Мировая экономика: глобальный финансовый кризис - Бураковский И.В. - 9.2. Украина среди постсоциалистических стран

Вопросы развертывания процессов мирового финансового кризиса, так же, как и возникновение кризисных явлений в самой Украине, обусловливают необходимость рассмотрения места Украины среди других стран. Наиболее целесообразным представляется исследование места Украины среди постсоциалистических стран как таких, которые еще 20 лет тому назад имели очень жесткую координацию общей экономической и

политической жизни. Кроме этого, приведенные страны имели почти одинаковую модель экономического развития, которая относилась к системе жесткой регламентации.

В то же время, как для экономической теории, так и для практики представляет интерес и то, что постсоциалистические страны - не советские республики - достаточно активно реформировали свою национальную экономику в рыночном направлении и, в своем большинстве, стали членами Евросоюза.

Переход от системы централизованной регламентации к рыночной экономике в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, а также в бывших союзных республиках определялся не только их национальными особенностями и степенью начального развития, но и более сложными факторами собственно переходного периода. Это позволяет выявить определенные общие и отличительные, позитивные и негативные тенденции в их продвижении к рынку1.

Общие экономические показатели стран Европы и Центральной Азии с учетом стран Центральной и Восточной Европы приведены в таблице 28.

Таблица 28. Изменения основных показателей стран Европы и Центральной Азии (% на год)

Показатель

1991-2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ВВП в рыночных ценах

-1,3

6,3

7,3

6,8

5,8

5,4

5,4

Потребление на душу населения, долларов США, постоянные цены

-1,1

6,3

7,2

6,8

5,8

5,4

5,3

Вопросы развертывания процессов мирового финансового кризиса, так же, как и возникновение кризисных явлений в самой Украине, обусловливают необходимость рассмотрения места Украины среди других стран.

Окончание таблицы 28

Показатель

1991-2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ВВП по паритету покупательной способности

-0,6

6,2

7,4

7,2

6,1

5,6

5,5

Частное потребление

0,6

7,6

7,3

8,0

7,5

6,9

6,9

Государственное потребление

0,0

3,1

5,0

3,8

3,8

3,6

3,5

Фиксированные инвестиции

-6,6

11,5

14,3

15,8

14,8

13,6

13,4

Объемы экспорта

0,9

6,7

9,8

9,7

7,7

8,4

9,0

Объемы импорта

-1,6

10,4

14,4

16,8

13,2

13,0

13,4

Чистое влияние экспорта на рост

0,9

-1,7

-2,4

-3,9

-3,6

-3,6

-3,9

Текущий баланс, как % от

ВВП

1,8

1,0

-0,9

0,1

-0,8

-1,4

Дефлятор ВВП

118,5

5,9

8,3

7,2

7,2

7,9

5,0

Фискальный баланс, как % от

ВВП

-5,1

2,0

2,3

1,9

1,7

0,6

0,6

Транзитивные страны

2,1

5,9

6,5

5,5

4,8

4,6

4,8

Центральная и Восточная Европа

1,2

4,4

6,2

6,1

5,2

4,9

4,8

Страны СНГ

-4,2

6,8

8,3

8,6

7,2

6,5

6,0

Россия

-3,9

6,4

7,4

8,1

7,1

6,3

6,0

Турция

3,7

8,4

6,9

4,5

4,0

4,3

5,0

Польша

3,8

3,6

6,1

6,5

5,7

5,1

5,0

Эти данные свидетельствуют о том, что в целом в канун кризиса страны, которые осуществляли переход от плановой к рыночной экономике, демонстрировали достаточно приличную экономическую динамику. Причем при отсутствии кризиса такая динамика имела все шансы на последующее сохранение.

Учитывая кризисный аспект изучения развития постсоциалистических стран, среди таких стран Европы и бывших республик можно выделить четыре группы стран по особенностям развития и общему пониманию рыночной экономики. При этом мы не касаемся членства стран в разного рода региональных и международных организациях1.

