Современный глобальный финансовый кризис повлек за собой экономическую рецессию, которая по своей глубине и синхронности проявления негативных эффектов является наиболее масштабной со времен Великой депрессии.
МВФ и ОЭСР ожидали сокращения мирового производства в 2009 году, причем считалось, что кризис поразит прежде всего развитые страны.
Современный глобальный финансовый кризис повлек за собой экономическую рецессию, которая по своей глубине и синхронности проявления негативных эффектов является наиболее масштабной со времен Великой депрессии. Рецессия усиливается в результате сокращения международной торговли, тогда как проблемы реального сектора негативно влияют на финансовые рынки. Вследствие этого происходит своего рода взаимное усиление кризисных явлений.
Такая динамика и характер протекания мирового кризиса вынуждали экспертов постоянно пересматривать экономические прогнозы на 2009 и 2010 годы в целом в сторону увеличения оценок глубины экономического кризиса в 2009 году и уменьшения оптимистических ожиданий относительно возобновления экономического роста в 2010-м. Затем, по мере оживления экономической активности, оценки становились все более и более оптимистическими.
2.1. Прогнозы экономической динамики в начале кризиса
По оценкам МВФ, в 2009 году мировое производство должно было сократиться в пределах 0,5-1,5%, причем кризис существенно поразил развитые экономики мира. Ожидалось, что развивающиеся страны и страны с рыночной экономикой в процессе становления (emerging economies)
смогут удержать позитивную экономическую динамику (см. таблицу 2). В 2010 году предусматривался небольшой рост мирового производства на уровне 1,5-2,5%.
ОЭСР придерживался аналогичной точки зрения. Эксперты ОЭСР ожидали, что экономическая ситуация в 2009 году будет продолжать ухудшаться до тех пор, пока в 2010-м не начнется постепенное оживление экономической активности в результате проведенных антикризисных мероприятий.
Таблица 2. Некоторые оценки мировой экономической динамики в 2009-2010 гг. (%)
2008 | 2009 - оценка | 2010 - оценка | |
Мировое производство | 3,2 | От -1,0 до -0,5 | 1,5-2,5 |
Развитые экономики | 0,8 | От -3,5 до -3,0 | 0,0-0,5 |
США | 1,1 | -2,6 | 0,2 |
Еврозона | 0,9 | -3,2 | 0,1 |
Япония | -0,7 | -5,8 | -0,2 |
Развивающиеся страны и страны с рыночной экономикой в процессе становления (emerging economies) | 6,1 | 1,5-2,5 | 3,5-4,5 |
Ожидалось, что в США, Японии, Еврозоне и в большинстве стран - членов ОЭСР производство сократится в пределах от 4 до 7%, причем во многих странах в 2010 году будет наблюдаться стагнация. При этом считалось, что и ведущие страны - нечлены ОЭСР не смогут избежать существенного торможения темпов экономического развития или рецессии. В целом же мировой ВВП в реальном измерении в 2008 году должен был сократиться на 2,75%, тогда как в 2010-м ожидается его рост на уровне 1,25%1. Основные прогнозные показатели развития мировой экономики, разработанные ОЭСР, приведены в таблице 3.
В 2009 году ожидалось сокращение производства, а в 2010-м - стагнация.
