Глава 9.Предкризисное развитие украинской экономики
9.1. Национальная экономика Украины в кризисном контексте
Развитие мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. имеет многогранный характер и охватывает разные сферы и географические направления. Все это не может не касаться и Украины. Речь идет также и о том, что, как и во время мирового финансового кризиса 1997-1998 гг., Украина имеет множество своих собственных отягчающих факторов в виде внутреннего экономического и политического кризиса.
Давая оценку нынешнему мировому финансовому кризису, уже в настоящий момент можно сделать вывод, что это наиболее серьезный и самый масштабный кризис за все время изучения кризисов мировой экономической наукой. Традиционно экономическая наука ведет начало экономическим кризисам с 1825 года. Но даже так называемая Великая депрессия 1929-1933 гг. и по своей кризисной силе, и по последствиям для мировой экономики уже осталась позади кризиса, который начал развертываться в 2008 году. Даже при том, что Великая депрессия характеризовалась беспрецедентным спадом промышленного производства (46%) и длительностью (37 месяцев), она не охватывала в такой мере валютно-финансовую сферу - от курсообразования до краха финансово-банковских институтов. Нынешняя мировая экономика является качественно более сложной кон-
Нынешний мировой финансовый кризис является наиболее серьезным и самым масштабным за все время изучения кризисных явлений с 1825 года.
В Украине сложилась ситуация, которую нельзя охарактеризовать однозначно, она определяется целым рядом причин.
струкцией по сравнению с временами Великой депрессии, и параметры спада или подъема исключительно промышленного производства не являются основным критерием разрушительных масштабов кризиса.
Исходя из теории циклического развития, мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. в целом вписывается в представление об экономическом цикле и его фазах. Если не принимать во внимание именно глубину и специфичность нынешнего мирового финансового кризиса, то ничего "чрезвычайного" не происходит. Нормальная рыночная мировая экономика так и развивается циклически. Следовательно, как это не звучит цинично, кризисы - это абсолютно естественное состояние международного экономического развития.
По имеющимся оценкам, первые сигналы современного кризиса стали проявляться еще в 2002-2003 гг. А уже начиная с 2005 по 2007 год, то есть приблизительно в течение 2-3 лет на финансовом поле сложилась абсолютно непрогнозируемая ситуация. Речь идет о соотношении евро к доллару, то есть о существенном укреплении евро. Это первая причина. Вторая причина - это значительное повышение цен на недвижимость в мире, ипотечный кризис в США и так далее. Третья причина - цены на продовольствие: его относительно стало меньше, и оно начало дорожать.
Эти три параметра - доллар-евро, цены на недвижимость и продовольственный кризис - стали причиной того, что мир залихорадило. Сюда нужно добавить также быстрое развитие деривативов - так называемых производных финансовых инструментов, которые являются скорее виртуальными, чем реальными, деньгами. Они также способствовали появлению нынешнего кризиса.
Что касается непосредственно Украины, то здесь сложилась ситуация, которую нельзя охарактеризовать однозначно. Во-первых, за все годы независимости именно по состоянию на 2008 год Украина имела построенную рыночную экономику с максимально развитыми ее атрибутами и соответствующей степенью интегрирован-ности в экономику мировую. Во-вторых, внутренний экономический и политический кризис начался задолго до наиболее знаковых проявлений мирового финансового кризиса, в том числе и непосредственно для Украины1. В-третьих, фактическое непризнание высшим политическим и экономическим руководством страны влияния мирового финансового кризиса на Украину оказалось одним из факторов, который не позволил оперативно произвести мероприятия по смягчению такого влияния.
Именно процесс развертывания внутренних кризисных явлений в Украине несколько завуалировал влияние мирового кризиса на страну. Кроме всего прочего, Украина встретила осень 2008 года абсолютно не подготовленной к серьезным влияниям внешних кризисных явлений.
По абсолютно непонятным причинам Национальный банк еще с сентября начал свертывать работу по поддержке курса гривни (что, кстати, является его законодательной обязанностью). Уже тогда лихорадило курс гривни, но главный банк страны занимался скорее пассивным наблюдением за ситуацией, чем конкретными действиями. Несмотря на наличие на то время приблизительно 35 млрд долларов золотовалютных резервов, которые необходимо использовать для соответствующих валютных интервенций, Нацбанк почему-то решил
Внутренний экономический и политический кризис начался задолго до наиболее знаковых проявлений мирового финансового кризиса, в том числе и непосредственно для Украины.
