В 1936 году А. Лавдей, директор финансового отдела и службы экономического анализа ООН, писал в предисловии к книге Готфрида Хаберлера "Благосостояние и депрессия": "Постоянное повторение депрессий, масштабы их экономических и социальных последствий и осознание самой силы депрессий сделали очевидным тот факт, что, невзирая на многочисленную литературу по этой проблематике, сложные и утонченные теории, наши знания о причинах депрессий пока еще не достигли такого уровня, когда можно разработать мероприятия с тем, чтобы их избежать. Эта несостоятельность общества контролировать собственную судьбу может объясняться одной из трех причин. Такая ситуация может объясняться тем, что причинно-следственная связь между событиями не является такой однозначной; это может объясняться тем, что хотя правда найдена и обнародована, но она остается похороненной в массе неверных теорий; это, в конце концов, может быть потому, что хотя истина найдена и признана, но депрессии являются неотъемлемой частью нашей современной экономической системы так же, как голод является элементом более примитивной экономики, которой недостает средств транспорта и хранилищ"1.
Кризис не является принципиально новым явлением в мировой экономике.
Очевидно, что анализ причин и механизмов современных кризисов требует системного подхода.
ОЭСР использовала системный подход для объяснения финансового, или системного, кризиса в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века.
Эти слова сохраняют свою актуальность и сегодня, поскольку при анализе истоков и механизмов развертывания современного глобального финансового кризиса мы видим практически все те явления, на которые обратил внимание А. Лавдей в далеком 1936 году. Поэтому сразу отметим, что, по нашему мнению, депрессии (или в нашем случае кризисы) являются неотъемлемым элементом развития рыночной системы хозяйства, следствием которой в конечном итоге является обновление экономической системы и пересмотр устоявшихся взглядов на "механику" многих экономических процессов и факторы поведения экономических агентов.
ОЭСР использовала системный подход для объяснения финансового, или системного, кризиса в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века. Эксперты рассматривали финансовую систему как совокупность четырех элементов, а именно: банковского сектора, национальных финансовых рынков, международных финансовых рынков, мировой экономики, участники которых соединены посредством торговых и регуляторных механизмов. В такой системе координат кризис является любым потрясением, которое серьезно нарушает функционирование системы или приводит к ее полному развалу, причем именно системные риски имеют потенциал вызвать именно такой кризис. При этом системная эффективность может быть определена с операционной точки зрения или позиций рынка капитала1.
Очевидно, что именно такой комплексный анализ даст возможность адекватно понять причины современного глобального кризиса, вычленить его особенности и сформулировать рекомендации относительно путей минимизации подобных кризисных явлений.
1.1. Причины кризиса: общая оценка
В историческом измерении истоки кризиса следует искать в 2006 году, когда достаточно неожиданно для всех бум цен на жилье в США мгновенно сменился падением. Эта тенденция ускорилась в 2007 году и стала одним из факторов коллапса американского рынка, который предлагал ссуды физическим лицам с плохой кредитной историей или тем, кто был не в состоянии оплатить авансовый взнос. И уже в течение февраля-марта 2007 года 25 компаний, которые занимались предоставлением таких ссуд, объявили о своем банкротстве. Понятно, что это сразу негативно повлияло на мировые фондовые рынки и биржевые индексы.
В течение определенного времени высказывались надежды на то, что кризис ограничится исключительно финансовым сектором, но достаточно быстро стало понятным, что его масштабы будут намного больше, чем ожидалось ранее1. К тому же очень быстро кризис приобрел глобальный характер, что вынудило правительства и центральные банки развитых стран прибегнуть к срочным мероприятиям с целью противодействия кризисным потрясениям.
Во второй половине 2008 года ситуация во многих странах начала быстро ухудшаться, что вынуждало правительства друг за другом объявлять о начале рецессии. Поэтому 2008 год прошел под знаком разработки и реализации антикризисных программ и беспрецедентных усилий, направленных на международную координацию национальных экономических политик с целью возобновления экономической активности.
