1.1. История возникновения сметы и её место в настоящем времени
Развитие и совершенствование сметного нормирования и ценообразования в строительстве находится в тесной взаимосвязи с эволюцией сметы в целом. Основой этой эволюции является развитие строительного производства, внедрения новых технологий и строительных материалов, создания нормативной сметной базы.
Для определения сметной стоимости строительных работ уже в XIX в. существовали достаточно основательные сметные нормативы. Применялись сметные нормы Урочного положения, разработанного графом Рошефором, выданные в Петербурге в 1879 г., что указывает на стойкое, неприходящее значение сметной нормативной базы в строительстве [40].
Обзор литературы также свидетельствует о том, что становление сметного дела повлекло собой и развитие нормативных документов. Это хорошо прослеживается на примере документа, разработанного архитектором П. О. Сальмановичем в конце XIX в. в России [37]. Им было введено понятие расценки и разработаны расценочные сведения с применением территориальных коэффициентов. В тот период уже возникли предпосылки создания нормативной базы на стадии проектирования, которые заключались в выявлении количественных зависимостей, связанных с затратами труда и временем выполнения работ, и являлись основными нормативными показателями, а также стали прообразом нормативов в сметном нормировании и получили дальнейшее развитие. П. О. Сальмановичем было отмечено, что "Любая предыдущая расценка работает за мерой точности и может быть разделена на следующие категории:
1) расценка валовая приблизительная, относящаяся на единицу плана или единицу объёма сооружения;
2) расценка приблизительная детальная, которая может быть сделана на основании средних (торговых) цен по одним данным количества работ;
3) расценка точная, которая получена на основании "нормальных" данных в материалах и рабочей силе, с выведением последних в частности на все сооружения" [37].
Для последней расценки основой служило Урочное положение, но главное заключалось в том, что требовался кропотливый труд по разработке и применению так называемых справочных цен, которые действовали для определённой местности. В этом и заключалось несоответствие: с одной стороны, рассчитывались различные мелочи (с учётом гвоздей), с другой - цены во многих случаях были представлены приблизительными по той причине, что экономические условия местности со слабо развитой строительной деятельностью не были конкретизированы.
Для упрощения процесса составления сметы существенной помощью были сборники торговых цен или расценочные ведомости, полученные из практики и нормируемые конкуренцией.
Достаточно долгое время придерживались рутинных приёмов детальной расценки работ по Урочному положению, в то время, когда можно было бы пользоваться более полными данными в виде расценочных сведений и показателями цены или наибольшей, или же в пределах "от и до", подобно тому, как это практиковалось на всех частных железных дорогах или как это широко применялось на линиях Главного общества русских дорог. "Расценочная ведомость, на нее нельзя смотреть как на что-то исключительно местное. Напротив, она может иметь более обширный район применения с небольшими поправками для всех местностей, которые пользуются железнодорожным сообщением" [37, 40]. В современных условиях это нашло отражение в виде смет для определения стоимости разработки проектной документации, сроков проектирования, количества работников, использования необходимых материалов для выполнения проектных работ, в том числе и проектно-изыскательских.
Урочное положение (рис. 1.1) - помощь при составлении и проверке смет, проектировании и выполнении работ. Это самый подробный документ, в котором были расписаны и поданы в иллюстрациях все возможные варианты строительных работ, содержащий в себе нормы необходимого количества материалов для выполнения строительных работ. Он также был законом для строителей всех уровней.
Это Положение с первых дней существования настолько хорошо зарекомендовало себя, что стало своеобразной настольной книгой каждого строителя до 1930 г. и за сто лет выдержало 13 переизданий, причём всегда переиздавалось без каких-либо изменений и дополнений, несмотря на то, что техническое развитие отрасли в значительной степени двигалось вперёд.
Рис. 1.1. Настольные книги сметчиков разных исторических периодов.
Переломным моментом в истории сметного нормирования в СССР было создание в 1925 г. "Свода производственных строительных норм" - универсального сборника, в котором можно было найти ответ на любой нормативный вопрос, в полной мере касающийся и проектных работ, нашедшего применение в дальнейшем использовании норматива, в том числе и действующих нормативов для определения стоимости проектных работ. Это стало первым теоретическим дополнением к Урочному положению, которое имело практическое значение для ценообразования в строительстве.