Первые серьезные проявления влияния мирового финансового кризиса появились в Украине еще летом 2008 года в экспортных отраслях - металлургии и химии.
посмотреть, чем же может все это закончиться без его участия.
Тогда же начались проблемы со снятием денег со счетов физических лиц, включая получение денег по пластиковым карточкам из зарплатных проектов. Только 11 октября 2008 года состоялось совместное заседание Совета и Правления Национального банка Украины, где были сделаны какие-то попытки нормализовать ситуацию. Еще в конце сентября 2008 года во время визита в США Президент Украины убеждал представителей американской стороны, что в Украине "экономический ренессанс", а реально признание влияния мирового финансового кризиса на Украину премьер-министром страны было сделано лишь 18 октября 2008 года.
Первые серьезные проявления влияния мирового финансового кризиса появились в Украине еще летом 2008 года. И здесь идет речь об экспортных отраслях - металлургии, химии и так далее. В мире падала цена на продукцию, а потому снижалась прибыль экспортеров. Плюс к этому металлургические комбинаты были вынуждены останавливаться, что вело к росту безработицы и тому подобное. Кроме всего прочего (и в этом заключается специфика кризиса для Украины), экономика страны чрезвычайно зависима от цены на импортный газ. Как только цена газа резко возрастает, для отраслей, ориентированных на экспорт, начинается новый виток кризиса.
При этом украинский экспорт является весьма специфическим как для европейской страны. Если корректно характеризовать то, что составляет экспорт, то в течение всех лет независимости больше 50% экспорта составляла необработанная продукция, тогда как для экономически развитых стран 80% их экспорта составляет обработанная и готовая продукция. Фактически структура украинского экспорта является характерной для стран
Африки, но не для государства, которое территориально находится в Европе и стремится стать членом ЕС.
Первая негативная статистика, связанная с мировым финансовым кризисом, появилась еще по итогам сентября - падение на 4,5% промышленного производства. В октябре 2008 года ситуация стала ухудшаться, и в дальнейшем проблемы только обострялись.
Весьма обострилась ситуация на наличном рынке иностранной валюты. С одной стороны, имели место противоречивые действия Национального банка относительно механизмов курсообразования, возможностей отклонения курса обменных киосков от установленного курса, пересмотр официального курса на протяжении дня, которые не были понятными для коммерческих банков. Как следствие - отсутствие в продаже иностранной валюты и другие, вроде бы вполне обоснованные, ограничения. С другой стороны, росло недоверие населения к власти, причем и исторический опыт, как советских времен, так и времен независимости, порождал панические страхи относительно абсолютно непредсказуемых масштабов девальвации гривни.
Независимо от механизма привязки имеющегося курса гривни к межбанковскому, особенных причин для обвала гривни не было. В любом случае, нормализация механизма регулирования курсообразования со стороны Национального банка должна была положительно отразиться на ситуации на валютном рынке.
Что касается соотношения основных мировых валют, то динамика доллар-евро несомненно будет изменяться, и никто, включая специалистов Федеральной резервной системы США и Европейского центробанка, не берется ее прогнозировать.
Анализируя исторический путь национальной экономики Украины за годы независимости, можно сделать вывод, что продвижение страны традиционно балан-
Весьма обострилась ситуация на наличном рынке иностранной валюты. С одной стороны, имели место противоречивые действия Национального банка, а с другой стороны, росло недоверие населения к власти.
Исторический путь развития национальной экономики Украины за годы независимости показывает, что страна традиционно балансировала на грани кризиса.
сировало на грани кризиса или было частью того или другого кризиса.
С самого начала определенные характеристики кризиса можно получить путем статистических сравнений по отдельным показателям разных постсоциалистических стран. Если посмотреть на динамику падения производства в Украине в контексте мирового опыта, то рекордные показатели падения не были преодолены даже во времена Великой депрессии 1930-х годов. Об этом свидетельствуют данные таблицы 26.