Первую группу можно условно определить как страны с медленными темпами осуществления реформ. Такие страны или просто не испытали ощутимых экономических потрясений, или из-за своей национальной специфики и других обстоятельств вошли в состояние определенного транса, который не позволял эффективно осуществлять экономические реформы. К этой группе принадлежат Украина, Беларусь, Грузия, Армения, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Киргизия. За исключением Грузии и Армении, другие отмеченные страны обнаруживают устойчивую однородность как по направлениям движения к рыночной системе, так и по его результатам. Ситуация в Грузии и Армении, учитывая исторические (со времен провозглашения независимости) проблемы Абхазии и Нагорного Карабаха, несколько отличается. Но общее понимание идеологии реформ и методов достижения целей, которые выдвигаются, во всех этих странах остаются в единых рамках; некоторые из них опережают Украину по отдельным показателям, но общее состояние у них достаточно однородно.

Перспективы экономического сотрудничества Украины со странами данной группы достаточно неоднозначны. Целесообразно расширять сотрудничество с Беларусью. Это связано не только с близостью уровней экономического развития, но и с географической близо-

Учитывая кризисный аспект изучения развития постсоциалистических стран, среди таких стран Европы и бывших республик можно выделить четыре группы стран по особенностям развития и общему пониманию рыночной экономики.

Первую группу можно условно определить как страны с медленными темпами осуществления реформ.

Вторую группу образуют традиционно ориентированные на рынок страны.

Перспективы этой группы можно охарактеризовать как самые благоприятные с точки зрения рыночной трансформации и минимизации негативных аспектов такого процесса.

стью стран. Грузия и Армения в перспективе тоже могут выступать как активные экономические партнеры Украины. Определенный интерес для Украины имеет сотрудничество с Туркменистаном, Киргизией и Казахстаном. Причем сотрудничество с Казахстаном может дать позитивные результаты в сфере горной промышленности и цветной металлургии, которые достаточно развитые в этой стране. Узбекистан, наряду с хлопководством, является потенциальным партнером в отрасли машиностроения. Естественно, что государства этой группы нужно рассматривать и как возможных партнеров в случае возобновления определенной части хозяйственных связей, установившихся еще во времена союзного государства.

Вторую группу образуют традиционно ориентированные на рынок страны. К этой группе принадлежат страны, которые больше всего отвечают оптимальной модели перехода от системы централизованной регламентации к рыночной системе и в течение постсоциалистического периода развития получили членство в ЕС. К этим странам относятся Чехия, Польша, Венгрия, Словакия и Румыния. Определенные негативные последствия принадлежности Словакии и Чехии к единой федерации хотя и давали о себе знать в начале, но после интеграции в ЕС уже не нарушают их общей ориентации на рынок, присущей им еще во времена социалистической системы. Некоторую специфику имеет Румыния. Однако уже достигнутые параметры экономического развития и традиционная ориентация менталитета населения позволяют отнести Румынию именно к этой группе.

Перспективы этой группы можно охарактеризовать как самые благоприятные с точки зрения трансформации от системы централизованной регламентации к рыночной экономике и минимизации негативных аспектов такого движения. Украине стоит налаживать сотрудничество с этими странами. С одной стороны, все страны этой группы входили раньше в СЭВ и имели соответствующую специализацию. С другой стороны, страны традиционно рыночной ориентации решительно преодолели последствия прежнего разделения труда между членами СЭВ и достаточно успешно функционируют в условиях членства в ЕС. Но ввиду конкуренции на рынках Западной Европы и других стран представители данной группы могут рассматривать Украину как важного партнера для ввоза своих товаров. Кроме этого, традиционные экономические связи с Венгрией, Польшей и Чехией могут развиваться и в дальнейшем. Причем, если в случае импорта польского угля в Украину идет речь о технологической зависимости, то Чехия может рассматриваться как приоритетный партнер среди стран данной группы, потому что в ней сконцентрировано 70% промышленного и более 60% сельскохозяйственного производства бывшей Чехословакии. Украина также имеет экономические интересы, предопределенные территориальной близостью, относительно развития отношений с Румынией и Словакией.