Постановлением Государственной плановой комиссии СССР в 1931 г. для облегчения составления смет были созданы специальные сборники сметных норм, разработанные Институтом норм и стандартов Союза ССР,- "Всесоюзные нормы расходов материалов и рабочей силы на строительные работы". Это было первое выделение проектной стадии в самостоятельную часть, которая имела конкретные экономические параметры. Однако отсутствие на тот момент необходимой основы работы по созданию комплексных сметных норм на укрупнённые конструктивные элементы, отраслевые и технологические особенности значительно ограничивали возможности конкретизации трудозатрат на проектной стадии. Принимая это во внимание, указанные нормы оказались нежизнеспособными [12].
С этого времени было запрещено пользование нормами Урочного положения и всеми разработанными на его основе опубликованными справочниками и другими нормативными материалами. Строительство и содержание железных дорог, как одно из первых специализированных направлений в строительстве, было преобразовано в самостоятельную отрасль в 1930-х гг. и границы Урочного положения оказались для неё также тесными.
В 1936 г. институтом Гипрооргстрой был создан новый трёхтомный сметный справочник.
В данном конкретном случае это было другой крайностью. Нормы были измельчены с лишней дифференциацией их в зависимости от методов производства работ. В результате этого было создано неоправданно большое количество норм, таких как специализированные строительные работы, разделы по монтажным работам, общестроительные работы, они были сгруппированы в технологической последовательности, использование которых для определения сметной стоимости оказалось сложным. Вследствие этого справочник не получил применения, однако этим были заложены основы становления широкой системы норм и нормативов по сметному делу.
Строитель Р. Соколовский еще в 1936 г. предложил ввести, а также систематизировать нормирование сметных затрат в виде пообъектных карточек учёта. Предложенная система была основана для учёта первичной документации непосредственно для правильного составления смет на новые объекты, что допускало весьма реальный учёт. Безусловно, предложенное было прорывом в научном осмыслении нормирования.
В справочнике укрупнённых сметных норм в 1937 г. нормативы были значительно укрупнены на основе усреднения исходных данных, в частности условий организации и механизации производства. Никакие поправки или изменения сметных норм для приведения их в соответствие с конкретными условиями различных строительств не допускались, и в течение 17 лет не вносились никакие изменения. В последние годы существования укрупненных сметных норм возникло их несоответствие с резко возросшим уровнем техники и условиями осуществления строительства. В каждом последующем издании сметных нормативов, как в зеркале, отображался технический прогресс в строительстве.
Так, например, в последнем издании Урочного положения ещё не было намека на железобетонные конструкции, систему центрального отопления и индустриальные методы строительства. А в строительных укрупнённых сметных нормах всё выше приведенное не получило надлежащего подтверждения на основе индустриального подхода к конструктивным решениям.
До 1936 г. состоялись большие изменения в объёмах капитального строительства, изменения цен на материалы и полуфабрикаты, грузоперевозки и энергоресурсы. В связи с этим ЦК ВКП (б) и Советом Народных Комиссаров СССР 11.02.1936 г. было принятое Постановление, которое дало главное направление в дальнейшей индустриализации строительства и улучшении проектно-сметного дела. В результате выполнения этого Постановления в 1937 г. для нормирования сметных затрат в строительстве выходит справочник укрупнённых сметных норм, в котором были учтён уровень достигнутой индустриализации строительства. А в 1938 г. были изданы "Правила финансирования строительства", "Правила о договорах". В отличие от Урочного положения, сметы на строительство объектов стали составляться по расценкам на единицу конструктивного элемента, а расходы по элементам затрат получили отражение в калькуляциях, которые составляются для каждого отдельного строительства.
При проектировании и осуществлении строительных работ государственными, кооперативными учреждениями и другими предприятиями должны были быть применены следующие сметы:
- ориентировочные - для обоснования общего размера ассигнований, необходимых для выполнения строительного плана в целом;
- производственные - для руководства при непосредственном производстве работ;
- исполнительные - для выяснения фактической стоимости производства.
Проектирование в тот период приобрело характер трёхстадийности и включало проектное задание, технический проект, рабочие чертежи, что также влекло за собой совершенствование сметной нормативной базы на проектной стадии.
Одним из недостатков проектно-сметной документации промышленного строительства в 1940-х гг. ХХ ст. была чрезмерная громоздкость технических проектов и смет, что привело к резкому увеличению их объёмов и перегрузке большим количеством ненужных деталей. Это крайне усложняло составление документации, проверку и оформление уже на стадии проектирования.
