Проблемы мирового финансового кризиса охватывают многогранные процессы, в первую очередь связанные с движением капиталов. В годы, которые предшествовали мировому финансовому кризису, показатели прямых иностранных инвестиций были относительно позитивными
10.1. Проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Украины
Проблемы мирового финансового кризиса охватывают многогранные процессы, в первую очередь связанные с движением капиталов. Это, в частности, можно проиллюстрировать динамикой движения иностранных инвестиций. Если анализировать годы, которые предшествовали мировому финансовому кризису, то показатели прямых иностранных инвестиций были относительно позитивными.
Накануне мирового финансового кризиса темпы прямых иностранных инвестиций увеличивались достаточно стремительно. Это происходило в Бразилии, Чили, Мексике, Марокко. Для сравнения можно отметить, что прямые иностранные инвестиции в страны Евросоюза выросли на 14,9%, а в США - на 10%. Особенный случай представляют собой Нидерланды, куда поступление прямых иностранных инвестиций выросло на 2368%, до 104,2 млрд долларов. Но это является результатом реализации соглашения по приобретению банка ЛБЫ Лшго - самого крупного соглашения за 10 лет. Более чем наполовину выросли прямые иностранные инвестиции во Францию - географический центр ЕС1.
Примером динамики прямых иностранных инвестиций накануне мирового финансового кризиса может служить Россия1. Так, в 2007 году поступления прямых иностранных инвестиций в Россию выросли на 70,3% - до 48,9 млрд долларов, в соответствии с данными ЮНКТАД. По оценкам непосредственно российского правительства, этот показатель находится в пределах 41-45 млрд долларов.
В 2006 году прирост прямых иностранных инвестиций в Россию был более высок - 94,6%, а их объем составил 28,7 млрд долларов. В том же году Россия вышла на 3-е место среди стран, которые развиваются, а в 2007 году она осталась в троице лидеров среди стран, которые развиваются, после Китая и Гонконга. В целом в 2007 году мировые прямые иностранные инвестиции превысили рекорд семилетней давности, составив 1,5 трлн долларов (+17,8%). Больше 1 трлн долларов приходится на развитые страны (+16,8%), где лидером были США. И это при том, что в связи с состоянием экономики США поступления туда прямых иностранных инвестиций затормозились. В Африку, Азию, Латинскую Америку поступило 438,4 млрд долларов (+15,7%). В бывшие социалистические страны и СНГ - 97,6 млрд долларов (+40,8%).
Глобальное поступление прямых иностранных инвестиций сократится в 2009 году на 500 млрд долларов, до 1,2 трлн долларов, прогнозирует ЮНКТАД. У Economist Intelligence Unit более пессимистичные оценки: спад составит 45%. Но в 2010 году инвестиции начнут медленно восстанавливаться и достигнут
Глобальные объемы прямых иностранных инвестиций сократятся в 2009 году на 500 млрд долларов, до 1,2 трлн долларов.
Кризис изменил инвестиционный ландшафт: доля переходных и развивающихся экономик в общем потоке капитала в 2008 г. выросла до 43%, а развитых стран - упала.
1,4 млрд долларов, а в 2011-м - 1,8 млрд долларов, отмечает ЮНКТАД в докладе "Мировые инвестиции - 2009"1.
Кризис изменил инвестиционный ландшафт. Доля переходных и развивающихся экономик в общем потоке капитала в 2008 году выросла на 17% - до 43% (621 млрд долларов), отмечают эксперты ЮНКТАД, а развитых стран - упала на 29% - до 962 млрд долларов.
Кризис начался с развитых рынков, что вызвало резкое снижение притока капитала, пишет ЮНКТАД в докладе, позже спад пришел в развивающиеся страны. В I квартале 2009 года предпочтения инвесторов не изменились: прямые иностранные инвестиции в развитые страны упали на 46,2%, в развивающиеся - на 38,6%. Главным источником энергии развивающихся рынков был Китай.
