Строительство имеет развитую систему сметных нормативов. Сметные нормы и расценки содержат свыше 20 тысяч единиц нормативов. В основе эволюции сметного дела в строительстве лежит развитие и совершенствование технологии строительного производства разработки и применения новых строительных материалов.
Рассмотренные в табл. 1.1 этапы развития сметного дела имеют межотраслевой характер и касаются не только истории развития народного хозяйства в целом, но и его отдельных отраслей, в том числе специализированных строительных работ: энергетической, транспортной и других отраслей народного хозяйства, включающие все основные элементы технологии, организации и экономики строительного производства. Это также свидетельствует о том, что на каждом этапе составлялись обоснованные нормативы материальных и трудовых затрат в соответствии с развитием производственных отношений.
На основании вышеизложенного можно полностью обоснованно отметить, что сметообразующий процесс в полной мере связан с регулированием ценовых показателей, с уровнем развития производственных отношений и научно-технического развития, чего, судя по вышеприведенным историческим примерам, всегда придерживались. Но поскольку в течение последних десятилетий этот вопрос был за гранью достаточного внимания государственной экономической политики, то, как результат, в настоящее время мы имеем несоответствие старой нормативной базы современному уровню технологии строительного производства.
Все это способствует и сегодня вынужденному применению старых нормативов практически на все виды общестроительных работ, которые составляют до 60 % общего состава сводного сметного расчета, что является недопустимым.
В связи с этим назрела объективная необходимость в создании нормативной базы, которая отображает не только современный экономико-технологический уровень строительной отрасли, но и учитывает динамику зарубежного опыта в сфере проектирования, как начального этапа строительства.
Сметное нормирование является динамическим процессом в соответствии с изменением законодательных и правовых основ экономического развития государства. Проблема сметного нормирования определяется тем, что строительная отрасль использует свыше 20 тысяч государственных, отраслевых, ведомственных сметных норм и расценок, которые разделяются по видам строительной деятельности и технологиям работ, что позволяет свободно ориентироваться при поиске необходимых нормативных показателей. Однако нормативные показатели, которые используются нами, не всегда отвечают современной технологии строительства, поскольку в подавляющем большинстве составлены более 20 лет тому назад, что можно проследить практически в каждом нормативном документе.
Процесс перехода на новую сметно-нормативную базу является длительным вследствие участия в нём десятков тысяч инвесторов, заказчиков, подрядных организаций, а также проектных институтов. Он включает разработку и утверждение методических документов, регламентирующих порядок формирования новых нормативных комплексов, разработку и утверждение территориальных и отраслевых сборников, единичных расценок и т.п. Вместе со стандартными способами сметного нормирования (хронометражные наблюдения, составление технологических карт и т.п.) широко используются и упрощённые методы формирования ресурсных показателей на базе норм-аналогов.
На сегодняшний день существует несколько государственных строительных норм, регламентирующих вопросы, связанные с системой нормативных документов в строительстве, в том числе на стадии проектирования. Большинство позиций устарели относительно действующего законодательства. Особенно это касается начальной стадии строительного процесса - проектирования. Так, в частности изменился технологический подход к многоэтажному жилищному строительству, где доминирующим стало не панельное, а монолитно-каркасное возведение зданий, что требует нового подхода уже на этапе создания проекта. А также использование в технологии строительства нового поколения строительных машин и механизмов, в первую очередь грузоподъёмных, как отечественных, так и зарубежных производителей.
Поэтому возникла необходимость в пересмотре и разработке новой редакции этих документов, содержание которых отвечало бы законам Украины и другим нормативно-законодательным актам, которые включают в себя нормативы на проектные работы.
В связи с изменением социально-экономической ситуации, выраженной в развитии строительных технологий и техники, назрела необходимость развития и усовершенствования системы нормативно-законодательного обеспечения отрасли строительного производства, которая не может исключать начальный этап - проектно-изыскательские работы.
Необходимо особенно отметить, что с целью обеспечения реализации государственной политики технического регулирования в строительстве и усовершенствования информационного обеспечения государственных учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности и граждан Государственным комитетом Украины по строительству и архитектуре было принято в 2005 г. положение о фонде нормативных документов, состоящее из технических регламентов, нормативно-правовых актов, кодексов установленной практики, устанавливающих требования к продукции, национальным стандартам, государственным строительным нормам, нормативных документов международных и региональных организаций в сферах градостроения, строительства и промышленности строительных материалов, официальных библиографических и информационных изданий Государственного комитета Украины по техническому регулированию и потребительской политике и других нормативных документов в сферах градостроения, строительства и промышленности строительных материалов [31]. При позитивном эффекте рассмотренного нормативного акта необходимо отметить на данном этапе, что нормативы на проектные работы отсутствовали.
Сметная нормативная база в области строительства насчитывает свыше 1300 действующих нормативных документов. Во времена Советского Союза документы пересматривались в среднем каждые пять лет, но последние десятилетия этому вопросу практически не уделялось внимание, в том числе и на стадии проектирования. Количество нормативно-правовых документов должно быть достаточным для обеспечения нормальной строительной деятельности, то есть от начала проектирования объекта и к выводу его из эксплуатации.
Невзирая на то, что в последние годы увеличены расходы в Государственном бюджете Украины по такой статье, как научные разработки по нормированию и стандартизации в сфере строительства и жилищной политики (рис. 1.3), а именно в 2005 г. эти расходы составили 1000,0 тыс. грн, в 2006 г. - 1962,0 тыс. грн, в 2007 г. - 3000,0 тыс. грн, финансирование из государственного бюджета не позволяет полностью обеспечить пересмотр действующих документов, не говоря уже о создании новых, что отражается на недостаточном обеспечении нормативной базы в строительстве вообще, а при проектировании особенно, выраженному в отсутствии полного объема нормативов не только по специальным работам, но и по общестроительным.
В действующих стандартах применяется методика, сформированная в общем виде. Например, в современных нормах световых ресурсов определения районов рассчитывается при нормировании естественного освещения коэффициент светового климата территории бывшего Советского Союза, хотя в Украине введён свой часовой пояс. Проектирование каменных конструкций осуществляется по межгосударственным нормам СНИП-11-22-81, также разработанным 24 года тому назад в Советском Союзе, а технология выполнения каменных работ в последние 10 лет испытала явные изменения в сфере усовершенствования обеспечения технологической оснастки. А все эти вопросы находятся в тесной связи со сметным нормированием на проектирование.
Рис. 1.3. Расходы госбюджета на научные разработки по нормированию и стандартизации
Так, в Украине до сих пор недостаточно урегулированы нормирующие вопросы относительно регулирования сооружения экспериментальных высотных объектов. Под определение экспериментального строительства попадает любой объект, характеристики которого выходят за рамки требований Государственных строительных норм, например здания, которые превышают 25 этажей или 73,5 м. А эти особенности должны учитываться на стадии проектирования.
Однако если проанализировать состояние строительного рынка, то можно проследить динамику не только его постоянного развития, выраженного в увеличении объёма строительства, применении новых строительных материалов, но и возникновение необходимости приведения сметной нормативной базы в соответствие с требованиями современной технологии строительства. Поскольку осталось в прошлом актуальным во второй половине ХХ в. традиционное типичное строительство, его заменили новые технологии монолитно-каркасного, индивидуального строительства объектов жилья и промышленности.
Вместе с тем увеличение количества зданий, принадлежащих к разряду экспериментальных, относительно общего числа сооружаемых объектов жилищного строительства не является заметным. Это связано с большим количеством проблем в экспериментальном строительстве. Трудности уникального строительства связаны, прежде всего, с утверждающими процедурами и отсутствием строительных норм, которые отвечают индивидуальным подходам данной технологии строительства уже на стадии проектирования.
В соответствии с требованиями к проектно-сметной документации по каждому проекту, который превышает этот показатель, нормативы согласуются индивидуально уже при проектировании. Разработка индивидуальных сметных норм и единичных расценок получает в новых условиях все большее распространение.
Экспериментальное строительство принадлежит к 5 группе сложности среди других строительных объектов, вследствие чего для него характерна и самая сложная проектная документация, в том числе сметная, особенности которой также заключаются в сугубо индивидуальном расчёте технико-экономических показателей на стадии проектирования. Индивидуальные технические нормы, которые разрабатываются для экспериментальных объектов, проходят целый ряд согласований с дальнейшим утверждением в государственных органах. Кроме того, это касается также и сметных норм при проектировании.
