1.7.1. Государственный рынок
Государственный рынок — это рынок, состоящий из государственных, муниципальных организаций и учреждений, а также органов местного самоуправления.
Рис. 1.33. Базовые стратегии торговых предприятий
(Источник: авторская работа)
Государственный рынок охватывает потребителей как центральных, так и местных органов власти. Для выполнения своих функций государственные организации и учреждения нуждаются в достаточно широком спектре товаров, как гражданского, так и военного назначения.
В большинстве стран данный рынок является высоко привлекательным для предприятий. Причин здесь несколько. Во-первых, государственные заказы, особенно в оборонной сфере, позволяют финансировать перспективные разработки, которые не имеют непосредственной отдачи в краткосрочном периоде. В этом смысле, государственный рынок формирует базу для технологического скачка национальных производителей, способствует укреплению их конкурентных позиций (рис. 1.34). Во-вторых, получив государственный заказ, компания может обрести стабильность в условиях рынка (особенно в условиях нестабильной конъюнктуры), возможность обеспечить оптимальное распределение имеющихся у нее ресурсов. Поэтому, даже порой при относительно низкой рентабельности единицы продукции, проданной на государственном рынке, это все равно выгодно компании, особенно учитывая, как правило, значительные объемы поставок. И в-третьих, государственные заказы стабильны, предсказуемы (потребности государства меняются редко) и требования к характеристикам продукции умеренны и заранее известны. Все это позволяет создать предприятию некий стабильный остов для завоевания позиций на рынке коммерческих организаций.
Рис. 1.34. Инновационный процесс на промышленном предприятии
Для сведения
Инновационная активность
Годы | Удельный вес предприятий, которые | Общая сумма расходов | В том числе по направлениям | |||||
занимались инновациями | внедряли инновации | исследования и разработки | приобретение новых технологий | подготовка производства для внедрения инноваций | приобретения машин и оборудования связаны с внедрением инноваций | другие расходы | ||
% | млн. грн. | |||||||
2000 | 18,0 | 14,8 | 1760,1 | 266,2 | 72,8 | 163,9 | 1074,5 | 182,7 |
2001 | 16,5 | 14,3 | 1979,4 | 171,4 | 125,0 | 183,8 | 1249,4 | 249,8 |
2002 | 18,0 | 14,6 | 3018,3 | 270,1 | 149,7 | 325,2 | 1865,6 | 407,7 |
2003 | 15.1 | 11,5 | 3059,8 | 312,9 | 95,9 | 527,3 | 1873,7 | 250,0 |
2004 | 13,7 | 10,0 | 4534,6 | 445,3 | 143,5 | 808,5 | 2717,5 | 419,8 |
2005 | 11,9 | 8.2 | 5751.6 | 612,3 | 243,4 | 991,7 | 3149,6 | 754,6 |
2006 | 11,2 | 10,0 | 6160,0 | 992,9 | 159,5 | 954,7 | 3489,2 | 563,7 |
Объем выполненных научных и научно-технических работ
Годы | Всего, в фактических ценах | В том числе | Удельный вес объема выполненных научно-технических работе ВВП | |||||||
фундаментальные исследования | прикладные исследования | разработки | научно-технические услуги | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
млн. грн. | % | |||||||||
1996 | 1111,7 | 140,6 | 321,6 | 606,9 | 42,6 | 1.38 | ||||
1997 | 1263,4 | 188,5 | 309,2 | 693,7 | 72,0 | 1.36 | ||||
1998 | 1269,0 | 205,5 | 297.5 | 682,8 | 83,2 | 1,22 | ||||
1999 | 1578,2 | 220,5 | 330,4 | 918.6 | 108,7 | 1,20 | ||||
2000 | 1978,4 | 266,6 | 436,7 | 1106,3 | 168.8 | 1,14 | ||||
2001 | 2275,0 | 353,3 | 304.9 | 1317,2 | 299,6 | 1,13 | ||||
2002 | 2496,8 | 424,9 | 343,6 | 1386,6 | 341.7 | 1,11 | ||||
2003 | 3319.8 | 491.2 | 429.8 | 1900,2 | 498,6 | 1,24 | ||||
2004 | 4112,4 | 629,7 | 573,7 | 2214.0 | 695.0 | 1,19 | ||||
2005 | 4818,6 | 902,1 | 708,9 | 2406,9 | 800,7 | 1,13 | ||||
2006 | 5354,6 | 1141,0 | 841,5 | 2741,6 | 630,5 | 1,00 | ||||
Выполнение плановых показателей общего фонда государственного бюджета по возмещению иностранных кредитов, привлеченных государством и под государственные гарантии за 2001- 2007 годы по состоянию на 01.03.2007
К потребителям па государственном рынке относятся не только различные министерства и ведомства, но часть госпредприятий. Их можно подразделить на две группы: казенные предприятия и предприятия, где государство имеет права собственности (например, в АО). Последние не относятся к госрынку и выступают как коммерческие предприятия с государственной долей*61.