Кризис изменил позиционирование стран в первой пятерке лидеров по инвестициям: в 2008 году в нее вошла и Россия, которая за год обошла Бельгию, Канаду и Германию. Но самым крупным получателем прямых инвестиций остались США, за ними следуют Франция, Китай и Великобритания. В первой половине 2008 года Россия переживала бум притока капитала. По итогам прошлого года прямые инвестиции в Россию сократились лишь на 2,7%.
А вот в первой половине 2009 года прямые инвестиции в Россию упали на 45% - до 6,1 млрд долларов. Сильнее всего пострадали электроэнергетика (-97%), финансовый сектор (-78%), металлургия (-61,2%), строительство (-50%), добыча полезных ископаемых (-42%). По прогнозам, по итогам года сокращение составит около 40%, но в ближайшие два года инвестиции восстановятся до докризисного уровня.
При этом страны Восточной Европы и бывшего СССР остаются достаточно привлекательными для прямых иностранных инвестиций согласно прогнозам британского Economist Intelligence Unit, сделанных еще в 2002 году1.
Для Украины в условиях ощутимого дефицита внутренних источников роль иностранного капитала трудно переоценить. Среди прочего, поступление прямых иностранных инвестиций является важной предпосылкой улучшения предпринимательского климата в стране в целом2.
Хотя даже независимо от развития общемировых тенденций, сфера привлечения иностранных инвестиций является крайне уязвимой в Украине. Мировой финансовый кризис формирует в известной мере "иммунитет" у западных предпринимательских структур против инвестирования на рискованных рынках. Поэтому если раньше Украина имела проблемы с поступлением иностранных инвестиций, учитывая национальную специфику правового поля, нестабильность политической ситуации и тому подобное, то в настоящий момент процесс прямого инвестирования тормозится еще и последствиями общемировых процессов.
Учитывая совокупность проблем, связанных с развитием национальной экономики Украины, следует отметить следующие моменты концептуального характера:
во-первых, иностранный капитал составляет важную предпосылку успешного перехода Украины к рыночной экономической модели; привлечение иностранных ин-
Для Украины при условиях ощутимого дефицита внутренних источников роль иностранного капитала трудно переоценить.
Мировой финансовый кризис формирует в известной мере "иммунитет" у западных предприниматель-ских структур против
инвестирования на рискованных рынках.
Привлечение иностранного капитала в национальную экономику составляет один из ключевых факторов рыночной реформы в странах переходного типа.
вестиций в экономику Украины содействует развитию рыночной среды, улучшению ситуации с формированием бюджета, повышению жизненного уровня населения страны;
во-вторых, поскольку рыночные реформы в Украине, как и в других посткоммунистических странах, происходят в контексте растущей взаимозависимости национальных экономик, иностранный капитал можно рассматривать как влиятельный фактор интеграции Украины в мировую экономическую систему;
в-третьих, Украина не пользуется всеми преимуществами, которые предоставляет международное разделение труда, следовательно перед страной стоит нелегкое двойное задание, которое заключается не только в том, чтобы активизировать интеграцию страны в механизм мирохозяйственных связей, но и определить собственные приоритеты развития в контексте целей промышленной реконструкции; с этой точки зрения иностранный капитал в случае его направления на реальные потребности в состоянии стать важным инструментом рыночного реформирования, обеспечения долгосрочных приоритетов развития;
в-четвертых, формирование национальной системы регуляции иностранного капитала должно происходить с учетом имеющегося международного опыта в соответствующих сферах экономической жизни.
Привлечение иностранного капитала в национальную экономику является одним из ключевых факторов рыночной реформы в странах переходного типа. Относительно Украины можно сказать, что оживление инвестиционной активности за счет как внутренних, так и внешних источников является одной из главных предпосылок ускорения экономического развития и выведения государства из кризиса.
Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. повлиял на поступление прямых иностранных инвестиций в Украину. Объемы поступления прямых иностранных инвестиций в Украину в 2008 году оценено в 9,7 млрд долларов, что на 5,0% больше, чем в 2007 году1. Мировой финансовый кризис сказался в первую очередь именно на объемах поступления прямых иностранных инвестиций. В IV квартале 2008 года чистый приток прямых иностранных инвестиций составлял 934 млн долларов, что в 3,5 раза меньше, чем в среднем за три предыдущих квартала.
Несмотря на кризис, финансовый сектор остается наиболее привлекательным для иностранных инвесторов: его удельный вес в приросте прямых иностранных инвестиций за 2008 год оценен в 69,2% (за 2007 год - 38,0%).
Общий объем накопленных прямых инвестиций в Украину на начало 2009 года составил 46,8 млрд долларов (с учетом отрицательной курсовой разницы за IV квартал 2008 года в размере 4,1 млрд долларов, которая возникла в связи с обесценением гривни к основным мировым валютам), из которых 90,9% приходилось на акционерный капитал. В расчете на одно лицо объем прямых иностранных инвестиций за год вырос на 23,5% и составлял 1014 долларов.
Самый большой объем накопленных прямых иностранных инвестиций сконцентрировано в финансовой деятельности - 29,8% от общего объема, в операциях с недвижимым имуществом - 20,9%, металлургической промышленности - 13,0%. Наибольший удельный вес в капитале отечественных корпораций с иностранными инвестициями имеют инвесторы из Кипра (31,2%), Германии (15,0%) и Австрии (10,5%).
Общий объем накопленных прямых инвестиций в Украину на начало 2009 года составил 46,8 млрд долларов.
Современный уровень привлечения иностранного капитала в экономику Украины предполагает необходимость использования мирового опыта. Это касается не только использования опыта развитых стран или стран Центральной и Восточной Европы, но и таких стран, как Китай, Индия, Мексика.
При этом, по традиционно оптимистичным прогнозам относительно перспектив украинской экономики, которые делались, например, специалистами МЦПИ в 2008 году, в 2009 году в Украину поступит 10 млрд долларов, в 2010-м - 11 млрд долларов, в 2011 году - 12 млрд долларов1.
Современный уровень привлечения иностранного капитала в экономику Украины предполагает необходимость использования мирового опыта. Это касается не только использования опыта развитых стран или стран Центральной и Восточной Европы, но и таких стран, как Китай, Индия, Мексика и тому подобное. В частности и Китай, и Индия, и Мексика выбрали путь поэтапного допуска иностранного капитала в национальную экономику. Это проявилось и в территориальном подходе (организация особенных экономических зон со сверхльготным инвестиционным климатом с постепенным распространением на всю страну), и в отраслевом - от простых трудо- и ресурсоемких производств к высокотехнологичным секторам типа электроники и телекоммуникаций.
Поступление иностранных инвестиций не связано напрямую с размером и ресурсами страны. Небольшие страны могут компенсировать свой низкий рыночный и ресурсный потенциал политической и экономической стабильностью и оптимальным законодательством. Например, Сингапур, город-государство площадью 633 кв. км, привлек в одном только 1997 году прямых иностранных инвестиций на 10 млрд долларов. Именно это является иллюстрацией цены политической и законодательной стабильности и разумной налоговой системы.
Политическая прогнозируемость помогла привлечь в 1980-е годы японские инвестиции в экономику Великобритании. Американские компании стали более активно размещать капиталы в Мексике после того, как она вошла в 1994 году в Североамериканскую зону свободной торговли (NAFTA) и была обязана улучшить условия бизнеса для иностранных инвесторов.
Не является обоснованным аргумент в интересах прямой зависимости между объемами привлеченных иностранных инвестиций и уровня открытости и дере-гуляции экономики. В Китае, который традиционно занимал по объемам привлеченных прямых иностранных инвестиций третье место в мире после США и Великобритании, до недавнего времени существовало весьма суровое инвестиционное законодательство (что включает, в частности, список отраслей и производств, которые просто закрыты для прямых иностранных инвестиций) и ограниченно конвертированная валюта.