Технология и инженерная инфраструктура, которая учитывается на проектной стадии, также требуют индивидуального подхода к данной проблеме. Так, например, для создания технических норм и условий во время проектирования жилищного комплекса "Серебряный Бриз" в г. Киеве было задействовано несколько научно-исследовательских институтов, которые дали обоснованные уже на проектной стадии затраты труда как при проектировании, так и при строительстве этого объекта.
Компании-застройщики, работающие сегодня над сооружением экспериментальных объектов, создают на практике реальной экономики строительства документальную и проектную базу, на основе которой реально будут разрабатываться новые государственные нормы смет и расценок при проектировании.
С 1 мая в 2007 г. вступили в силу утвержденные Министерством регионального развития и строительства государственные строительные нормы ДБН В. 2.2-17:2006 "Доступность домов и сооружений для маломобильных групп населения". Эти нормы являются обобщающим нормативным документом по вопросам формирования максимально удобных условий жизни и быта людей с ограниченными физическими возможностями, а это один из шагов на пути интеграции Украины в Европейский Союз, поскольку они отвечают Европейским стандартам.
В процессе развития находится и обмен научными и нормативно-методическими материалами со странами ЕС, а также обмен опытом по вопросам внедрения новейших технологий, систем, строительных материалов, конструкций и изделий, изучения актуальных проблем в отрасли жилищно-гражданского строительства, усовершенствования разрешительной системы в строительстве и лицензирования строительной деятельности на основе опыта регионов ЕС. В результате этих шагов интеграции на украинском рынке появилось достаточно большое количество новых импортных и отечественных строительных изделий, требования к которым полностью или частично отсутствуют в национальных стандартах Украины государственного уровня и ведомственных нормативных документах. Новые Правила "Об утверждении правил подтверждения пригодности новых строительных изделий", принятые в 2006 г. Кабинетом Министров Украины, будут легализовывать эту продукцию, снимать торговые барьеры, делать рынок строительных материалов и изделий разнообразнее, отвечающим требованиям безопасности для жизни человека и окружающей среды. Последнее весьма актуально. Однако экономический механизм разработки проектно-сметной документации не нашел здесь внедрения вообще, а особенно на проектной стадии.
В 2009 г. Министерством регионального развития и строительства Украины совместно с проектом Европейского союза в Украине "Техническая помощь украинской инфраструктуры обеспечения качества" проведена международная конференция "Имплементация Европейских норм и гармонизированных стандартов в строительстве в Украине". На конференции были освещены вопросы имплементации Директивы 89/106/ЕЕС в странах Европейского экономического простора (ЕЕА), гармонизации и имплементации стандартов в строительстве в странах ЕС, порядок применения евро кодов в Украине и концепция развития Системы нормативного обеспечения строительства Украины.
Все эти шаги способствуют реализации концепции развития системы нормативно-законодательного обеспечения уже на стадии проектирования, которая предусматривает согласование, внедрение и принятие к регистрации нормативных документов, соответствующих системе оценки соответствия строительных материалов, изделий и конструкций на основаниях норм ЕС, системы сертификации работников и лицензирования в строительстве.
Исходя из вышеизложенного, современному строительному комплексу Украины придётся решать ряд проблем по регулированию действующих строительных норм. Для их усовершенствования необходимо не только изучать, но и использовать зарубежный опыт. Так, возможным путем решения проблем обновления нормативной базы и адаптации её к международным стандартам является участие в деятельности Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации технического нормирования и сертификации в строительстве стран-членов СНГ, регулярно проводящей конференции и симпозиумы.
В сложившихся условиях целесообразным решением может быть разработка обобщающего законопроекта на основе действующих законов об архитектурной и градостроительной деятельности, о нормировании в строительстве. Закона, регламентирующего техническое регулирование в строительстве, а также принятие постановлений об утверждении технического регламента на проектной стадии в строительстве с учетом требований Евросоюза и государственной программы нормирования и стандартизации в строительстве.
