Финансовые кризисы не являются каким-то качественно новым явлением для мировой экономики. В свое время отдельные исследователи уже обращали внимание на тот факт, что "с 1973 года по сравнению с периодами существования Бреттон-Вудской системы и золотого стандарта частота кризисов практически удвоилась, причем современная интенсивность кризисов отвечает тому, что было в кризисные 1920-е и 1930-е годы. Таким образом, история свидетельствует о том, что в наше время происходит что-то очень своеобразное и тревожное"1.
Современный финансовый кризис начался на рынке недвижимости США в 2007 году и достаточно быстро охватил как финансовые рынки этой страны, так и финансовый сектор других развитых государств, прежде всего стран ЕС и Японии. Таким образом, в отличие от других послевоенных кризисов современный финансовый кризис начался на рынках развитых стран, то есть стран, которые традиционно считались локомотивом мирового хозяйства, а их экономическая стойкость в долгосрочном плане не вызывала каких-либо серьезных сомнений.
К тому же именно эти страны считались образцом для других государств, когда речь шла о формировании системы финансового регулирования и надзора,
В отличие от других послевоенных кризисов современный финансовый кризис начался на рынках развитых стран, которые традиционно считались локомотивом мирового хозяйства, а их экономическая стойкость в долгосрочном плане не вызывала каких-либо серьезных сомнений.
В условиях глобализированных финансовых рынков кризис финансового сектора неминуемо негативно поражает всю экономику.
Беспрецедентный характер современного кризиса усложняет процесс прогнозирования его масштабов, времени и Ьинами-ки протекания.
становлении национальных финансовых рынков и развитии финансовых инноваций и тому подобное. Еще раз отметим, что кризис начался в США и достаточно быстро охватил практически все развитые страны, что, в свою очередь, привело к дестабилизации мировой экономики.
Важной особенностью кризиса является также то, что он протекает в условиях чрезвычайно высокого уровня взаимозависимости национальных экономик. Такая взаимозависимость означает, что кризисные явления чрезвычайно быстро распространяются в мировом хозяйстве, втягивая в орбиту кризиса практически все страны. Поэтому кризис очень быстро приобрел мировой характер со всеми соответствующими последствиями.
Третья характерная черта глобального финансового кризиса непосредственно вытекает из двух предыдущих. В условиях глобализированных финансовых рынков кризис финансового сектора неминуемо негативно поражает всю экономику, поскольку банки и финансовые компании являются кровеносной системой национального хозяйства, от нормального функционирования которой зависит экономическое здоровье страны. На первый взгляд такое утверждение является абсолютно очевидным, но этот момент следует подчеркнуть отдельно, поскольку в течение длительного времени среди политиков, экспертов и деловых кругов господствовала мысль о том, что кризис ограничится лишь финансовым сектором и не будет иметь существенного влияния на банки, не говоря уже о реальном секторе экономики.
Во многом беспрецедентный характер современного кризиса обусловил еще одно важное обстоятельство, которое заключается в том, что сегодня достаточно трудно спрогнозировать его масштабы, время и динамику протекания. В условиях такой неопределенности можно ожидать самых неожиданных в плане направления и амплитуды колебаний цен на товары, изменений валютных курсов и тому подобное. Такие колебания еще больше дестабилизируют экономическую ситуацию и усиливают состояние неопределенности. Это в частности нашло свое проявление в достаточно существенных пересмотрах экономических прогнозов практически всеми национальными правительствами, международными экономическими организациями и компаниями.
Беспрецедентный характер современного кризиса требует беспрецедентных шагов от центральных банков и правительств, международных финансовых институтов. В современной экономической истории еще не было примеров таких масштабных мер именно финансовой помощи банковскому и финансовому секторам за счет бюджетных средств с целью их стабилизации. Никогда еще национальные правительства и банки не шли на внедрение масштабного государственного контроля над банковскими и финансовыми учреждениями, в том числе прибегая в ряде случаев к фактической их национализации. Никогда еще лидеры наиболее развитых стран так активно не пытались согласовать свои действия с тем, чтобы противодействовать кризису.
Финансовый кризис привел к тому, что самая развитая часть мирового хозяйства сегодня вошла в экономическую рецессию. Рецессия означает существенный спад экономической активности, который может перейти в депрессию, то есть длительный период абсолютного сокращения объемов производства, уменьшения международной торговли, роста безработицы и тому подобное. Понятно, что это влияет на все регионы мирового хозяйства в целом и на Украину в частности.
Современный финансовый кризис убедительно засвидетельствовал, что имеющиеся сегодня системы и методы оценки рисков банковскими и финансовыми учреждениями являются несовершенными, обусловил
Беспрецедентный характер современного кризиса требует беспрецедентных шагов от центральных банков и правительств, международных финансовых институтов.
В современной истории не было примеров таких масштабных мер помощи банковскому и финансовому секторам за счет бюджетных средств.
серьезные сомнения относительно корректности оценок международных рейтинговых агентств, выявил существенные недостатки современных систем финансового и банковского регулирования и надзора. Это привело к кризису доверия к названным институциям, что, в свою очередь, стимулирует рост неопределенности, которая разрушает нормальное экономическое взаимодействие.
Невзирая на остроту имеющихся и будущих экономических проблем, мировой кризис не является чем-то необычным, поскольку именно через преодоление (хотя и болезненное) структурных, институциональных и других диспропорций обеспечивается экономическое развитие. При этом очень важно понять, что кризис является в то же время тестом для политиков, правительственных чиновников и бизнесменов на умение не только адекватно реагировать на текущие вызовы, но и осуществлять радикальные и эффективные шаги, направленные на коренную модернизацию государства, экономики и бизнеса в средне- и долгосрочной перспективе. И именно такой подход четко декларируется практически всеми странами как исходный мировоззренческий принцип разработки антикризисных программ и антикризисной политики.
1.1. Причины кризиса: общая оценка
1.2. Кризисный потенциал процесса кредитования
1.3. Финансовые инновации как фактор кризиса
1.4. Современные риски для мировой экономики
Глава 2. Масштабы и динамика кризиса: некоторые количественные и качественные оценки
2.1. Прогнозы экономической динамики в начале кризиса
2.2. Международная торговля: негативные тенденции как результат мировой рецессии
2.3. Оценки последствий кризиса и посткризисного восстановления экономики
Глава 3. Антикризисная политика в национальном измерении