Однако именно определение "иностранный" относительно зарубежных инвестиций в такие страны, как Китай, Мексика и Индия, является весьма условным. Львиную их долю составляют капиталы соотечественников, которые живут за пределами родины.
Характеризуя возможности привлечения капитала на мировых рынках, нужно определить источники такого привлечения. Одним из направлений, определяющих современные тенденции развития международного рынка капиталов, являются финансовые возможности транснациональных корпораций. Понятно, что транснациональные корпорации расширяют международную деятельность преимущественно путем приобретения или создания новых компаний, организации совместных предприятий или же вступая в другого рода объединения. Причем для осуществления таких операций не обязательно прибегать к экспорту капитала и реин-
Характеризуя возможности привлечения капитала на мировых рынках, нужно определить источники такого привлечения.
Каким бы могучим ни был импульс от прямых иностранных инвестиций для развития экономики развивающихся стран, они не способны заменить национальные инвестиции.
вестированию прибыли, полученной за рубежом, ведь можно просто поглотить иностранную фирму, получив кредит по месту осуществления операции по ее приобретению. Применяются и другие методы укрупнения активов и приобретения контроля (например, присвоение местного основного капитала в счет погашения долга). Государства все больше стали зависеть от деятельности транснациональных корпораций по мере увеличения международного сектора экономики и, соответственно, сокращения удельного веса и критического значения чисто национального производства в национальной экономике.
В целом же, по данным еще на первую половину 1990-х годов, почти 90% мировых объемов прямых иностранных инвестиций находилось в руках материнских компаний ТНК промышленно развитых государств, причем на представителей США, Франции, Великобритании, Германии и Японии приходилось 60%. Однако реально сфера, контролируемая ими, значительно шире, поскольку для полноты картины нужно учитывать контракты по управлению и другие формы участия. В конце 1990-х годов контроль имел в виду привлечение афилированной компании или венчурного предприятия в систему стратегического планирования материнской структуры, ее интеграцию в финансовые и инвестиционные программы.
Каким бы могучим не был импульс от прямых иностранных инвестиций для развития экономики стран, которые развиваются, они не способны заменить национальные инвестиции. Даже в странах-лидерах по привлечению иностранного капитала прямые иностранные инвестиции не превышают 20-30% суммарных капвложений. Более того, как правило, ручей прямых иностранных инвестиций превращается в поток, когда в странах-реципиентах наблюдается экономический рост и растут национальные инвестиции.
Как показывает мировой опыт, государственная политика поощрения иностранного капитала прошла три этапа в своем развитии.
На первом этапе политика сводилась к либерализации движения капитала и к открытию секторов национальной экономики иностранным инвесторам.
На втором этапе страны активно проводили маркетинг и продвигали свою территорию как место нахождения транснациональных корпораций и место вложения инвестиционных средств. Эта политика связана с созданием национальных агентств по стимулированию инвестиций.
Третий этап связан с более четким определением предложений иностранным инвесторам на отраслевом и секторном уровнях национальной экономики, с маркетинговым продвижением целых административных экономических регионов и секторов. Основная цель этой кампании - гармонизировать выгоды местоположения страны с потребностями иностранного ин-вестора1.
Известно, что при выборе места вложения капитала и ресурсов иностранные инвесторы в лице транснациональных компаний руководствуются рядом критериев экономического, политического и социального характера.
Экономические критерии: уровень экономического развития; наличие конкурентной среды и конкурентов среди партнеров и поставщиков; развитие инфраструктуры поддержки бизнеса; законодательная и экономическая политика принимающего государства; уровень налогообложения; мера либерализации и дерегуляции
Известно, что при выборе места вложения капитала и ресурсов иностранные инвесторы в лице транснациональных компаний руководствуются рядом критериев экономического, политического и социального характера.
рынка; соотношение между расходами производства и нормой прибыльности.
Привлечение прямых иностранных вложений среди других условий требует и развития потенциалов местных поставщиков и подрядчиков.
Состояние демократии и политическая стабильность: прозрачность, предсказуемость, стабильность и последовательность регулятивной системы и коммерческого права.
Опыт стран, которые втянулись в процесс глобализации, показывает критическое значение следующих факторов для успеха такой политики:
- ясное определение целей политики;
- выяснение программных задач: выбор отраслей, филиалы иностранных компаний и местных партнеров;
- разработка специфических мероприятий для достижения целей: информация и сведения, технологическая политика и техническая помощь компаниям, программа квалификации кадров, финансовое обеспечение;
- создание административных и институционных рамок внедрения и мониторинга инвестиционных программ.
Возможности превращения Украины в страну с высоким уровнем поощрения иностранного капитала и в страну, которая потенциально претендует на статус регионального экономического и финансового центра, предусматривают необходимость выполнения нескольких условий в процессе привлечения иностранного капитала:
o проведение эффективных экономических реформ и переход к этапу постоянного экономического роста;
o повышение зрелости национальной экономики и особенно банковского и финансового сектора;
o переориентация финансовых потоков (включая движение заемного капитала и иностранные инвестиции) с тем, чтобы они не обходили Украину;
o достижение состояния политического лидерства в регионе с одновременным укреплением внутриполитической ситуации.
Что касается проблем, которые возникают в процессе привлечения иностранного капитала в Украину, то их можно охарактеризовать следующим образом.
Первая проблема связана с общим макроэкономическим развитием, которое охватывает перспективы экономического роста и устойчивого развития в течение длительного периода.
Рекордное падение производства в Украине среди бывших социалистических стран и советских республик в течение длительного периода не позволяло использовать фактор макроэкономического развития как рычаг привлечения иностранного капитала.
Если оценивать общее влияние макроэкономического роста и устойчивого развития национальной экономики Украины на поступление иностранного капитала, можно констатировать, что ситуация в известной мере улучшилась не только благодаря привлечению иностранного капитала, но и благодаря инвестициям за счет внутренних источников:
а) последующее совершенствование управления и повышение прибыльности предприятий дало возможность увеличить инвестиции благодаря внутренним источникам;
б) определено улучшение инвестиционного климата в результате попыток улучшить выполнение обязательств;
в) реформирование отношений собственности в экономике. Такое реформирование в сельском хозяйстве
Первая проблема инвестирования в Украину связана с общим макроэкономическим развитием, которое охватывает перспективы экономического роста и устойчивого развития в течение длительного периода
Вторая проблема касается структуры национальной экономики, учитывая ее отрасли, структуру экспорта и другие факторы.
еще больше будет способствовать увеличению объемов инвестиций в сельское хозяйство;
г) в результате приватизации и лучшей экономической политики в будущем могут вырасти прямые иностранные инвестиции.
Вторая проблема касается структуры национальной экономики, учитывая ее отрасли, структуру экспорта и тому подобное.
Текущее состояние процессов привлечения капиталов и инвестиций в реальный сектор экономики Украины в целом отвечает состоянию национальной экономики государства. Структура отраслей национальной экономики в большей мере остается неизменной. Это может иллюстрироваться структурой экспорта и импорта. То, что в течение многих лет больше 50% объема экспорта Украины занимает необработанная продукция - продукция черной металлургии и химии, - достаточно красноречивый показатель. Он скорее характеризует страны, которые развиваются, а никак не страну, которая претендует на статус "европейского государства". Конечно, нельзя мгновенно решить проблему структуры экспорта. Но факт доминирования именно необработанной продукции свидетельствует об отсутствии со стороны государства любых шагов по изменению структуры национального производства и повышению конкурентоспособности готовой продукции.
В структуре импорта ведущие позиции энергоносителей обусловливаются отечественными реалиями. И эти реалии нельзя изменить быстро. Эта позиция украинского импорта выступает как объективная данность, которая будет такой в течение еще достаточно длительного времени. Что касается второго места группы "машины и оборудование", то здесь выводы другие. Это уже иллюстрирует процессы того, что отечественное машиностроение имеет достаточно ограниченный рынок для реализации своей продукции в Украине. И это опять же частично свидетельствует о проблемах рыночной трансформации отраслей национальной экономики.