Таблица 3. Экономический прогноз ОЭСР
2008 | 2009 | 2010 | 2008 | 2009 | 2010 | IV кв.ПУ кв. | ||||||||||
III кв. | IV кв. | I кв. | 11 ттт III кв. кв. | IV кв. | I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
Реальный прирост ВВП, % к предыдущему периоду, в годовом измерении | ||||||||||||||||
США | 1,1 | -4.0 | 0.0 | -0,5 | -6,2 | -7,2 | -4,3 | -1,8 | -0,4 | 0,5 | 0,9 | 1,2 | 1,8 | -0,8 | -3,5 | 1,1 |
Япония | -0,6 | -6,6 | -0,5 | -1,4 | -12,1 | -10,9 | -3,3 | -2,8 | -0,4 | 0.0 | 0,1 | 0,7 | 0,9 | -4,3 | -4,4 | 0,4 |
Зона евро | 0,7 | -4Д | -0,3 | -1,1 | -5,9 | -6,8 | -4,2 | -2,2 | -0,8 | 0,2 | 0,7 | 1,1 | 1,4 | -1,4 | -3,5 | 0,8 |
Другие страны | 1,9 | -3,9 | 0,3 | 0,3 | -8,6 | -5,0 | -3,6 | -2,3 | -0,8 | 0,8 | 1,7 | 2,5 | 3,1 | -1,5 | -2,9 | 2.0 |
Всего ОЭСР | 0,9 | -4,3 | -0,1 | -0,7 | -7,1 | -7,0 | -4.0 | -2,1 | -0,6 | 0,4 | 0,9 | 1,4 | 1,8 | -1,5 | -3,4 | 1,1 |
Инфляция, % к предыдущему году | ||||||||||||||||
США | 3,8 | -0,4 | 0,5 | 5,2 | 1,5 | 0,2 | -0,6 | -1,8 | 0,5 | 0,8 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | |||
Япония | 1,4 | -1,2 | -1,3 | 2,1 | 1,0 | 0,0 | -0,9 | -2,0 | -1,7 | -1,3 | -1,2 | -1,3 | -1,3 | |||
Зона евро | 3,3 | 0,6 | 0,7 | 3,8 | 2,3 | 1,1 | 0,6 | 0,1 | 0,6 | 0,9 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | |||
Безработица, % к рабочей силе | ||||||||||||||||
США | 5,8 | 9,1 | 10,3 | 6,0 | 6,9 | 8,1 | 9,0 | 9,5 | 9,8 | 10,1 | 10,3 | 10,4 | 10,5 | |||
Япония | 4,0 | 4,9 | 5,6 | 4,0 | 4,0 | 4,4 | 4,7 | 5,0 | 5,3 | 5,5 | 5,6 | 5,6 | 5,7 | |||
Зона евро | 7,5 | 10,1 | 11,7 | 7,4 | 8,0 | 9,0 | 9,7 | 10,5 | 11,1 | 11,5 | 11,7 | 11,8 | 11,9 |
Окончание таблицы 3
Другие страны | 5,6 | 7,8 | 9,4 | 5,5 | 6,0 | 6,8 | 7,5 | 8,1 | 8,6 | 9,0 | 9,3 | 9,5 | 9,6 | |||
Всего ОЭСР | 6,0 | 8,4 | 9,9 | 6,0 | 6,5 | 7,5 | 8,2 | 8,8 | 9,3 | 9,6 | 9,8 | 10,0 | 10,1 | |||
Рост мировой торговли | 2,5 | -13,2 | 1,5 | 2,4 | -23,8 | -22,7 | -11,8 | -4,9 | 0,4 | 3,3 | 4,7 | 5,9 | 6,9 | -4,8 | -10,2 | 5,2 |
Фискальный баланс, % к ВВП | ||||||||||||||||
США | -5,8 | -10,2 | -11,9 | |||||||||||||
Япония | -2,6 | -6,8 | -8,4 | |||||||||||||
Зона евро | -1,8 | -5,4 | -7,0 | |||||||||||||
Всего ОЭСР | -3,0 | -7,2 | -8,7 | |||||||||||||
Краткосрочные процентные ставки | ||||||||||||||||
США | 3,2 | 1,2 | 0,7 | 3,2 | 3,4 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,0 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | |||
Япония | 0,7 | 0,6 | 0,3 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | |||
Зона евро | 4,7 | 1,3 | 0,6 | 5,0 | 4,6 | 2,1 | 1Д | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,6 | 0,4 | 0,4 |
Как свидетельствуют статистические данные, экономика стран ОЭСР сегодня переживает наиболее глубокую и масштабную рецессию за последние 50 лет1. В начале кризиса считалось, что уменьшение объемов производства практически во всех странах ОЭСР в течение четвертого квартала 2008 года и первого квартала 2009-го вместе с резким торможением экономического роста или падением производства в некоторых странах мира приведет к тому, что рост мировой экономики в целом будет характеризоваться негативными показателями. Высказывалось мнение, что финансовые ограничения и потеря доверия будут продолжать негативно влиять на экономическую активность в 2009 году до тех пор, пока мероприятия экономической политики не приведут к возобновлению экономической активности в конце 2010 года.
