Вопрос коррупции не является таким, с которым непосредственно связано решение проблем мирового финансового кризиса. Коррупция выступает фактором, который негативно влияет на общее экономическое развитие конкретных стран и усиливает негативное влияние кризисных явлений как национального, так и международного масштаба.
Согласно текущему отчету Международной правозащитной организации Transparency International об уровне коррупции в мире "Барометр глобальной коррупции- 2009", Украина занимает последнюю ступеньку среди "новых независимых стран"1. Исследование, которое презентует общественное мнение относительно коррупции, проводилось в 69 странах с октября 2008 года по февраль 2009 года. В его рамках были опрошены 73 тысячи 132 человека. Оценки выставлялись по 5-балльной шкале, где 1 балл - "самый низкий уровень", а 5 - "самый высокий". Уровень коррупции в Украине оценили в 4,3 балла - это самый высокий, то есть самый худший балл среди "новых независимых стран". Ближе всего к Украине по уровню коррупции оказались Босния и Герцеговина - 4,2 балла, Хорватия - 4,1, Камерун, Болгария и Румыния - 4 балла. "Лучше всего" уровень коррупции оценили в Сингапуре - 2,2, Дании - 2,4, Финляндии - 2,5, Кувейте - 2,5 и Голландии - 2,6. В США уровень коррупции оценили в 3,7 балла, Канаде - 3,2, Австрии - 2,8, Великобритании - 3,3, Японии - 3,9, Армении - 3,1, Азербайджане - 3,3, Беларуси - 3,4, Грузии - 3,1, Молдове - 3,5, Монголии - 3,7 и России - 3,9. По данным исследования, почти каждый десятый из опрошенных давал взятку за прошлый год, что можно сравнить с результатами 2005 года. Кроме того, четверо из десяти, кто давал взятки, отдали почти 10% своего годового дохода. Традиционно высокий уровень коррупции сохраняется на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в "новых независимых странах" и в нижнем регионе Сахары. В Украине наиболее коррумпированными назвали государственные учреждения - 28%, парламент - 25%, юстицию - 21%. Уровень коррумпированности в бизнесе оценили в 11%, медиа - 2%. По уровню коррупции баллы распределились следующим образом: государственные чиновники, юстиция и парламент - 4,5 балла, политические партии - 4,4. Коррупция в бизнесе - 4,3, медиа - 3,8 балла. Согласно исследованию, 21% из опрошенных украинцев или их близких давали в течение последнего года взятки. Неэффективной борьбу украинской власти с коррупцией считают 73% опрошенных украинцев, никакой - 19% и 7% - эффективной.
Коррупция влияет на все стороны жизни, и не только в Украине. Хотя национальная окраска коррупции имеет определенные отличия, но в целом коррупция может
Коррупция влияет на все стороны жизни, и не только в Украине. Хотя национальная окраска коррупции имеет определенные отличия, но в целом коррупция может существенно тормозить как макроэкономическое развитие страны, так и сферы политической жизни.
Любая трансформация действительно вызывает определенные экономические и политические сдвиги в обществе и пересмотр устоявшихся ценностей и норм поведения.
существенно тормозить как макроэкономическое развитие страны, так и сферы политической жизни. О значении необходимости преодоления коррупции свидетельствует внимание к этой проблеме со стороны международных институций1. Место Украины в мире по показателям коррупции определить несложно, даже абстрагируясь от многочисленных статей в западных средствах массовой информации2.
Ситуация в Украине практически однозначно связывает развитие коррупции с уровнем экономических реформ в государстве3. В свое время в журнале Finance & Development приводилось мнение Ч. Грея и Д. Кауфман-на, которые считают, что коррупция и недостаточные реформы экономического и политического секторов идут параллельно друг с другом, имея одинаковые причины движения в обоих направлениях4.
Любая трансформация действительно вызывает определенные экономические и политические сдвиги в обществе и пересмотр устоявшихся ценностей и норм поведения. Однако если процессы трансформации происходят при условиях юридической прозрачности и ответственности высших должностных лиц государства, то коррупция, как криминальное проявление, не должна прогрессировать. Эстония, Чехия и Польша расположены существенно выше Украины в приведенном рейтинге, однако трансформационные процессы в этих странах имели почти те же стартовые условия, что и в Украине. В свою очередь, отсутствие эффективных рыночных реформ в Украине является весомым стимулом последующего развития коррупционных процессов, как и общей деградации государства.