Анализируя опыт развития экономики Украины со времен получения независимости, можно констатировать, что это был преимущественно негативный опыт. При этом следует отметить, что деятельность руководства государства в экономической сфере проходила преимущественно под знаменами имитации реформ.
Таблица 26. Показатели спада в период перехода к рыночной экономике по сравнению с показателями Великой депрессии по отдельным странам
Страна | Длительность падения производства, в годах | Кумулятивное падение производства, в % | Реальный ВВП, 2000 (1990=100) |
Центральная, Южная Европа и Балтия | 4 | 23 | 107 |
Албания | 3 | 33 | 110 |
Болгария | 4 | 16 | 81 |
Хорватия | 4 | 36 | 87 |
Чехия Республика | 3 | 12 | 99 |
Эстония | 5 | 35 | 85 |
Венгрия | 4 | 15 | 109 |
Латвия | 6 | 51 | 61 |
Литва | 5 | 44 | 67 |
Польша | 2 | 6 | 144 |
Окончание таблицы 26
Страна | Длительность падения производства, в годах | Кумулятивное падение производства, в % | Реальный ВВП, 2000 (1990=100) |
Румыния | 3 | 21 | 82 |
Словакия | 4 | 23 | 105 |
Словения | 3 | 14 | 120 |
СНГ* | 7 | 51 | 63 |
Армения | 4 | 63 | 67 |
Азербайджан | 6 | 60 | 55 |
Беларусь | 6 | 35 | 88 |
Грузия | 5 | 78 | 29 |
Казахстан | 6 | 41 | 90 |
Киргизия | 6 | 50 | 66 |
Молдова | 7 | 63 | 35 |
Российская Федерация | 7 | 40 | 64 |
Таджикистан | 7 | 50 | 48 |
Украина | 10 | 59 | 43 |
Узбекистан | 6 | 18 | 95 |
Великая депрессия, 1930-1934 гг. | |||
Франция | 3 | 11 | нд |
Германия | 3 | 16 | нд |
Соединенное Королевство | 2 | 6 | нд |
Соединенные Штаты Америки | 4 | 27 | нд |
То, что можно было эффективно осуществить в первые годы независимости, подменялось экономическим романтизмом, заложенным в фундамент создания независимой Украины. Это отразилось на упрощенном
То, что можно было эффективно осуществить в первые годы независимости, подменялось экономическим романтизмом, заложенным в фундамент создания независимой Украины.
восприятии тогдашним экономическим окружением высшего государственного руководства социально-экономических процессов. Фактически эти люди так и остались под воздействием мифов примитивной советской пропаганды. Например, длительное время она характеризовала Украину как "всесоюзную житницу", которая способна прокормить всю Европу и тому подобное. При этом сказывалось откровенное непонимание того, какой ценой должен быть обеспечен выход Украины на мировые рынки. То же можно сказать и о процессе внедрения национальной валюты - мечтах о том, что она будет "крепче доллара" и т. д. Не менее извращенное воображение рисовало и процесс перехода Украины на цены мирового рынка. Как общенациональные, так и районные газеты помещали явно ошибочные позитивные рейтинги Украины одного немецкого банка. Перечень таких примеров можно продолжать достаточно долго. При этом якобы сам факт получения независимости и "могучая государственническая деятельность" должны были компенсировать прогрессирующую деградацию экономики.
За период со времени президентских выборов 1994 года в стране реально можно было бы достичь быстрого экономического оживления. Но в силу опять-таки субъективных факторов сфера экономики осталась сферой нереализованных возможностей. Может быть, это не очень корректно по отношению именно к историческому аспекту развития экономики страны, но, при соответствующем отношении к экономике со стороны высшего руководства государства, Украина еще в 1995 году имела все возможности для того, чтобы быть лидером по экономическим преобразованиям среди транзитивных стран, бывших социалистических стран и союзных республик.
Несколько специфическая деятельность руководства страны в экономической сфере вполне достой-
на занесения в учебники по экономической истории. Причем занесение с точки зрения скорее достаточно специфической: как удалось за все эти годы сделать все возможное, чтобы экономика страны осталась в почти принудительно замороженном и нереформированном состоянии.