Показателем глубины кризиса является также оценка так называемого разрыва между реальным и потенциальным ВВП, рассчитанного в процентном соотношении к потенциальному ВВП (таблица 4).
Таблица 4. Разрыв между реальным и потенциальным ВВП (в процентах к потенциальному ВВП)
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
США | 1,3 | 2,2 | 0,3 | -0,5 | -0,5 | 0,6 | 1,0 | 1,2 | 0,7 | -0,7 | -6,8 | -8,8 |
Япония | -2,4 | -0,6 | -1,6 | 2,5 | 2,4 | 1,2 | -0,5 | 0,3 | 1,5 | -0,3 | -7,9 | -9,6 |
Германия | -0,4 | 1,6 | 1,6 | 0,3 | -1,2 | -1,6 | -1,8 | 0,1 | 1,2 | 0,7 | -5,9 | -7,2 |
Франция | 0,5 | 1,9 | 1,2 | 0,1 | -0,7 | -0,3 | -0,1 | 0,7 | 0,9 | -0,2 | -5,3 | -7,1 |
Италия | -2,2 | 0,1 | 0,6 | 0,0 | -0,9 | -0,5 | -0,7 | 0,1 | 0,3 | -1,9 | -7,3 | -8,9 |
Великобритания | 0,2 | 1,1 | 0,7 | 0,1 | 0,3 | 0,5 | 0,0 | 0,4 | 1,3 | 0,2 | -5,0 | -7,0 |
Канада | 0,7 | 2,6 | 1,2 | 1,2 | 0,3 | 0,6 | 0,8 | 1,3 | 1,6 | -0,3 | -5,6 | -7,3 |
В целом для семи наибольших стран | 0,1 | 1,4 | 0,3 | -0,6 | -0,8 | 0,0 | 0,2 | 0,8 | 0,9 | -0,5 | -6,6 | -8,5 |
Окончание таблицы 4
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Еврозона | -0,2 | 1,6 | 1,3 | 0,2 | -0,9 | -0,9 | -0,9 | 0,2 | 0,8 | -0,4 | -6,3 | -8,2 |
Другие страны, которые не входят в Еврозону или в группу семи наибольших стран | 0,5 | 1,1 | -0,3 | -0,9 | -1,2 | -0,3 | 0,2 | 1,2 | 1,8 | 0,2 | -5,7 | -8,4 |
ОЭСР в целом | 0,2 | 1,5 | 0,4 | -0,5 | -0,9 | -0,1 | 0,1 | 0,7 | 0,1 | -0,4 | -6,5 | -8,5 |
Как свидетельствуют данные таблицы 4, величина такого разрыва в 2009-2010 гг. должна была стать наибольшей за последние 10 лет. Очевидно, что такой разрыв и рост безработицы ведут к торможению инфляционных процессов, которое находит свое отображение в соответствующих показателях.
2.3. Оценки последствий кризиса и посткризисного восстановления экономики
Глава 3. Антикризисная политика в национальном измерении
3.1. Основные антикризисные мероприятия правительств и центральных банков
3.2. Обобщенная оценка национальных антикризисных шагов
Глава 4.Антикризисные меры в международном измерении
4.1. ЕС и глобальный финансовый кризис
4.2. Глобальная координация антикризисных усилий: Большая двадцатка
Финансовый регионализм
"Переделанный" (перезагруженный) "Западный центризм"