При рассмотрении заданий, которые требуют усовершенствования, проектировщикам на стадии разработки проектной документации необходимо отметить, что основу системы ценообразования в строительстве составляют ресурсные элементные сметные нормы на строительные работы. Элементные нормы напечатаны в 47 сборниках на общестроительные работы (свыше 16 тысяч норм).
Нормы сформированы на прогрессивной технико-экономической основе.
Существенно обновлённый состав сборников и номенклатура нормативов, как за счёт исключения устаревших нормативов, так и в результате разработки норм на новые прогрессивные конструкции и виды работ с применением эффективных материалов.
С целью приведения сметно-нормативной базы Украины в соответствие с действующим законодательством согласно Приказу № 285 от 14.12.2000 г. были утверждены и введены в строй с 01.01.2001 г. "Правила определения стоимости проектно-изыскательских работ" для строительства, которые осуществляются на территории Украины, с применением поправочных коэффициентов к каждому разделу сборника [4,5].
Предлагается рассмотреть нормативно-правовую базу сметного нормирования на проектирование не как технологический фактор действия на строительное производство, а как совокупный фактор экономического влияния на строительное производство на начальном этапе - проектировании.
Сметная стоимость проектно-изыскательских работ - стоимость, определённая на основе действующих норм с учётом усреднённых показателей стоимости. Несмотря на то, что нормы носят обязательный характер, для строительства, осуществляемого за счёт государственных средств, и рекомендательный характер для осуществления строительства с привлечением других источников финансирования, нормативы служат ценовым ориентиром договорной цены или, другими словами, количественным ориентиром в денежном выражении при определении договорной цены, тем более, если идет речь о прогнозном характере стоимости проектных работ.
Сметная стоимость проектно-изыскательских работ на сегодняшний день определяется несколькими методами:
- во-первых, на основе действующих в Украине сборников цен на проектные работы для строительства с применением соответствующих коэффициентов и индексов для строительства всех отраслей народного хозяйства Украины (с 01.04.2008 г. индекс на проектные работы составлял - 6,87 вместо действующего с 01.08.2007 г.- 5,59, на сегодняшний день - 7,77);
- во-вторых, с применением усреднённых процентных показателей стоимости проектных работ относительно стоимости строительно-монтажных работ для строительства объектов жилья и социальной сферы;
- в-третьих, по стоимости чел-дня (форма 3П).
Необходимо создать такую нормативную базу ценообразования, которая обеспечила бы строительным и проектным организациям возмещение экономически обоснованных расходов производства и получение необходимой прибыли. Это положение в капитальном строительстве имеет свою специфику.
Подавляющее большинство нормативов установлено на измерители, параметры которых разработаны и предусмотрены в рабочих чертежах, в капитальном строительстве действует порядок, согласно которому объектом ценообразования выступает не конечная продукция - предприятия, здания, сооружения, а отдельно взятые ресурсы, виды и комплексы строительства. Исходя из вышеизложенного, определение цены строительства зданий, сооружений превращается в процесс калькулирования нормативных расходов каждого объекта строительства путём составления смет с использованием сотен и тысяч норм.
Функции ценообразования в отрасли традиционно ограничивают задачами оценки объёмов проектных работ, потребности в материальных и трудовых ресурсах. Вполне очевидно, что такой подход нельзя признать обоснованным. Но обстоятельство, что ценообразование в строительстве основано на широком применении нормативов, не даёт основания отождествлять эти экономические категории.
Экспериментальное и уникальное строительство, реконструкция сложных инженерных сооружений нуждается на проектной стадии в повышенных затратах труда и соответствующей квалификации рабочих, которая влечёт собой резкое повышение затрат на заработную плату, а также анализ предпроектной ситуации. Ниже для примера рассмотрены некоторые уникально-неординарные отечественные и заграничные объекты.
Для значительного количества железных и автомобильных дорог, транспортных коммуникаций и сооружений существует угроза повреждений земляного полотна, колеи, мостов, тоннелей, водопропускных труб и других объектов. В первую очередь это касается транспортных сооружений, расположенных в горной и предгорной местности, на пойменных участках больших рек, в зонах значительного перепада максимальных годовых температур (рис. 1.4, рис. 1.5).
Примером может служить возможное строительство транспортного перехода в Керченском проливе. Керченский пролив расположен в районе высокой сейсмической активности, не говоря уже о геологических особенностях берега.
Рис. 1.4. Монтаж металлических конструкций секций пролётов моста через р. Десна на участке Шостка-Северский Донец. 1995 год
Необходимо определить в процессе сравнения технико-экономических показателей варианты по объёмам работ, затратам труда, стоимости, срокам строительства и другими характеристикам для рекомендованного типа перехода - мост или тоннель. Только в этом случае могут быть разработаны конструктивные и технологические решения перехода, которые и представляют основные трудности. Все это способствует подорожанию проектной стадии как минимум в 2 раза.
Рис. 1.5. Строительство моста через р. Лена. Художник А. В. Вяткин. 1964 год. Бумага. Акварель.40х50 см
Следует отметить, что сооружение транспортного перехода через Керченский пролив мостом или тоннелем при климатических, инженерно-геологических, сейсмических и других условиях является чрезвычайно сложной технической проблемой, которая требует огромных материальных, финансовых и трудовых затрат. Для решения этой задачи необходимо провести достаточно большой объём предпроектных, опытных, проектных работ многими научными и инженерно-техническими сотрудниками институтов и организаций разных профилей в течение длительного периода времени при серьёзном финансовом обеспечении. Принимая во внимание сложность и уникальность строительства, также необходима разработка индивидуальных норм. Необходимо отметить, что в настоящее время аналогичную проблему пытается решить Италия - построить мост через Мессианский залив на о. Сицилии.
В большинстве случаев указанные действия можно охарактеризовать как внезапные и непредсказуемые. Транспортные коммуникации испытывают при этом сверхнормативные нагрузки или вредные действия, в результате чего конструкции или разрушаются, или имеют постепенную или ускоренную потерю своих эксплуатационных качеств.
Ликвидируя последствия этих действий, страна ежегодно несёт убытки, исчисляемые миллиардами гривен. При этом события нередко имеют трагический характер и сопровождаются потерей человеческих жизней.
Все перечисленные обстоятельства можно отнести к особенным условиям строительства и эксплуатации транспортных объектов. Анализ принятых строительных норм и правил показал, что в них достаточно полно отображены необходимые требования для проектирования транспортных сооружений в зонах опасных природных и техногенных явлений. Их следует разделить на нормативные документы, которые регламентируют силовые и несиловые действия.
Возникает вопрос: если нормативная база для учёта опасных действий разработана достаточно полно, то почему происходят отказы транспортных сооружений?
Одна из причин - "человеческий фактор", который можно найти в прямом и непрямом виде как почти неизменную принадлежность аварий, катастроф, отказов и неэффективного использования транспортных сооружений: коды требования норм или игнорируются, или выполняются неполно и некачественно из-за недостатка профессионализма или с целью экономии средств. Все объекты конструкций, которые используются в экстремальных условиях, можно отнести к своего рода уникальному строительству, а это в свою очередь влечёт за собой разработку качественно и технологически новых сметных норм, которые также влекут собой непредсказуемые расходы по затратам труда, а вместе с этим увеличения потерь до 1,5 %, включая в себя повышение квалификации рабочих, затраты на программное обеспечение и другое. "Человеческий фактор" может обозначиться как на этапе проектирования и строительства, который может быть похожим на неосознанную закладку "мины замедленного действия", так и в ходе эксплуатации сооружения. Обновлённые нормативные документы будут предоставлять специалисту больше свободы в выборе проектных и производственных решений.
Глава 2. Зарубежный опыт в сфере проектирования
2.1. Опыт зарубежных стран по применению экономических подходов в сфере проектирования
2.2. Экономические законы, имеющие место в процессе разработки проектно-сметной документации
Глава 3. Теоретические основы исследования составляющих трудоемкости проектных работ
3.1. Механизм формирования сметного норматива
3.2. Экономические основы формирования стоимости проектных работ
3.2.1. Системный анализ в основе схемы определения цены проектной продукции
Глава 4. Определение затрат труда, не подлежащих прямому количественному учёту
4.1. Корреляционное моделирование трудоёмкости проектных работ