Третья группа охватывает страны, которые из-за их специфики нельзя привести к единому знаменателю. Это страны, которые или избрали свой специфический путь формирования рыночной системы, или в результате имеющихся предпосылок не могли идти традиционным путем. В эту группу входят Россия, Болгария, Молдова, Таджикистан. Специфика России определяется тем, что эта страна фактически получила в наследство большую часть экономических и политических активов бывшего СССР как сверхдержавы. Болгария, которая в свое время экономически и политически ориентировалась на СССР, длительное время находилась в поиске нового объекта ориентации, будучи не в состоянии избрать свой путь реформирования экономической и политической системы. Даже членство в ЕС не предоставило

Третья группа охватывает страны, которые из-за их специфики нельзя привести к единому знаменателю.

Четвертая группа объединяет так называемые "взрывные" страны - те, которые испытали потрясения экономического и политического характера.

стране соответствующего толчка. Региональные проблемы Приднестровья, а также специфика самой экономики Молдовы выводят это государство за пределы любой классификации. Особенности Таджикистана также не нуждаются в дополнительном раскрытии. Наконец, специфика Азербайджана связана как с весомыми запасами нефти в стране, так и с определенным влиянием Турции в регионе.

Перспективы экономического взаимодействия Украины с государствами упомянутой группы характеризуются следующим образом: относительно решения проблемы энергоносителей она имеет определенный интерес в плане расширения сотрудничества с Азербайджаном. Хотя возможности поставок азербайджанской нефти в Украину ограничены целым рядом технических и политических проблем. Таджикистан из-за своего положения пока еще не может рассматриваться как активный экономический партнер Украины. Более ощутимыми должны стать шаги в поиске форм сотрудничества и проникновения на рынок Болгарии - страны, которая была фактически брошена преемниками СССР и относительно удачно ликвидировала последствия кооперации, а точнее взаимозависимости в рамках СЭВ. Молдова традиционно является экономическим партнером Украины, в частности это касается пищевой и сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, важным фактором развития отношений с Молдовой является территориальная близость.

Четвертая группа объединяет так называемые "взрывные" страны, которые испытали потрясения экономического и политического характера. То есть необходимый толчок к движению от системы централизованной регламентации к рыночной системе они получили в результате определенных чрезвычайных событий. Особенностью этой группы является то, что те или другие чрезвычайные события, которые происходили в этих странах, имели не негативное, а позитивное (стимулирующее) влияние на процесс движения к рыночной системе (этот феномен как таковой нуждается в дополнительном тщательном анализе).

К этой группе принадлежат страны бывшей единой Югославии - Словения, Хорватия, Македония, Сербия и Черногория, прибалтийские страны - Эстония, Латвия, Литва и, в конечном итоге, Албания. Если Хорватию и Сербию можно рассматривать как те, которые принимали участие в военном конфликте, что само по себе выступает как чрезвычайное событие, то специфика собственно Сербии связана еще и с санкциями со стороны международного экономического содружества и военной акцией сил НАТО в 1999 году. Кроме этого, потрясением было получение независимости частью территории - Косово. Определенным потрясением, которое ускорило развитие Словении (и способствовало ее быстрой интеграции в ЕС) и Македонии, стал факт распада единого государства и устранения "руководящего центра", куда направлялись отчисления в общегосударственный бюджет и тому подобное. Нужно отметить, что экономическое положение упомянутых стран было разным, но достаточно надежным и во времена единого государства, что помогло им более решительно стать на путь самостоятельного развития. Экономическая система бывшей Югославии в целом имела большую рыночную ориентацию, чем любой бывшей социалистической страны. Поэтому определенные потенциальные возможности для роста здесь были неплохими с самого начала. Относительно прибалтийских стран, которые уже являются членами НАТО и ЕС, можно сказать, что получение государственной независимости и политические изменения, которые сопровождали этот процесс, имели впечатляющий эффект, а проявления националь-

Особенностью этой группы является то, что те или другие чрезвычайные события, которые происходили в этих странах, имели не негативное, а позитивное влияние на процесс движения к рыночной системе

Конечно, такая дифференциация учитывает макроэкономическую ситуацию, которая сложилась на текущий момент. Со временем классификация стран будет нуждаться в определенных изменениях.