Начиная с сентября 2008 года финансовые рынки, на которых обращались разные виды активов, причем практически во всех основных странах мира, почти одновременно поразил финансовый шок беспрецедентного масштаба.
Исторически кризис начался в 2006 году, когда достаточно неожиданно для всех бум цен на жилье в США мгновенно тенился падением.
Если говорить
в целом, то кризис был обусловлен сложной комбинацией двух групп факторов макро- и микроэкономического характера.
В целом же современный кризис был порожден целым рядом глубинных причин.
Начиная с сентября 2008 года финансовые рынки, на которых обращались очень разные виды активов, причем практически во всех основных странах мира, почти одновременно поразил финансовый шок беспрецедентного масштаба. Финансовый стресс поражал один рынок за другим независимо от долгосрочных основ (fundamentals). Волна кризиса накрыла рынки акций и облигаций во многих странах, пошатнула валютные курсы многих стран с рыночной экономикой в процессе становления (emerging-markets), рынки сырьевых товаров практически в одно и то же самое время. Одинаковая реакция большого количества рынков очень часто воспринимается как свидетельство взаимозависимости этих рынков в глобализированной экономике. Но есть еще один момент. Высокая корреляция ежедневных ценовых изменений на многих рынках, которые не связаны некими общими фундаментальными основами, происходят в основном благодаря сильному влиянию спекулятивного поведения участников этих рынков1. Таким образом, мы можем говорить о том, что спекулянты в значительной мере вносят свой вклад в синхронизацию ценовых колебаний на различных рынках. Иными словами, спекулятивные операции выступают определенным фактором формирования зависимости между рынками2.
Если же говорить о глубинных причинах кризиса, то, по мнению лидеров Большой двадцатки (G-20), они заключаются в следующем:
во-первых, в течение периода сильного экономического роста, увеличения потоков капитала и длительной стабильности в начале текущего десятилетия участники рынка пытались получить высокие прибыли, но при этом неадекватно оценивали риски и не смогли обеспечить необходимый технический аудит;
во-вторых, свой взнос в формирование системных проблем сделали также слабые андеррайтинговые стандарты, неэффективные методы и инструменты управления риском, появление сложных финансовых продуктов, характеристики которых были сложными для понимания, в результате чего возникли избыточные заимствования;
в-третьих, политики, регуляторные институты, органы надзора в отдельных развитых странах не смогли адекватно оценить и отреагировать на риски, которые накапливались на финансовых рынках, своевременно и адекватно отслеживать появление финансовых инноваций или в полной мере учитывать системные последствия регуляторных действий;
в-четвертых, непоследовательность и неэффективность координации макроэкономической политики, неадекватные структурные реформы, которые вместе привели к серьезному нарушению соответствующих пропорций и функционированию рынка.1
Таким образом, в итоге речь фактически идет о сложной комбинации двух групп факторов макро- и микроэкономического характера:
1) среди причин на микроуровне следует назвать склонность экономических агентов к избыточному риску, которая была спровоцирована длительным периодом экономического роста и макроэкономической стабильностью, слабым управлением рисками на уровне участников рынка;
Политики, регуляторные институты, органы надзора в отдельных странах не смогли адекватно оценить и отреагировать на риски.
2) среди причин на макроуровне следует назвать неэффективное регулирование и надзор за финансовым рынком, непоследовательную макроэкономическую политику, отсутствие структурных реформ.
Вместе с тем, за каждой из этих формулировок стоят сложные и противоречивые экономические процессы, природа и механизмы протекания которых нуждаются в глубоком и беспристрастном анализе.
1.2. Кризисный потенциал процесса кредитования
1.3. Финансовые инновации как фактор кризиса
1.4. Современные риски для мировой экономики
Глава 2. Масштабы и динамика кризиса: некоторые количественные и качественные оценки
2.1. Прогнозы экономической динамики в начале кризиса
2.2. Международная торговля: негативные тенденции как результат мировой рецессии
2.3. Оценки последствий кризиса и посткризисного восстановления экономики
Глава 3. Антикризисная политика в национальном измерении
3.1. Основные антикризисные мероприятия правительств и центральных банков