Год 1996-й был связан с целым рядом событий. Осенние предложения 1995 года о смягчении жесткого монетарного курса и перенесении акцентов на развитие секторов национальной экономики, которые выходили от тогдашнего правительства, не нашли понимания у президента. Причем именно вторая половина 1995-го - первая половина 1996 года при условии коррекции экономического курса могли бы заложить фундамент для быстрого выхода Украины на уровень нормальных европейских стран с реформированной экономикой. На высшем государственном уровне начинается раскручивание непрерывного поиска причин как для уклонения от экономических реформ, так и предание огласке явно мифических причин негативной экономической ситуации.
Год 1997-й был отмечен денежной реформой, которая была проведена в начале осени 1996 года. Реформа имела явно запоздалый и некомплексный характер. Она даже не ставила целью борьбу с криминальной экономикой, легализацию теневых доходов и тому подобное. Фактически была проведена банальная деноминация - внедрены денежные купюры нового образца с меньшим количеством нулей. С 1997 года началась традиция официальных прогнозов экономического роста, которые стали делаться, но в конце года, как правило, не сбывались. Продолжал усиливаться внешний фактор - от структуры экспорта до зависимости от внешнего финансирования дефицита государственного бюджета. Украина получает постоянную прописку в хвосте разных рейтингов.
Год 1996-й был связан с целым рядом событий. Предложения 1995 года о смягчении жесткого монетарного курса и перенесении акцентов на развитие секторов национальной экономики не нашли понимания у президента.
Год 1998-й ознаменовался развертыванием финансового кризиса в Украине и кульминации неспособности власти адекватно реагировать на события в стране.
Год 1999-й
стал годом завершения беспрецедентного падения и был,
в известной мере, итоговым годом макроэкономических неурядиц государства.
Экономический рост, который начался с 2000 года, имел разнообразные причины и последствия.
Год 1998-й ознаменовался развертыванием финансового кризиса в Украине и кульминации неспособности власти адекватно реагировать на события в стране. В Украине расцвела долговая пирамида, на которой фактически базировался государственный бюджет. Государство стало неспособным обслуживать свои долговые обязательства, исчерпался ручеек желающих приобрести ОВГЗ. Причины всех экономических негативов в стране списывались на мировой финансовый кризис.
Год 1999-й стал годом завершения беспрецедентного падения и был, в известной мере, итоговым годом макроэкономических неурядиц государства. Страна потеряла 2/3 своего ВВП за последние 10 лет, а по зарубежным подсчетам, ВВП Украины 1999 года составлял только 35% от уровня 1989-го, причем из стран - бывших союзных республик хуже показатели имели только Грузия и Молдова.
Ситуация, свойственная странам Европы, которые выходили из послевоенной разрухи, стала повседневной украинской реальностью. То, что Украина является полностью обоснованным "дежурным примером" для материалов зарубежных средств массовой информации о коррупции и других экономических безобразиях, почему-то оставалось в стране без реакции.
Год 2000-й стал годом начала экономического роста. Не прибегая к анализу причин и истокам такого роста, нужно отметить позитивное решение долговой проблемы, общую позитивную конъюнктуру и действие ряда других факторов. Внешний имидж Украины постоянно находился под воздействием проблемы отношений с международными финансовыми учреждениями и других вопросов политического характера.
Экономический рост, который начался с 2000 года, имел разнообразные причины и последствия. Позитивная статистика имела место. В Украине действительно оживилась экономика, и этого нельзя отрицать. Но при всем доброжелательном отношении к национальной экономике нельзя не констатировать уязвимость экономического роста. Если Украина в течение 10 лет движения вниз, наконец, достигла дна и исчерпала любые возможности для последующего падения, это не является достижением "экономического курса руководства государства". Экономика продолжала падать даже тогда, когда западные специалисты прогнозировали прекращение таких процессов, которые продемонстрировали миру настоящее "украинское своеобразие".
Однако, посмотрев на структуру роста в промышленности, можно увидеть, что наиболее весомым стал рост черной и цветной металлургии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, легкой и пищевой промышленности. Если развитие легкой и пищевой промышленности действительно можно отнести к достижениям рыночного реформирования национальной экономики, то с главными локомотивами роста - так называемыми "базовыми отраслями" (металлургия и химия) - ситуация развивалась другим способом. Металлургия и химия по своей сути никогда не работали по рыночным принципам. Они скорее являются островками командной экономики, которые удачно сохраняются при условиях рыночной трансформации.
Как всегда, официальная пропаганда находит причины для оправданий любых проблем, и не только в экономической сфере. В свое время очень элегантно выглядело объяснение неуспехов экономических реформ тем, что "в Украине нет кадров, все лучшее забрала Москва" (и это после 10 лет независимости, когда уже могли вырасти собственные кадры). Примерно то же происходило и с объяснениями причин и истоков оживления в экономике.
Учитывая то, что цикличность развития украинской экономики развивалась очень медленно, можно сделать
Наиболее весомым стал рост черной и цветной металлургии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, легкой и пищевой промышленности.
Место в международном разделении труда, которое сегодня занимают прежние социалистические страны Европы, уже занято, и найти свою нишу для Украины почти невозможно.
вывод, что возможности для падения исчерпались намного раньше, причем аналогичным способом были заложены возможности для экономического оживления.
Чем больше проходит времени от провозглашения независимости, тем более аргументированным становится вывод о том, что экономическая сфера Украины развивается независимо от действий власти. А если и есть влияние власти на экономику, то оно имеет преимущественно тормозящий, чем стимулирующий характер.
Невзирая на оживление экономики, жизненный уровень не становится ощутимо лучшим. Не будем анализировать прожиточный минимум и потребительскую корзину, дело в другом. Действительно, проводилась работа по осуществлению социальных выплат и задолженностей, но реальный уровень жизни не улучшался. И здесь объяснение заключается в том, что широкие слои населения привыкли к выживанию. Почти половина населения страны имела "другие доходы", которые не охватываются налогообложением.
Среди прочего нужно отметить 2004 год с рекордным ростом ВВП в 12,1% и 2005 год с внезапным падением темпов роста ВВП до 2,7%, что также является следствием известных политических процессов в стране.
Возможно, с этим уже нужно смириться, но Украина очень долго находилась на обочине мировых финансовых потоков. Речь идет и о прямых иностранных инвестициях, и о других видах движения капитала.
Место в международном разделении труда, которое занимают в настоящий момент прежние социалистические страны Европы, уже занято, и найти свою нишу для Украины почти невозможно. В этом случае государство уже исчерпало свои возможности, а расширение номенклатуры экспорта очень проблематично по двум причинам. Во-первых, Украина по большому счету может мало что предложить на потребительском рынке, например, Западной Европы. А во-вторых, украинские производители так до конца и не осознают, что такое реальная жесткая конкуренция и как при таких условиях себя вести.
Достаточно специфическими остаются отношения Украины с международными финансово-кредитными учреждениями. Время от времени на государственном уровне раздаются почти подхалимские высказывания о том, как именно высоко МВФ или Всемирный банк оценил успехи экономических реформ1.
Дело в действительности заключается в другом. Любая страна с экономикой, которая трансформируется, нуждается во внешних финансовых поступлениях. Опыт разных стран мира убеждает, что страны тогда достигают успехов, когда совмещают внутренние источники финансовых ресурсов с внешними. Поэтому Украине необходимы внешние средства. Нужно только не проедать их (или не заниматься "нецелевым их использованием"), а использовать эти деньги для развития национальной экономики2. Отсутствие финансирования со стороны международных финансово-кредитных учреждений отражается и на поступлении частного капитала в Украину3.
С одной стороны, за все годы независимости в Украине фактически так и не было позитивных условий для развития экономики. И это привело к тому, что внутренние экономические структуры просто привыкли работать в условиях экстремальной окружающей среды,
Любая страна с экономикой, которая трансформируется, нуждается во внешних финансовых поступлениях. Страны тогда достигают успехов, когда совмещают внутренние источники финансовых ресурсов с внешними.
Единственное, на что влияет политический кризис, это бизнесовые перспективы конкретных экономических агентов, интересы которых задевают политические проблемы.
а иностранный капитал обходил государство. Поэтому текущий политический кризис происходит скорее в рамках "традиционной внешней среды", чем является чем-то чрезвычайным. С другой стороны, жесткое влияние политических событий на экономическую сферу присуще странам с развитой экономикой. Политический кризис был бы выгоден экономическим агентам, если бы в Украине была развита рыночная экономика. Именно при условиях рыночной экономики изменение правительства приводит к потрясениям на фондовом рынке и колебанию курса национальной денежной единицы. В Украине просто нет такого фондового рынка, который был бы индикатором политических событий. В странах с развитой рыночной экономикой любые политические потрясения приводят к колебаниям на фондовом рынке, что всегда кому-то выгодно. А иностранный капитал, который работает в Украине, хотя и ограничен по объему, но настолько закален, что способный перенести все что угодно.