Для устранения причин коррупции среди правительственных чиновников необходимо в корне изменить отношение к государственной службе. Нужно сделать так, чтобы престиж государственного служащего был на уровне Германии, Франции и других развитых стран, что уже само по себе будет препятствием для развития коррупции. Кроме этого, логическим является также усиление ответственности за коррупцию.
Следует помнить о том, что коррупция зависит от экономической ситуации в государстве. Неэффективная система налогообложения, что позволяет неоднозначно трактовать законодательные нормы, большой удельный вес субъективного фактора в получении разрешения на осуществление экономической деятельности и много других факторов такого же характера стимулируют потоки неформального вознаграждения. Создание простой и прозрачной системы налогообложения, ликвидация льгот, которые предоставляются в индивидуальном порядке, упрощение разрешительной системы экономической деятельности юридических и физических лиц и благоустройства действий контрольных органов (от налоговой полиции до пожарной охраны) помогут устранить целый ряд причин коррупции в обществе.
Коррупцию, как и любые другие криминальные процессы, можно ликвидировать. Страна нуждается в механизме ответственности за коррупционные действия.
Опыт развитых стран свидетельствует, что в правовых государствах проявления коррупции рассматриваются как самые серьезные правонарушения, равно как и уклонение от уплаты налогов.
Сугубо в экономическом плане коррупция усиливает несостоятельность власти принимать эффективные решения.
Прежде всего, нужно устранить объективные условия, которые влекут необходимость "неофициального вознаграждения". Сюда относятся прозрачность законодательства и элементарное уважение государства к своим гражданам. Финансирование социально-культурной сферы и оплата труда чиновников должны быть приведены к уровню, который не принуждает выискивать возможности для получения взяток. Нужно также повысить ответственность за взяточничество, приравняв его к наиболее социально опасным преступлениям. Украине абсолютно не нужно полицейское государство, однако в обществе должна сформироваться уверенность в том, что взяточник будет неминуемо наказан.
Опыт развитых стран свидетельствует, что в правовых государствах проявления коррупции рассматриваются как самые серьезные правонарушения, равно как и уклонение от уплаты налогов (что, кстати, не вызывает никаких негативных эмоций в Украине). Например, США - единственная страна, которая имеет национальный закон против иностранного взяточничества. Сенат США первым ратифицировал Международную конвенцию по вопросам борьбы с подкупом иностранных чиновников в международном бизнесе. Развитые страны имеют достаточно жесткие нормы, которые позволяют положить конец проявлениям коррупции. Громкие судебные процессы над высшими политическими деятелями Италии, Японии, Южной Кореи и других стран последних десятилетий свидетельствуют об отношении в мире к проблеме коррупции и эффективности противодействия этому с помощью законов.
Сугубо в экономическом плане коррупция усиливает несостоятельность власти принимать эффективные решения. Политическая нестабильность в государстве является источником развития коррупции. Здесь нельзя не согласиться с мнением экономиста МВФ Паоло Мауро:
"...Коррупция и политическая нестабильность - это две стороны одной монеты"1.
Преодоление коррупции является достаточно весомой проблемой для Украины. Для этого Украине необходима антикоррупционная стратегия, которая включала бы в себя политические и экономические механизмы и противодействовала этому негативному явлению и искоренению его предпосылок2. Естественно, что сразу выйти на уровень Дании вряд ли возможно, но достичь минимизированного уровня коррупции стран с развитой экономикой вполне реально. Украине абсолютно не нужно повторять опыт латиноамериканских стран, в частности Венесуэлы, где в конце 80-х годов прошлого столетия был даже выпущен национальный словарь коррупции в двух томах. Остается надеяться, что проблема коррупции будет решена, а это сделает государство более дееспособным.
10.1. Проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Украины
10.2. Мировой финансовый кризис 1997-1998 годов и его влияние на экономику Украины
10.3. О некоторых проблемах финансовой глобализации
Глава 11. Украина: проблемы и уроки
11.1. Мировой опыт регулирования статуса центральных банков
11.2. Зарубежный опыт использования различных организационных форм накопления капитала
11.3. Проблемы взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями
11.4. Проблемы оптимизации внешней задолженности
11.5. Украина: реалии выхода из кризиса