ной специфики в изломе экономических и политических связей, ориентированных на прежние союзные республики, придали процессу утверждения независимости вполне взрывной характер. В то же время нельзя забывать и общую специфику национального менталитета этих стран, а также кратчайший, сравнительно с другими союзными республиками, срок пребывания их в составе союзного государства. Поэтому, с учетом определенных предостережений, включение прибалтийских стран в группу "взрывных" является правомерным. Что касается Албании, то внесение ее в упомянутую группу объясняется чрезвычайными обстоятельствами, связанными с ликвидацией ее многолетней самоизоляции и активными попытками интеграции в международное экономическое и политическое содружество. Вне всякого сомнения, такой решительный переход от системы фактической экономической и политической диктатуры к введению рыночного хозяйства налагает на Албанию особенный отпечаток, и это вынуждает включать ее в эту группу.

Украина имеет возможности оживления экономического взаимодействия со странами упомянутой группы. Как приоритетное направление можно рассматривать страны бывшей Югославии. Сербия в результате понятных процессов демократизации в стране также находится на этапе поиска адекватных экономических партнеров. Достойные усилий попытки выхода на рынки Словении и Македонии. Сотрудничество с Албанией возможно в направлении албанской горной промышленности, хотя вместимость албанского национального рынка достаточно небольшая. Государства Балтии тоже стоит рассматривать как возможное направление расширения экономического сотрудничества Украины. В равной мере балтийские государства могут принимать

участие в процессах реэкспорта товаров во взаимоотношениях Украины и России.

Конечно, такая дифференциация учитывает макроэкономическую ситуацию, которая сложилась на текущий момент. Со временем классификация стран будет нуждаться в определенных изменениях, ввиду возможных изменений макроэкономических и других показателей.

Все вышеназванное имеет отношение и к анализу динамики развития ВВП постсоциалистических стран и бывших советских республик.

Данные по группам отдельных стран приведены в таблице 29.

Таблица 29. ВВП в рыночных ценах, доллары США 2000 года

Страна

1991 - 2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Албания

1,4

5,5

5,0

6,0

5,8

6,2

6,2

Армения

-3,8

13,9

13,3

13,7

10,0

8,1

7,3

Азербайджан

-5,2

26,2

34,5

25,0

16,7

12,3

8,1

Беларусь

-1,2

9,4

10,0

8,2

7,4

6,3

6,0

Болгария

-1,7

6,3

6,3

6,2

5,6

5,3

5,1

Хорватия

-1,5

4,3

4,8

5,6

4,5

4,7

5,0

Грузия

-9,3

9,6

9,4

12,4

9,8

8,9

8,0

Венгрия

0,8

4,1

3,9

1,3

2,3

3,3

3,5

Казахстан

-3,6

9,7

10,7

8,5

6,1

6,3

6,7

Киргизия

-3,6

9,7

10,7

8,5

6,1

6,3

6,7

Латвия

-2,8

10,6

11,9

10,3

3,0

2,5

3,5

Литва

-3,3

7,9

7,7

8,8

6,0

5,5

5,8

Молдова

-9,8

7,5

4,8

3,0

6,5

5,5

5,0

Македония

-0,9

4,1

3,7

5,1

5,0

5,4

5,4

Польша

3,8

3,6

6,1

6,5

5,7

5,1

5,0

Румыния

-1,7

4,1

7,7

6,0

6,0

5,0

4,3

Россия

-3,9

6,4

7,4

8,1

7,1

6,3

6,0

Окончание таблицы 29

Страна

1991 - 2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Словакия

0,3

6,6

8,5

10,4

7,3

6,0

5,3

Турция

3,7

8,4

6,9

4,5

4,0

4,3

5,0

Украина

-8,0

2,7

7,3

7,3

5,5

5,0

4,5

Узбекистан

-0,2

7,0

7,2

9,5

7,7

7,5

6,8

Бесспорный интерес в контексте проблем последующего развития политической и экономической системы Украины имеет анализ четвертой группы стран, которые имеют самые весомые успехи в рыночных трансформациях.