Третья проблема касается вопросов приватизационных процессов в стране и гарантирования прав частной собственности.
На решение проблемы привлечения иностранного капитала и быстрой интеграции в международные экономические отношения влияют приватизационные процессы. Фактическая остановка процесса приватизации также влияет на фондовый рынок. В свою очередь, отсутствие фондового рынка, который был бы адекватен процессам рыночной трансформации экономики, оказывает негативное влияние на все сферы экономики. Низкий уровень показателя рыночной капитализации в Украине не позволяет создать общенациональный индекс фондового рынка и использовать такой индекс для сравнения с другими странами. Низкие показатели развития финансового рынка в Украине подтверждаются соответствующими сравнениями с другими странами Центральной и Восточной Европы.
Четвертая проблема связана с развитием национального фондового рынка и всей совокупности факторов, которые определяют такое развитие.
Проблемы привлечения иностранного капитала в Украину и интеграции в международные экономические отношения имеют достаточно своеобразную внутреннюю составляющую. Речь идет об одном из элементов названных ранее проблем - степень зрелости финансового рынка.
Развитость финансового рынка на национальном уровне является необходимым условием для развития интеграционных процессов в рынок мировой. Так, в частности, общеизвестный показатель рыночной ка-
Третья проблема касается привлечения иностранного капитала. Ее решение связано с приватизационными процессами, причем остановка процесса приватизации также влияет на фондовый рынок.
Четвертая проблема связана с развитием национального фондового рынка и всей совокупности факторов, которые определяют такое развитие.
Пятая проблема обусловливается неразвитостью финансовой инфраструктуры, которая препятствует нормальному движению иностранного капитала в Украину.
Шестая проблема связана с отсутствием четкой координации процессов привлечения иностранного капитала со стороны органов власти и управления.
питализации внутреннего рынка позволяет не только давать оценки конкретным рыночным секторам, но и использовать динамику этих показателей при отношениях с иностранными партнерами - как международными финансово-кредитными учреждениями, так и частными инвесторами.
Пятая проблема обусловливается неразвитостью финансовой инфраструктуры, которая препятствует нормальному движению иностранного капитала в Украину.
Текущее состояние сферы финансовых и банковских услуг Украины характеризуется их относительной неразвитостью по сравнению с аналогичной сферой стран Центральной и Восточной Европы, не говоря уже о странах с развитой экономикой.
Этот факт может иллюстрироваться как проблемами деятельности коммерческих банков, так и отсутствием действенной инфраструктуры финансового рынка в стране. Причем, если низкий размер уставных капиталов отечественных коммерческих банков не позволяет их рассматривать в качестве полноправного партнера для коммерческих структур стран с рыночной экономикой, то слаборазвитый финансовый рынок является, в том числе, определенным индикатором отсутствия результатов экономических превращений в государстве. Вместе с тем, именно сфера финансовых и банковских услуг может рассматриваться как первоочередной рычаг интеграции национальной экономики Украины в мирохозяйственные отношения.
Шестая проблема связана с отсутствием четкой координации процессов привлечения иностранного капитала со стороны органов власти и управления.
Актуальность стимулирования иностранного капитала в Украину предусматривает ситуацию, когда проблемой занимается большое количество структур в органах государственной власти и управления. Наличие соответствующих подразделов и специализированных структур в составе министерств и ведомств Украины не позволяет создать условие действительной координации процесса привлечения иностранного капитала. Деятельность экономического блока Кабинета Министров Украины также не отличается надлежащим уровнем координации в плане поощрения притока иностранного капитала в Украину.
Разработка соответствующих программ поощрения иностранного капитала позволила бы координировать усилия соответствующих структур органов власти и управления в этой сфере и оптимизировать пути и инструменты стимулирования поступления иностранного капитала в экономику Украины.
Седьмая проблема определяется внутренними внеэкономическими факторами.