Единственное, на что влияет политический кризис, это бизнесовые перспективы конкретных экономических агентов, интересы которых задевают политические проблемы. Конечно, любой кризис - это перспектива перераспределения власти и сфер влияния, и национальные центры влияния безусловно активизируются, но на экономическую ситуацию в целом такие события почти не влияют.
Поэтому политический кризис на внутреннем уровне может привести в лучшем случае лишь к перераспределению сфер влияния, а не к изменениям общих макроэкономических показателей. На внешнем уровне политические неурядицы не будут стимулировать появление дополнительных иностранных партнеров, но и не отпугнут тех, кто уже работает в Украине.
Основные макроэкономические показатели последних лет (до начала мирового экономического кризиса 2008-2009 годов) приведены в таблице 27.
Таблица 27. Основные макроэкономические показатели развития национальной экономики Украины.
(в фактических ценах)
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Валовой внутренний продукт, млн грн. | 204190 | 225810 | 267344 | 345113 | 441452 | 544153 | 712945 |
В сравнительных ценах | 109,2 | 105,2 | 109,6 | 112,1 | 102,7 | 107,3 | 107,6 |
Объем промышленной продукции, млн грн. | 184276 | 202688 | 259502 | - | - | - | - |
В сравнительных ценах | 114,2 | 107,0 | 115,8 | 112,5 | 103,1 | 106,2 | 110,2 |
Объем продукции сельского хозяйства, млн грн. | 65218 | 65253 | 64473 | 83900 | 92536 | 94300 | 109850 |
В сравнительных ценах | 110,2 | 101,2 | 89,0 | 119,7 | 100,1 | 102,5 | 93,5 |
Производство товаров народного потребления, млн грн. | 33524 | 37933 | 48336 | - | - | - | - |
В сравнительных ценах | 117,7 | 108,4 | 120,4 | - | - | - | - |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения), млн грн. | 32573 | 37178 | 51011 | 75714 | 93096 | 125253,7 | 188486 |
В сравнительных ценах | 120,8 | 108,9 | 131,3 | 128,0 | 101,9 | 119,0 | 129,8 |
Розничный товарооборот, млн грн. | 34417 | 39691 | 49994 | 67556 | 94332 | 129952 | 178233 |
В сравнительных ценах | 113,7 | 115,0 | 120,5 | 121,9 | 123,4 | 126,4 | 129,5 |
Объем реализованных услуг5, млн грн. | 37822 | 46400 | 56121 | 72933 | 92013 | 116351 | 137515 |
В сравнительных ценах | 115,2 | 122,7 | 121,0 | 130,0 | 126,2 | 126,5 | 114,1 |
Финансовые результаты предприятий и организаций от обычной деятельности до налогообложения, млн грн. | 18741 | 14641 | 19643 | 44578 | 64371 | 76253 | 135898 |
Продолжение таблицы 27
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
В фактических ценах | 134,5 | 78,1 | 134,2 | 226,9 | 144,4 | 118,5 | 178,2 |
Удельный вес убыточных предприятий, % | 38,2 | 38,8 | 37,2 | 34,8 | 34,2 | 30,9 | 32,5 |
Среднемесячная номинальная заработная плата работающих, грн. | 311,08 | 376,38 | 462,27 | 589,62 | 806,19 | 1041,44 | 1351 |
К среднемесячной зарплате за предыдущий год | 135,2 | 121,0 | 122,8 | 127,5 | 136,7 | 129,2 | 129,7 |
К декабрю предыдущего года1 | 127,7 | 117,0 | 124,4 | 127,7 | 144,9 | 125,2 | 131,1 |
К декабрю предыдущего года1 | 120,4 | 115,6 | 113,8 | 120,8 | 131,5 | 111,7 | 110,3 |
Доходы населения, млн грн. | 1093912 | 185073 | 215672 | 274241 | 381404 | 472061 | 614984 |
Темпы роста к предыдущему году, % | 125,9 | 117,1 | 116,5 | 127,2 | 139,1 | 123,8 | 130,3 |