Примечание: 1. Темпы роста над интервалами - составное среднее значение; рост составных компонентов, коэффициентов и дефлятор ВВП - средние значения. 2. ВВП взвешенный, постоянный, в долларах США 2000 года. 3. Рост и показатели текущего счета, представленные здесь параметрами Всемирного банка, могут отличаться от показателей, которые содержатся в других документах банка. 4. Босния и Герцеговина, Таджикистан, Туркменистан, Югославия в таблице отсутствуют в результате ограниченных данных.

Источник: Global Development Finance 2008. - Washington D. C.: The World Bank. - 2008. - www.worldbank.org

Приведенная классификация сохраняет свою силу и в течение последнего десятилетия. Последующий ход событий будет влиять на принадлежность стран к определенной группе. Выделение определенных групп может в целом лишиться смысла, у других могут появиться новые подгруппы и тому подобное.

Бесспорный интерес в контексте проблем последующего развития политической и экономической системы Украины имеет анализ четвертой группы стран, которые имеют самые весомые успехи в рыночных трансформациях. В то же время тот факт, что сама Украина не принадлежит к этой группе, является точкой отсчета для последующего анализа как позитивных, так и негативных аспектов развития государства в направлении рынка по модели "медленного" типа.

Предложенная дифференциация дает основания для выводов о возможном месте Украины среди постсоциалистических стран в контексте экономического сотрудничества.

1. Ориентация на расширение экономического и политического сотрудничества со странами первой группы, которые отличаются медленными темпами осуществления реформ, может иметь вынужденный и временный характер. Не отрицая на данный момент преимуществ сотрудничества Украины с этими странами (из-за однотипного характера отставания в проведении реформ в пределах этой группы, к которой принадлежит и наше государство), нельзя, впрочем, считать такую ориентацию приоритетом. А следовательно, развитие отношений с упомянутыми странами не может оказывать ни негативного, ни позитивного влияния на определение места и роли Украины среди других постсоциалистических стран.

2. В большей степени должно способствовать рыночным трансформациям экономической и политической жизни Украины сотрудничество со странами традиционно рыночной ориентации и странами, которые продвигались к рынку, испытав определенные потрясения. Причем традиционно рыночно ориентированные страны были связаны с Украиной экономически в рамках разделения труда между странами - членами СЭВ, учитывая также общие черты политического режима. Поэтому расширение экономического и политического сотрудничества с ними должно положительно повлиять на определение места Украины среди постсоциалистических стран.

Более сложное дело со странами, переживающими потрясения. Прежде всего, столкновения по поводу экономических и политических интересов между Украиной и Россией отражаются на отношениях со странами бывшей Югославии, которая особенно ярко демонстрирует конфликт между сторонами, поддерживающими Сербию и Хорватию. Лишь развитие экономических и политических отношений со Словенией и Македонией

Предложенная дифференциация дает основания для выводов о возможном месте Украины среди постсоциалистических стран в контексте экономического сотрудничества.

не имеет заметного негативного влияния на отношения Украины с другими постсоциалистическими странами. Учитывая неоднозначность отношений стран Балтии с Россией, стремительное расширение экономического и политического сотрудничества Украины с этими странами можно рассматривать как противовес в отношениях с Россией. Хотя членство в ЕС именно стран Балтии позволяет рассматривать такое сотрудничество как непосредственно сотрудничество с ЕС. Как не имеющее негативных последствий можно охарактеризовать сотрудничество с Албанией. Развитие экономических и политических отношений Украины со "специфическими" странами (третья группа) нужно рассматривать исключительно дифференцированно.

Вопрос коррупции не связан непосредственно с решением проблем мирового кризиса. Коррупция выступает фактором, усиливающим негативное влияние кризиса.

9.3. Проблемы преодоления коррупции в Украине
Глава 10. Украина: мирохозяйственный аспект
10.1. Проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Украины
10.2. Мировой финансовый кризис 1997-1998 годов и его влияние на экономику Украины
10.3. О некоторых проблемах финансовой глобализации
Глава 11. Украина: проблемы и уроки
11.1. Мировой опыт регулирования статуса центральных банков
11.2. Зарубежный опыт использования различных организационных форм накопления капитала
11.3. Проблемы взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями
11.4. Проблемы оптимизации внешней задолженности
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru