Смета. Проектирование. Строительство - Машошина Т.В. - 2.1. Опыт зарубежных стран по применению экономических подходов в сфере проектирования

2.1. Опыт зарубежных стран по применению экономических подходов в сфере проектирования

Обзор иностранной литературы и обобщение зарубежного опыта свидетельствует о наличии как негативных, так и позитивных моментов в отрасли проектирования, которые следует рассмотреть и применить, а также об отдельных направлениях для совершенствования работы наших проектировщиков.

Зарубежному опыту в период 1980-1990-х гг. уделялось очень много внимания на уровне информационных сообщений в специальных периодических изданиях, чего нельзя сказать о последних десятилетиях. Однако и эти общие аналитические мнения о существовании за рубежом системы сметного нормирования, затрат труда на проектной стадии дают представление о том, что этому направлению постоянно уделяли внимание зарубежные специалисты. Об этом свидетельствуют собранные сведения за период 1970-1990-х гг., а также информация 1930-х гг., которая свидетельствует о периодическом рассмотрении экономической составляющей в проектировании. Однако этот вопрос остаётся открытым и актуальным до настоящего времени.

Еще в 30-е гг. ХХ в. ставился вопрос об открытии отдела экономики в проектировании. Считали, что создание данного отдела необходимо для того, чтобы проектировщики имели возможность рассматривать калькуляцию и стоимость проектирования с целью конкретизации проблемы снижения стоимости строительства за счёт улучшения проектирования на основе экономического обоснования.

Невзирая на большое внимание к этим вопросам, количественных данных о том, насколько будет удешевлено строительство соответствующими мероприятиями, ни в одном проекте нет. Полученная экономия не подтверждена соответствующим калькулированием. Главной причиной был отрыв строителя-проектировщика от сметчика. На тот период времени в практике иностранных проектных фирм и организаций было принято, что инженер, разрабатывающий ту или иную часть проекта, обязательно составлял к нему калькуляцию.

На конференции работников проектных организаций города Москвы 14-17 мая 1931 г. рассматривался вопрос о внедрении полезного опыта иностранных методов проектирования, а также о дальнейшей необходимости развития и углубления опыта, который изучался на примере Америки и Германии.

Одним из актуальных вопросов, который рассматривался на конференции, был вопрос о создании учебного заведения, в котором готовили бы проектировщиков для разработки проектов фабрик и заводов. Отмечалось, что архитектурной школы отечественных проектировщиков такого направления на тот момент просто не существовало.

В августе в 1978 г. в Швейцарии была организована специальная группа из управления в строительстве (РЫБ). Задачи этой группы заключались в рационализации процесса строительного проектирования, которое включало не только подготовку к проектированию, но и собственно проектирование. Таким образом, было обращено внимание проектантов на пожелание строителей в части стоимости, сроков и качества проектирования.

Показательным было то, что Министерством строительства ГДР в начале 1980-х гг. были разработаны три норматива затрат: процентное соотношение между расходами на строительно-монтажные работы и освоением объёма капитальных вложений, процентное соотношение между площадью стройплощадки и общей застраиваемой площадью, определение срока окончания строительства. В 1982 г. эти нормативы были усовершенствованы. В частности были разработаны нормативы для проведения работ по реконструкции в пределах города. Этот подход был применен при прокладке кабельных сетей для организаций, которые оказывают почтовые услуги. На основании этих нормативов также велось строительство в Лейпциге, Дрездене.

Для разработки новых цен, введённых с 01.01. 1980 г. в Германии, были созданы специальные рабочие группы. Эти группы занимались разработкой единственных цен на определённые виды проектных работ, а также укрупнённых цен для отдельных видов строительства, например цена 1 м2 полезной площади. В стране на то время цены характеризовались определённой стабильностью. Предыдущая система и период деятельности цен охватывала около 12 лет (с 01.01.1967 г. по 31.12.1979 г.).

С 01.01.1980 г. была введена новая система, в которой, по сравнению с 1967 г., средний уровень цен был выше на 16 %.

Здесь можно отметить, что подобный подход был применён не только в ГДР в плане пересчёта единичных расценок, но и в периодических рекомендациях и решениях Госстроя СССР, УССР.

Основным критерием оптимизации строительного производства является ограничение времени реализации объекта. Под временем реализации понимается время от начала планирования объёма инвестиций до принятия готовых объектов заказчиком. Анализ этого показателя на примере немецкого опыта позволяет выделить 2 части:

- время подготовки строительства (проектные работы, научные исследования);

- время строительства объекта, который имеет отправную точку с момента начала выполнения работ и к их сдаче в эксплуатацию.

Наибольшую значимость нормирования затрат труда при проектировании видно при анализе развития строительной индустрии США в ХХ в. Чётко прослеживалось несколько этапов, каждый из которых характеризовался своими специфическими чертами. С начала первой мировой войны и к наступлению экономического кризиса 1930-х гг. отмечалось относительно быстрое осложнение конструкций зданий, а также увеличение их поверхностности (рис. 2.1). В 1930-е гг. наблюдался резкий спад объемов строительства больше чем в 20 раз. С началом второй мировой войны происходит увеличение объёмов строительства за счёт военных объектов. В связи с дальнейшим ростом поверхностности в 1950-60-е гг. наступает время широкого применения стекла и бетона.

В 1970-е гг. совершенствование строительного производства пошло путём развития управления в строительстве. Именно в этот период развития строительства получает значительное распространение подход, основанный на трёхсторонних договорах между заказчиком, архитектором (проектировщиком) и субподрядчиком на основе нормативного ценообразования [9, 21].

В период 1980-90-х гг. стоимость проектирования рассчитывалась по данным наибольших строительных американских компаний, которые имеют приблизительно от 1 до 160 млн дол. годового объёма работ. Применялись различные формы контрактов: оптовый контракт, контракт с дополнительной выплатой дополнительных процентов, контракт с гарантированным максимумом стоимости. Проектно-строительный контракт заключался с одной фирмой, которая принимала на себя обязательство по разработке проекта и его реализацию. Заказчик в этом случае составлял программу, последующие планы и спецификацию рабочей документации. Преимущества для заказчика заключались в том, что все вопросы по проектированию и строительству решались с одной фирмой с использованием конкретных ценовых нормативов, которые закладывались в сметной документации. Также получил достаточно широкое распространение контракт на управление строительством.

Строительство небоскрёбов в Америке. Снимок начала ХХ в.

Рис. 2.1. Строительство небоскрёбов в Америке. Снимок начала ХХ в.

В строительной индустрии США была создана служба управления программой строительства - административный орган, призванный координировать деятельность фирм по планированию, проектированию и строительству с целью рационального определения терминов строительства и тех материальных ресурсов, которые тратятся, на основе использования сметных нормативов. Так, стоимостный контроль заключался в противостоянии любым попыткам тратить деньги сверх запланированной суммы. Одним из методов контроля над этим процессом было составление диаграмм, которые отображали соблюдение параметров стоимости.

Проектные организации не занимались экономическими расчётами и технико-экономическим обоснованием будущего проекта. К началу проектирования заказчик обращался в специальную фирму с целью разработки бизнес-плана, то есть проектировщики получали от заказчика вместе с контрактами на выполнение проектных работ уже четко определённые показатели: сметную стоимость сооружаемого объекта (включая стоимость оборудования), эксплуатационные характеристики объекта и т.д. После согласования приступали к разработке рабочих чертежей. Исходные данные проектные фирмы США получают в муниципальных службах, что является одним из отличий организационного процесса, поскольку в нашей стране исходящие данные для проектирования получает заказчик, а потом передаёт их проектной организации.

К позитивному опыту работы США можно отнести проведение квалификационной политики, предусматривающей резервирование федеральных проектов для фирм-подрядчиков, которые выделяют средства на проведение исследовательских работ и внедрение новой технологии, представляющие собой разделение риска между правительственными органами и подрядчиками, разрабатывающими и использующими сметные нормативы (рис. 2.2).

Руководитель американской фирмы "Hector holguin and Associates" обращал внимание на то, что средняя стоимость разработки рабочих чертежей для типичного конструктивного узла ручным способом составляла около 12,5 дол., с помощью ЭВМ - 2,5 дол.

Необходимо отметить, что данных о таких сравнительных расчётах по отечественным разработкам в литературе не было найдено.

Ассоциация вычислительных работ в строительстве (Construction Industry Computing Association) обобщала и распространяла опыт применения ЭВМ в строительстве. Был представлен отчёт, в котором сформулированы конкретные предложения строительным фирмам по объёмам капитальных вложений на развитие автоматических систем проектирования. Ассоциация на тот момент имела пакет из 700 программ по строительному проектированию. Наибольшие программы использовались для оценки стоимости и осуществления финансового контроля строительства.

Строительство дороги в Америке. Начало XXI в.

Рис. 2.2. Строительство дороги в Америке. Начало XXI в.

Несмотря на то, что данные методические подходы касались в целом строительной отрасли США, это в полной мере можно отнести на проектную стадию в плане ценовых показателей стоимости строительства [21, 23].

Рассматривая вопрос относительно Японии, можно сказать, что в организации научно-исследовательских работ по нормированию затрат труда на проектной стадии, можно выделить особенность, которая заключается в наличии автономных научно-исследовательских лабораторий по разным отраслям строительного производства в рамках специализированных строительных фирм и объединений. Стимулирующим фактором были ассигнования, выделяющиеся на исследования, облагаемые низшим государственным налогом. В общем объёме научных исследований по строительству на долю государственного сектора приходилось 25 %, на долю частных - 75 %, а в США, как мы видим из вышеприведенного материала, - наоборот. В научных исследованиях в области строительства, которые проводятся в Японии, можно выделить такие направления:

- решение вопросов конкретного характера относительно определенного проекта, требующих обязательных исследований для нахождения оптимального ценового решения;

- характер осуществления работ определяется непосредственно руководителем опытной лаборатории;

- осуществление научных разработок, в основе которых лежит повышение конкурентоспособности производственного объединения на основе оптимизации сметной стоимости;

- проведение научно-исследовательских работ по заказу зарубежных фирм с использованием современных технологий определения сметных затрат.

Еще в середине 1990-х гг. в крупных строительных фирмах Японии были научно-исследовательские лаборатории, причем в 10 из них работало больше 1000 человек. Для сравнения, в США только в 5 фирмах функционировали такие лаборатории, в которых работало по 6 исследователей.

Расходы японских фирм на исследование составляли свыше 800 млн дол. (на тот период в 15 раз больше, чем американские конкурирующие фирмы). Здесь мы наглядно видим постоянное усовершенствование подхода к проблемам строительной отрасли, в частности на проектной стадии, где определялись не только трудозатраты, но и стоимость этих проектных работ [23].

Анализируя и рассматривая тему нашего исследования на примере Польши, необходимо отметить, что процессу строительства была характерна достаточно большая организационная распылённость. Проектной деятельностью занималось на тот период времени 1500 организаций (проектные бюро и их филиалы, проектные отделы). Местные предприятия проектных услуг были подчинены 24 ведомствам, где определялись не только технологические параметры и нормативы проектного решения, но и обоснования сметных затрат на проектной стадии.

Нормативная документация в строительстве, технология и практика Турции развивалась некоторый период времени на основе стандартов Федеральной республики Германии. Этот факт свидетельствует об отсутствии собственных нормативных наработок и методик, а также о тенденции развития отрасли на примере других стран.

На примере Бельгии можно сказать о создании организации SECO. Эта организация - независимое учреждение технического контроля Бельгии, в объединение которой входит проверка качества проектов и инспекция строительных работ на месте, в том числе и ценовых параметров стоимости строительства. SECO поддерживает тесные связи с университетами, где исследуются и разрабатываются сметные нормативы, но не имеет ни одной лаборатории, которые могли систематизировать трудозатраты на проектной стадии.