Громоздкость и сложность смет создали в проектно-сметной документации недопустимый момент, при котором составлением смет занимались специальные сметчики, оторванные от проектирования и строительных работ. В то же время проектировщики не занимались составлением смет и не знали стоимости проектирования строительства. через чрезмерную раздутость сметных материалов и нагромождения деталей нередко при подсчётах пропускали целые конструкции и виды работ, что сразу отразилось на трудоёмкости выполнения проектных работ [12].
Одностадийное проектирование, введённое в период Великой Отечественной войны для эвакуации промышленности и возобновления разрушенных промышленных и гражданских сооружений, требовало гибких форм составление проектов и смет, соответствующих требованиям военного времени. В основном действовало одностадийное проектирование с каталогами единичных расценок, составленных по согласованию с финансирующим банком. Каталоги единичных расценок были единственными сметными нормативными документами в тот период времени, что дало возможность в несколько раз сократить не только сроки проектирования, но и значительно снизить трудозатраты за счёт исключения слабо аргументированных технически и неоправданных организационно проектных согласований и расчётов, которые имели контрольно-подстраховочный характер.
В послевоенные годы возобновления строительной отрасли была введена открытая система составления сметной документации, и этот процесс не был серьёзной проблемой. В тот период сметы составлялись следующим образом: в каждом параграфе сметы определялись ресурсы на соответствующий объём конструкции или работ, а потом по смете в целом или по отдельным разделам её делались выборки для нормирования соответствующих ресурсов (затрат труда по разделам, материалов и изделий по видам и сортам). Сделанные выборки расценивались на основании нормативов. Были периоды, когда расчёты за произведённые работы осуществлялись по исполнительным сметам. С появлением новых видов конструкций, работ или при выполнении работ в усложнённых условиях допускалось вместо обоснованных норм принимать расходы "по рассуждению с делом", что давало гибкость и обоснованную многовариантность проектно-сметных обоснований.
До 1969 г. стоимость проектных и изыскательских работ определялась на основании Справочника укрупнённых показателей стоимости этих работ (рис. 1.2). Применение справочника приводило к серьёзным просчетам, поскольку он был введен в 1958 г. для использования при планировании проектно-изыскательских работ, а не для расчётов с заказчиками за выполненные работы. Одним из главных недостатков справочника было не совсем точное определение цен на отдельные виды работ, и вследствие этого проектные и изыскательские организации завышали стоимость работ.
Порядок планирования, нормирования и учета производительности труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах по валовой выработке сметной стоимости строительно-монтажных работ на 1 чел. день или по годовой выработке на одного рабочего не отображал настоящую картину роста производительности труда [20, 22].
Рис. 1.2. Страницы книг XIX и XX веков со сметными нормами
Однако валовая выработка, которая включала на тот момент все элементы затрат, учтённых в составе строительно-монтажных работ, приводила к искривлению истинного состояния роста производительности труда в строительстве, поскольку применение дорогих материалов, конструкций и изделий приводило к ошибочному представлению "о якобы" значительном росте производительности труда. Это в свою очередь приводило к так называемому "стимулированию", то есть применению без особой на то потребности дорогих материалов, изделий и конструкций, а часто - к простому завышению размеров конструкций (металлических конструкций, увеличению стоимости железобетонных изделий и т.д.), то есть к удорожанию сметной стоимости строительства и перерасходов материальных ресурсов.
С целью более рационального планирования производительности труда в 1980-х гг. Госстрой СССР осуществил мероприятия по подготовке сметно-нормативной базы для перехода к планированию производительности труда в строительно-монтажных организациях по нормативно условно-чистой продукции - НУЧП, которая закладывалась на проектной стадии в строительстве.
Опыт применения показателя в начале 1980-х гг., внедренный Госстроем СССР в Минстрое Литвы, Казахстана, Минтяжстрое Украины, трестах Укрэлеваторсельстрой и Бориспольсельстрой Минсельстроя УССР и других, показал, что основное преимущество заключалось в стимулировании роста введения объектов в эксплуатацию, то есть в решении важнейших задач, которые стоят перед строителями: ускорять введение объектов в эксплуатацию и снижать объём незавершённого строительства. Одно это преимущество перед другими данными давало право говорить о целесообразности перехода строительных организаций на применение этого показателя.
Нормативная условно-чистая продукция была основой созданной на предприятии стоимостью, которая состояла из заработной платы всех категорий работников (основной и дополнительной), отчислений на социальное страхование и прибыли. Понимая особенный характер строительного производства и действующие для определения сметной стоимости строительства усреднённые нормативы, выделять в сметной документации нормативную чистую продукцию в её "чистом виде" не было возможным. В связи с этим Госстрой установил состав затрат, которые относились к нормативной условно-чистой продукции в сметной стоимости строительства.
Заслуживает внимания тот факт, что существовало несколько видов чистой продукции: чистая продукция (ЧП) фактически сложилась, представляя составную часть национального дохода; нормативная чистая продукция - часть оптовой цены промышленности; условно-чистая продукция, которая включала, кроме затрат живого труда, еще и часть общественного труда в виде амортизационных отчислений; нормативная условно-чистая продукция, которая в классической форме - нормативная величина УЧП, а в практическом приложении - сложный показатель, состоящий из ряда элементов затрат и комплексных затрат.
Однако парадоксальность рассматриваемого подхода заключалась в понятии условная, поскольку в условиях реальной экономики возможен подход только реальный, при выделении в конкретных работах прямых затрат.
Выделение в сметной документации рассмотренного метода применяли для определения производительности труды работников, занятых на строительно-монтажных работах в подсобных производствах, расчёте темпов роста производительности труда, при расчёте долговременных нормативов по заработной плате, определении планового фонда заработной платы, и контроля за его использованием. Производительность труда была важнейшим фондообразующим показателем, что на том этапе совершенствовало ценообразование отрасли уже на проектной стадии.
Необходимо было иметь в виду, что показатель объёма был планируемым, но не утверждаемым. Утверждаемыми были показатели производительности труда и нормативы по заработной плате, исчислённые на основе этой продукции. Это понятие уже ориентирует подсознание на работу отрасли в некоторой нереальности.
При определении величины сметных затрат следовало пользоваться составом и соответствующими нормативами, приведёнными в постановлениях Госстроя СССР. Изменение методологии расчета с 1 января в 1984 г. было проведено с целью дальнейшего совершенствования этого показателя, а также с целью снижения разновыгодности отдельных работ, упрощения расчётов объёмов. Вместе с тем ряд вопросов остался нерешённым. Как и раньше, было сложно вычислить условно-чистую продукцию в составе лимитированных и других затрат. Плановые накопления в большинстве случаев превышали тот же показатель в составе сметной стоимости, вычисленный от всей суммы прямых и накладных расходов, которые включают расходы овеществлённого труда. Преимущество объёма наибольшее на работах с большим удельным весом расходов на содержание и эксплуатацию машин и механизмов. Отмеченные недостатки в рассмотренной методологии вычисления искажали истинную её величину и сдерживали успешное применение в экономике строительства.
Такой подход через его реализацию на протяжении нескольких лет занял конкретное место в усовершенствовании и развитии сметного нормирования в строительстве, в том числе на стадии проектирования.
Показательным является то, что переход строителей на применение этого показателя совпал с периодом изменения сметной стоимости строительства на основе введённых с 1 января в 1984 г. новых сметных норм и цен, максимально приближенных к общественно необходимым затратам труда. Этот факт имел большое значение как новый этап развития сметного дела в строительстве. Необходимость пересмотра цен и нормативов было обусловлено существенным ростом индустриализации строительства, более глубокой специализацией подчинённых организаций, ростом их мощности, прогрессивными изменениями в технологии производства [26,28]. Все это привело к изменению сметной стоимости строительно-монтажных работ.
В то время к нему принадлежали:
- из прямых затрат - основная заработная плата производственных работников и расходы содержания и эксплуатации машин и механизмов, учтённые в прямых затратах;
- из накладных - основная и дополнительная заработная плата административно-управленческого и линейного производственно-технического персонала, дополнительная заработная плата рабочих, которая входила в некоторые статьи непроизводительных затрат, отчисления на социальное страхование перечисленных категорий работников;
- из лимитированных и других накладных расходов выделялась заработная плата рабочих, которая содержалась в нормах дополнительных расходов при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, в нормах расходов на временные здания и сооружения, других расходах, а также резерв средств на непредвиденные работы и расходы, выделялись также из состава плановых накоплений.
Величину показателя НУЧП определяли по объёмам строительно-монтажных работ, которые выполнялись собственными силами в предплановом, плановом, отчётном году. Основа расчёта - локальные и объектные сметы и фактические объёмы строительно-монтажных работ, отображённые в журналах учёта произвёденных работ (форма КС-6). Эти сметы, которые составлялись по рабочим чертежами, определяли сметную стоимость и стоимость строительной продукции отдельных объектов, их частей или видов работ и были основанием для определения сметной стоимости товарной строительной продукции.
За основу расчёта плановых накоплений и накладных расходов, которые принадлежали к этой продукции, приняли единственную базу - основную заработную плату рабочих и учтённые в прямых затратах расходы на содержание машин и механизмов, то есть прямые затраты нормативной условно-чистой продукции. Постановлением Совета Министров СССР с 01.01.1984 г. введена новая норма плановых накоплений - 8 % общей суммы сметных прямых затрат и накладных расходов или 7,41 % сметной стоимости (вместо 6 и 5,66 % соответственно, как до 01.01.1984 г.).
Увеличение нормы плановых накоплений было обусловлено ростом таких статей затрат, как платежи в бюджет за производственные фонды, оплата процентов за банковский кредит, возмещение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, и дополнительным учётом такой статьи, как содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения и образование единственного фонда развития науки и техники.
Сметная прибыль (норма плановых накоплений) - единственный показатель для всех подчиненных организаций - дифференцированию в сметах на строительство не подлежал, каким бы способом оно не велось: подрядным или хозяйственным. Плановые накопления, которые включались в состав продукции, рассчитывались по среднеотраслевой норме от основной заработной платы производственных рабочих и расходов по эксплуатации машин, содержащиеся в прямых затратах.
При расчётах необходимо было учитывать изменения, внесённые в нормы, и методологию вычисления общепроизводственных расходов при определении новых норм этих расходов, за исключением непроизводительных затрат и потерь, фактически сложившихся, льгот и преимуществ, которые оплачивались сверх сметной стоимости.
Даже при критическом подходе это - импульс к развитию методологии сметного нормирования.
На планирование производительности труда по этому показателю были переведены строительно-монтажные организации, обеспеченные сметной документацией с выделением нормативной условно-чистой продукции на момент утверждения производственной программы организации не менее чем на 90 % годового объёма строительно-монтажных работ. Заложенный экономический потенциал сметных нормативов в тот период выдержал больше чем двадцатилетнюю проверку временем в реальной экономике, в том числе и в суровые 1990-е гг. XX в.
Таким организациям объём стоимости строительно-монтажных работ, которые подлежали выполнению, нормативы определяли по сметной документации, если в ней были учтены новые сметные нормы и цены. По объектам, на которые сметная документация к моменту формирования плана на 1984 г. не была пересчитана, из сметных прямых затрат определялась по сметам, составленным в ценах прошлого или базисного уровня. При этом основную заработную плату и заработную плату рабочих, занятых эксплуатацией машин, принимали с поправочным коэффициентом 1,12, а расходы по эксплуатации машин - с коэффициентом 1,15. Величину показателя, который содержался в накладных расходах и других лимитированных расходах, определяли в соответствии с постановлением Госстроя СССР, введенного в строй с 01.01.1984 г.
Введённые сметные нормативы просуществовали после реорганизации СССР до конца 1990-х гг. практически во всех бывших Союзных республиках, в том числе и в Украине, что характеризует их преемственность и длительность использования во времени [11].
Адаптация системы ценообразования в строительстве к рыночным условиям была одной из неотложных проблем экономического преобразования в Украине. Стабилизация экономической ситуации в нашей стране давала основание для того, чтобы предпринять шаги по внедрению новой системы определения стоимости строительства, которая существовала во всех странах с рыночной экономикой [8, 16].
До 2000 г. в нашей стране действовала двухуровневая система ценообразования [1, 3]. Заключалась она в следующем: сметчик составлял сметы на основе общих цен. В итоге выходила смета с базисной ценой. Базисная сметная стоимость строительства в ценах 1992 г. определялась на основе сметных норм и расценок, введённых в 1984 г., откорректированная с учётом изменений в технической и технологической организации строительства, которые состоялись за тот период, и включала в себе уровни:
- оптовых цен на материалы, изделия, конструкции;
- заработной платы работников;
- нормы накладных расходов и плановых накоплений;
- нелимитированных и других расходов.