Расходы и сбережения населения, млн грн. | 1028353 | 185073 | 215672 | 274241 | 381404 | 472061 | 614984 |
Темпы роста к предыдущему году, % | 122,7 | 117,1 | 116,5 | 127,2 | 139,1 | 123,8 | 130,3 |
К декабрю предыдущего года1 | 106,1 | 99,4 | 108,2 | 112,3 | 110,3 | 111,6 | 116,6 |
К декабрю предыдущего года1 | 100,9 | 105,7 | 111,1 | 124,1 | 109,5 | 114,1 | 123,3 |
Уровень безработицы (на последнюю дату), % | 3,68 | 3,7 | 3,5 | 3,5 | 3,1 | 2,7 | 2,3 |
Экспорт товаров и услуг, млн долларов США | 21086 | 23351 | 28953 | 41291 | 44378 | 50239 | 64001 |
Темпы роста к предыдущему году, % | 109,5 | 110,7 | 124,0 | 142,6 | 107,5 | 113,2 | 127,4 |
Окончание таблицы 27
Импорт товаров и услуг, млн долларов США | 20473 | 21494 | 27665 | 36313 | 43707 | 53307 | 72153 |
Темпы роста к предыдущему году, % | 114,1 | 105,0 | 128,7 | 131,3 | 120,4 | 122,0 | 135,4 |
Коэффициент обслуживания внешнего долга, % | 14,6 | 12,0 | 11,8 | 10,7 | 14,7 | 17,3 | 18,0 |
Валовые международные резервы, в месяцах импорта будущего периода | 1,7 | 1,9 | 2,4 | 2,6 | 4,5 | 3,7 | 3,8 |
Доходы сводного бюджета | 26,9 | 27,4 | 28,2 | 26,5 | 30,4 | 31,6 | 30,8 |
Расходы сводного бюджета | 27,2 | 26,7 | 28,4 | 29,4 | 32,1 | 32,2 | 31,7 |
Дефицит сводного бюджета | 0,3 | 0,74 | 0,2 | 3,2 | 1,8 | 0,7 | 1,1 |
Сальдо текущего счета платежного баланса | 3,7 | 7,5 | 5,8 | 10,6 | 2,9 | -1,5 | -3,7 |
Нужно четко осознать, что не Украина унаследовала атрибуты "сверхдержавы" и такой "сверхдержавой" она уже никогда не будет ни с экономической, ни с политической точки зрения.
Сегодня как никогда нужно более реально оценивать место Украины в мире, как в экономическом, так и в политическом смысле. Невзирая на более чем полтора десятилетия независимости, в сознании населения и тех, кто находится при власти, все еще живет наследие пропаганды советских времен, когда утверждалось, что именно "наша страна - наибольшая, самая могучая, самая зажиточная" и тому подобное. Это наследие в настоящий момент иллюстрируется и экономическими жестами (совсем ничем не подкрепленными), и попытками разного рода "масштабных политических инициатив". Ту роль, которую Украина реально или иллюзорно играла в прежнем СССР, она вряд ли будет играть в мире в ближайшем будущем.
Нужно четко осознать, что не Украина унаследовала атрибуты "сверхдержавы" и такой "сверхдержавой" она уже никогда не будет ни с экономической, ни с политической точки зрения. Можно и нужно построить комфортное государство, в котором будет приличный жизненный уровень и которое не будет маргинальным по своей роли в мире. Украина может найти свое достойное место в Европе и стать действительно европейской страной. И граждане Украины заслуживают того, чтобы жить в нормальной стране.
9.2. Украина среди постсоциалистических стран
9.3. Проблемы преодоления коррупции в Украине
Глава 10. Украина: мирохозяйственный аспект
10.1. Проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Украины
10.2. Мировой финансовый кризис 1997-1998 годов и его влияние на экономику Украины
10.3. О некоторых проблемах финансовой глобализации
Глава 11. Украина: проблемы и уроки
11.1. Мировой опыт регулирования статуса центральных банков
11.2. Зарубежный опыт использования различных организационных форм накопления капитала