Привлечение иностранного капитала в экономику Украины нуждается в соблюдении определенных общих принципов, которые распространяются как на внутренние, так и на внешние источники. В первую очередь это касается достижения таких параметров, как стабильность законодательной и политической систем, предотвращения постоянных коррекций нормативных и законодательных актов, что приводит к изменениям режима иностранного инвестирования в Украине, предпринимательского климата вообще.
Именно государство должно создавать необходимый благоприятный климат для вкладывания капиталов в украинскую экономику с определением льгот в налогообложении согласно имеющемуся международному опыту.
Очевидной является также необходимость уменьшения уровня коррумпированности в государстве, преодоление тенденции криминализации общества. Также
Седьмая проблема инвестирования определяется внутренними внеэкономическими факторами.
Восьмая проблема связана с текущими характеристиками взаимоотношений
Украины с международными финансовыми
организациями.
важным является наличие необходимых финансовых и юридических гарантий иностранному капиталу, развитие системы страхования предпринимательского риска и тому подобное.
Восьмая проблема связана с текущими характеристиками взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями.
Для Украины эта проблематика не без основания рассматривается в контексте осуществления экономических преобразований. Следует отметить, что текущая ситуация с имеющимися внешними долговыми обязательствами и их обслуживанием ставит государство в достаточно специфическое положение.
Проблемы, которые возникают во взаимоотношениях Украины с международными финансовыми организациями, связаны со спецификой как непосредственно Украины, так и самих международных финансовых организаций. Причем, если Украина выступает как страна транзитивного характера, то международные финансовые организации используют стандартные требования относительно сотрудничества с другими странами, которые имеют высокий удельный вес политического компонента.
Эта проблема предусматривает определение оптимальных параметров взаимоотношений, которые бы не допускали как конфронтационного поведения, так и потери своей экономической и политической безопасности. Определение необходимых параметров и целей отношений с внешними кредиторами является важной предпосылкой оптимизации непосредственно внешней задолженности. Ведь фактически речь идет о двух важных финансовых факторах: об обслуживании привлеченных ранее внешних заимствований и о перспективах получения новых поступлений из других стран. Причем относительно второго фактора такая оптимизация имеет отношение к широкому спектру целей получения новых финансовых поступлений из-за границы: как от международных финансово-кредитных учреждений, так и от владельцев частного капитала. Эти моменты достаточно детально анализировались в других разделах этой книги.
Девятая проблема связана с особенностями современного этапа развития мирового хозяйства.
Чем больше развиваются мировые экономические и политические процессы, тем более ощутимым становится разграничение между зажиточными и бедными странами. То, что происходит трансформация системы центров экономического и политического могущества в мире и отношений между ними, является очевидным фактом. Как очевидно и то, что Украина никоим образом не может относиться к таким центрам.
Мировые финансовые процессы оказываются разделенными между основными игроками рынка, и это охватывает множество вопросов от консалтинга до технического обеспечения инвестиционной деятельности. Здесь даже не нужно вести речь о ведущих биржах, банках, инвестиционных компаниях и тому подобное. При таких условиях практически невозможно конкурировать ни с коммерческими структурами, которые предоставляют определенные финансовые услуги, ни, тем более, со странами традиционной "финансовой" специализации (типа Швейцарии).
Одной из современных тенденций развития международного рынка капиталов есть изменения условий привлечения частного капитала. Под воздействием финансового кризиса 1997-1998 гг., современного кризиса 2008-2009 гг., инвесторы стали намного острее воспринимать риски, которые существуют в странах, где формируется рыночная экономика. Например, внедрение Россией в свое время моратория на погашение
Девятая проблема связана с тем, что по мере развития мировых экономики и политики все более ощутимым становится разрыв между богатыми и бедными странами.
Учитывая экономические реалии развития Украины и динамику поступления иностранного капитала, трудно определить быстрые шаги,
которые бы позволили занять иностранному капиталу надлежащее место.
задолженности спровоцировало "побег инвесторов к качеству", то есть к инвестициям в более безопасные, по их представлению, рынки облигаций и акций промышленно развитых стран.