Базисная сметная стоимость строительства отображала расчетно-нормативный уровень расходов на строительную продукцию, характерный для соответствующего года строительства, учитывала рост заработной платы, цен на материальные ресурсы и была основой для формирования стоимости строительства и договорных цен в её составе. Базисная стоимость корректировалась с учётом коэффициентов, которые учитывали текущую цену на ресурсы, и после этого рассчитывалась реальная цена строительной продукции, включающая в себя цену проектных работ [13, 15].
Такой метод сметного расчёта полностью отвечает экономике с инфляционными явлениями и удовлетворяет инфляционные ожидания. Трёхуровневая система - базисная сметная стоимость, договорная часть стоимости и компенсационный фонд - помогли выйти из кризиса в период гиперинфляции. Но усреднение многих коэффициентов, создание искусственных базисных уровней, сложность расчетов - все это в условиях экономической стабилизации превращается в негатив и требует других подходов, основанных на нормировании сметных затрат, которые подтверждают проверенные временем приведённые примеры развития сметного дела (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Перечень этапов развития сметного дела
Период | Наименование | Особенности | |||
1 | 2 | 3 | |||
1830-1913 | Урочное положение графа Рошефора, Пособие при поверке и составлении смет | Впервые учитывается проектная стадия | |||
1914-1925 | Урочное положение графа Рошефора | Переход на метрические меры | |||
1926-1937 | Свод производственных строительных норм | Учтены нормы на проектные работы | |||
1937-1953 | Справочник укрупнённых сметных норм | Учтена проектная стадия | |||
1954-1984 | Справочник укрупнённых сметных норм | До 1969 г. стоимость проектно-изыскательских работ определялась для использования при планировании работ, а не для расчётов с заказчиками | |||
1984-1991 | Переход на новые сметные цены | Разработан новый поход к определению цены проектной продукции | |||
1991-2000 | Двухуровневая система ценообразования | Учитываются коэффициенты к сборникам работ | |||
2000 - по настоящее время | Переход на одноуровневую систему ценообразования | Учитываются коэффициенты к сборникам работ, индексы изменения сметной стоимости к выполнению проектных работ | |||
Таким образом, рассматривая эволюцию сметного дела, можно выделить пять основных этапов:
1. Пользование Урочным положением (1830-1925).
2. Пользование справочником укрупненных сметных норм (1937-1984).
3. Переход на новые сметные цены (1984-1991).
4. Применение двухуровневой системы ценообразования (1991-2000).
5. Переход на одноуровневую систему ценообразования (с 2000 - по настоящее время).
2000 г. стал годом перехода ценообразования в строительстве на одноуровневую систему определения стоимости строительства. Для этого было необходимо не только завершение разработки соответствующих норм и нормативов, но и их своевременное доведение до всех участников инвестиционного процесса. Определение стоимости строительства по одноуровневой системе базируется на ресурсных элементных сметных нормах и текущих ценах на трудовые и материально-технические ресурсы, а также на банке данных по текущей стоимости строительных материалов, изделий, конструкций и стоимости машино-часа эксплуатации строительных машин и механизмов [4, 5, 6, 7].
С 2002 г. применяются методические рекомендации по формированию себестоимости проектных работ с учётом требований положений (стандартов) бухгалтерского учета, которые устанавливают методические основы формирования себестоимости проектно-изыскательских работ и распространяются на все проектно-изыскательские организации, независимо от форм собственности. По способам включения в себестоимость проектных работ и по характеру участия в процессе производства затраты подразделяются на прямые и непрямые [1, 2, 13, 36, 40].
Прямые затраты - затраты, связанные с выполнением проектных работ, которые учитываются в производственной себестоимости проектных работ соответствующих объектов учёта по прямым признакам, к ним принадлежат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, другие прямые затраты.
Непрямые затраты связаны с управлением и обслуживанием производства, организацией выполнения проектных работ и работ, которые не могут быть отнесены непосредственно к конкретному объекту расходов.
1.2. Нормативные основы и отраслевые особенности сметного нормирования в строительстве
1.2.1. Классификация коэффициентов в сметном нормировании
Глава 2. Зарубежный опыт в сфере проектирования
2.1. Опыт зарубежных стран по применению экономических подходов в сфере проектирования
2.2. Экономические законы, имеющие место в процессе разработки проектно-сметной документации
Глава 3. Теоретические основы исследования составляющих трудоемкости проектных работ
3.1. Механизм формирования сметного норматива
3.2. Экономические основы формирования стоимости проектных работ
3.2.1. Системный анализ в основе схемы определения цены проектной продукции