В строительстве Великобритании ставится вопрос о допустимой степени неопределенности при оценке сметной стоимости проекта. Подрядчик должен знать не только желательную стоимость проекта, но и верхний её предел, чтобы своевременно оценить возможное дополнительное финансирование, начиная с проектной стадии.

При сопоставлении оценок необходимо вместе с точностью оценки ещё определить степень неопределённости, обусловленную действием многих случайных факторов. Естественно, возникла необходимость в разработке таких способов неопределённости в расчётах сметной стоимости, которые бы обеспечивали, кроме точности, еще и достаточную простоту. Стандартное вычисление общей ошибки в случае, когда ошибки независимы одна от другой, заключается в определении величины, которая определяется по формуле:

где Е - общая ошибка;

еп - индивидуальные ошибки.

Это и было положено в основу предложенной автором методики оценки неопределённости в расчетах сметной стоимости проектирования, которое состоит из таких этапов:

1) определение главной статьи сметной стоимости, которая содержит неопределённость;

2) выявление степени неопределённости в отдельных статьях;

3) превращение возможной ошибки за счёт неопределённости в денежный эквивалент;

4) возведение в квадрат денежного эквивалента по каждой статье, которая подытоживает квадрат и определение значений квадратного корня из общей суммы [23].

Но в литературе по изложенному материалу результатов апробации в Украине найдено не было.

Предложения проектных фирм Франции в большинстве случаев основываются на изучении расчётной стоимости с добавлением к ней разных сумм, которые часто определяются с применением коэффициентов для покрытия основных расходов, компенсации риска и получения расчётной прибыли. Таким образом, в цене предложения строительных фирм можно выявить такие составляющие:

- часть цены имеет коньюктурный характер и отображает установление цены директором фирмы на том или другом уровне;

- часть цены, которая отображает реальную рыночную ситуацию (сюда включаются расходы на материалы, заработную плату, субподрядные работы), а также расходы на проектной стадии.

В результате рассмотренных научных поисков признана справедливой гипотеза так называемого "предельного условия", которая включает эконометрический анализ статистических показателей цены и стоимости в строительстве.

В Болгарии еще в 1980-е гг. перешли на новую единую систему, построенную на соответствии критериев и показателей оценки стоимости и эффективности при проектировании жилых и общественных зданий, которое объединяет в единое целое четыре основные композиции: функциональную, конструктивную, эстетическую и экономическую. На основании этой построенной системы предлагались предпроектные варианты планирования капитальных вложений в инвесторские программы.

В России с 2002 г. утверждены и введены в действие переработанные с учётом современных условий "Общие указания из применения справочников базовых цен на проектные работы для строительства", разработанные ФГУП "ЦЕНТРИНВЕСТ проект" по предоставлению Управления ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

В зарубежных странах считают проект качественным, если в нем учтены возможности адаптации к техническим и технологическим новостям без радикальной реконструкции по меньшей мере 6-8 лет после начала эксплуатации. В таком случае увеличение части расходов на проектирование является оправданным и обеспечивает рост эффективности капитальных вложений.

Проведённый анализ иностранного опыта свидетельствует, что в отечественной практике развития сметного нормирования в направлении определения стоимости проектных работ уделяется недостаточно внимания. Необходимо отметить, что обзор зарубежного опыта в отрасли проектных решений очень редко встречается в отечественных публикациях и остается делом специалистов узкого профиля.

2.2. Экономические законы, имеющие место в процессе разработки проектно-сметной документации
Глава 3. Теоретические основы исследования составляющих трудоемкости проектных работ
3.1. Механизм формирования сметного норматива
3.2. Экономические основы формирования стоимости проектных работ
3.2.1. Системный анализ в основе схемы определения цены проектной продукции
Глава 4. Определение затрат труда, не подлежащих прямому количественному учёту
4.1. Корреляционное моделирование трудоёмкости проектных работ
4.2. Методика определения затрат труда, которые не подлежат прямому количественному учёту
Заключение
Список использованной и рекомендованной литературы
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru