятельствам, осуществляется "привязка" нормы права к фактическим обстоятельствам. Так, налоговая норма, закрепляя общее предписание, связанное с реализацией налоговой обязанности плательщика, предполагает, прежде всего, определенную родовую конструкцию, которая, применяясь к единичным отношениям, увязывается с реальными условиями последнего. В этом случае общее понятие плательщика уточняется по видовой принадлежности (юридическое, физическое лицо и т. д.), специальным характеристикам (владелец транспортного средства и т. д.); содержание объекта налогообложения конкретизируется не только в зависимости от типа налога (доходы, имущество и т.п.), но и от особенностей определения базы налогообложения. Подобная детализация, переход от общего к конкретному происходит, фактически, по каждому элементу налогового механизма, и родовое предписание конкретизируется в абсолютно определенных требованиях, привязанных к реальным условиям данного отношения, персонифицированным налоговым правам и обязанностям субъектов отношений.
Налоговое правоотношение, представляя определенную абстракцию, обозначает конкретное отношение, которое предполагает участие определенных лиц, наделенных соответствующими налоговыми правами и обязанностями. При этом поведение налогоплательщиков может соответствовать предписанию, модели налогово-правовой нормы, а может и отклоняться от нее. Как бы "примеряя" на поведение налогоплательщика налогово-правовую норму, мы соотносим абстрактные требования, закрепляющие его права и обязанности с конкретным поведением, реализацией (соблюдением или несоблюдением) их, что лежит в основе определенного раздвоения плательщика, который может выступать либо как лицо своевременно и в полном объеме реализовавшее свои налоговые права и обязанности, либо как субъект ответственности.
Возникновение новых отношений, связанных с налогообложением, изменение содержания старых требуют корректировки системы налогово-правовых норм. Таким образом динамичное развитие общественных отношений соотносится со стабильностью правовой системы, что требует и обуславливает систематическое обновление налогового законодательства. Это предполагает несколько направлений. Прежде всего, естественно, об изменении, упорядочении налогового законодательства, на чем мы остановимся ниже. Однако следует учитывать и определенные точки соприкосновения, рубежи, на границе которых возможно и необходимо взаимодействие налогово-правовых и иных финансово-правовых норм, налоговых норм и иных отраслевых норм. Именно поэтому обновление налогового законодательства не должно приводить к увеличению коллизий, а стремиться исключить возникновение новых и преодолеть существующие. Кроме того, обновление налогового законодательства требует не только упорядочения соотношения институциональных и отраслевых форм, но и определенности, четкости в содержании. Одним из безусловных моментов в этой ситуации является выделение закона как наиболее стабильной формы права и подзаконных актов как более гибких, отражающих динамику отношений. Однако прежде чем определиться, как упорядочить систему налогового законодательства, исходя из этой посылки необходимо выяснить - что упорядочивать. Одним из витающих в воздухе вопросов без четкого и однозначного ответа является вообще понятие "налогового закона", которым пользуются очень часто, даже на уровне правоприменения, однако что он из себя представляет - мы догадываемся только на уровне общеправовых абстракций.
Определение содержанием правоотношения его формы предполагает обязательный учет двух моментов: общий и специальный. Общий характер соотношения формы и содержания налогового правоотношения предполагает участие государства в этом процессе, когда содержание правоотношения, отражающее познанные на данный момент объективные закономерности, реализуется через волю государства, представленную в определенной правовой форме. В этом случае соотношение формы и содержания отражает общеправовое начало, основывающееся на месте государства в механизме правового регулирования, безотносительно к специфике конкретных отраслевых или институциональных правоотношений. Специальный характер соотношения формы и содержания в налоговом правоотношении предполагает уже определенную "институциональную окраску", когда содержание налогового правоотношения непосредственно определяет поведение участников через их субъективные налоговые права и обязанности, формирует их волю.
3.3. Регулятивные и охранительные налоговые правоотношения
ГЛАВА 4. НАЛОГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
4.1. Понятие налоговых процедур
4.2. Налоговый процесс
4.3. Налоговое производство
4.4. Классификация налоговых процедур
4.4.1. Основания классификации налоговых процедур
4.4.2. Нормотворческие процедуры при регулировании налогообложения
4.4.3. Регулятивные налоговые процедуры