Учитывая экономические реалии развития Украины и динамику поступления иностранного капитала во времена ее независимости, трудно определить быстрые шаги, которые бы позволили занять иностранному капиталу надлежащее место.
Скорее всего, речь должна идти о возможностях развития национальной экономики Украины с минимальным использованием иностранного капитала. Вместе с тем, оптимизация путей привлечения иностранного капитала в экономику Украины необходима и возможна.
При этом фактор политической стабильности и предсказуемости политического курса Украины является одним из важнейших условий текущего развития государства. Исходя из этого, можно определить следующие направления действий.
1. С целью обеспечения большего поступления в Украину иностранных инвестиций нужны как мероприятия непосредственно административно-нормотворческого характера (совершенствование, а главное - стабильность правовой базы, предсказуемость регулятивных мероприятий и этапов экономической реформы, в частности приватизации), так и развитие рыночной и производственной инфраструктуры в виде банковского и страхового секторов, улучшение информационной, транспортной сети и другое.
2. Для создания предпосылок улучшения инвестиционного климата в Украине необходимо обеспечить:
o стабильность законодательной и политической систем, предотвращение постоянных коррекций нормативных и законодательных актов, что приводит к изменениям режима иностранного инвестирования в Украине, предпринимательского климата вообще;
o благоприятный климат для вложения капиталов в украинскую экономику с определением льгот в налогообложении согласно имеющемуся международному опыту;
o уменьшение уровня коррумпированности в государстве, преодоление тенденций криминализации общества;
o наличие необходимых финансовых и юридических гарантий иностранному капиталу, развитие системы страхования предпринимательского риска.
3. С целью оживления процесса поступления иностранных инвестиций могут использоваться такие формы и инструменты привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины:
o частичная конверсия национальной задолженности Украины в акции и другие ценные бумаги или взносы в уставные фонды совместных предприятий;
o поощрение инвестиций в недвижимость с определением возможного круга объектов инвестирования;
o вкладывание средств в украинские банки, с какой целью необходимо оздоровить финансовую сферу Украины;
o сдача в аренду (или предоставление концессии) иностранным физическим и юридическим лицам отдельных промышленных объектов.
4. Важным источником поступления иностранных инвестиций могут выступать средства, которые были вывезены из Украины и находятся за рубежом. В этом же направлении является целесообразным проведение работы по легализации теневой экономики. Поэтому целесообразно использовать не только методы прямого поощрения (например, налоговой амнистии), но и более
С целью оживления процесса поступления иностранных инвестиций могут использоваться разные формы и инструменты привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины.
Учитывая специфику развития национальной экономики Украины, можно определить следующие направления государственной политики на уровне отдельных отраслей и производств.
широкого спектра непрямого влияния, включая создание необходимого предпринимательского климата, гарантий против незаконных исключений, неадекватных административных действий и тому подобное.
5. Особое внимание при проведении инвестиционной политики следует уделять развитию инвестиционного сотрудничества в тех отраслях экономики, которые способны выйти на мировой уровень производства уже в ближайшие 5-7 лет. Необходимо учитывать, что ограниченность инвестиционного потенциала принуждает избрать селективный подход, поскольку западный капитал не удастся привлечь в необходимых объемах ко всем сферам производственного комплекса Украины.
6. В Украине необходимо разработать и претворить в жизнь Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций, которая предусматривала бы возможность заключения инвестиционных соглашений, а также страхование рисков иностранных инвесто
10.2. Мировой финансовый кризис 1997-1998 годов и его влияние на экономику Украины
10.3. О некоторых проблемах финансовой глобализации
Глава 11. Украина: проблемы и уроки
11.1. Мировой опыт регулирования статуса центральных банков
11.2. Зарубежный опыт использования различных организационных форм накопления капитала
11.3. Проблемы взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями
11.4. Проблемы оптимизации внешней задолженности
11.5. Украина: реалии выхода из кризиса
ВЫВОДЫ