*61: {Сегодня правительством Украины разработан типовой договор с руководителем гос предприятия. Для управления госсобственностью в Украине создано Государственное агентство по управлению корпоративными правами.}
Государственный рынок имеет следующие характерные особенности:
1. Большая емкость рынка. Несмотря на попытки сокращения госаппарата, в большинстве стран он все равно растет. При этом данные структуры постоянно испытывают потребность от карандашей и бумаги до оргтехники, автомобилей и т. п. товаров. Так, по некоторым оценкам, ежегодная емкость рынка государственных организаций и учреждений в Украине составляет около 30 млрд. грн.*62. Закупки осуществляют порядка 60 тыс. организаций по 50 тыс. наименований.
*62: {Эта сумма состоит из бюджетных я внебюджетных срелств организаций и учреждений.}
Для сведения
Перечень объектов, которые предлагаются к финансированию в 2004 году за счет государственных капитальных вложений из общего фонда государственного бюджета
Наименование объектов и их местонахождение | Объем государственных капитальных вложений, тыс. грн. |
1 | 2 |
Всего: | 2421682,8 |
в том числе: | |
Минагрололитики | 7500 |
МВД | 111620 |
Главное управление внутренних войск Министерства внутренних дел Украины | 10830 |
Минтопливэнерго | 670895,8 |
МИД | 28260 |
Минобороны | 479000 |
МИД | 13700 |
МНС | 44099 |
МОЗ | 2915 |
Академия медицинских наук | 22000 |
Минтруда | 5000 |
Минпромполитики | 68000 |
Минтранс | 9300 |
Минфин | 2500 |
Минфин (общегосударственные расходы) | 531592,5 |
Субвенция из подержанного бюджета местным бюджетам на выполнение инвестиционных проектов | |
Держбуд | 8800 |
Держводгосп | 30465,1 |
Держкомспорт | 30000 |
Продолжение табл.
Государственный комитет Украины в делах национальностей и миграций | 40000 |
Государственный комитет Украины из государственного материального резерва | 9200 |
Госкомграницы | 34026 |
Гостаможслужба | 35000 |
НКАУ | 4000 |
Конституционный Суд Украины | 1000 |
Верховный Суд Украины | 10000 |
Государственная судебная администрация Украины | 22339,4 |
Генеральная прокуратура Украины | 5934 |
Государственное управление делами | 88900 |
Аппарат Верховной Рады | 40000 |
Государственный департамент по вопросам выполнения наказаний | 8194 |
Управление государственной охраны | 1258 |
СБУ | 18954 |
Счетная палата Украины | 3400 |
1. Лица, распоряжающиеся финансовыми ресурсами и осуществляющие закупки, не являются владельцами предоставленных ими средств, что накладывает особенности на мотивацию, модели выбора (рис. 1.35).
2. Процесс закупок сильно обременен формальностями*63, более длительный. Возможные расходы госорганизаций распределены по соответствующим возможным статьям. Все крупные закупки бюджетные организации должны осуществлять на основе результатов проведенных тендеров. Расчеты бюджетных организаций проходят Казначейство, что дополнительно затягивает время прохождения платежей.
*63: {См. Закон Украины "Про закупівлю товарів, робіт і послуг за державні кошти" (http://рогіаl.rada.gov.ua).}
Рис. 1.35. Структура выявленных нарушений в использовании бюджетных средств
3. Закупки на государственном рынке сильно подвержены влияниям политических факторов, а также личностных предпочтений и интересов руководителей государственных структур.
4. Государство часто проводит протекционистскую политику по отношению к отечественным производителям. Так, например, в Украине государственным структурам запрещено покупать зарубежную продукцию, если есть отечественные аналоги. Одно четкое определения "аналог", к сожалению, не дано.
5. При покупке товаров за рубежом для собственных нужд (не для последующей продажи) государственные структуры в Украине освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.
6. Многие бюджетные организации кроме бюджетных средств имеют еще и внебюджетные средства. Хотя их использование жестко регламентируется, тем не менее, они предоставляют большие возможности в приобретении товаров, значительно увеличивают емкость данного рынка.
В Украине сегодня, к сожалению, еще не сформированы печатные каталоги с перечнем закупаемых государством товаров. В США же, например, правительственные агентства издают справочники с перечнем необходимых им товаров. Например, "Коммерс бизнес дейли" (военные поставки), "Справочник по закупкам правительства США, техническим условиям и порядку поставок". Однако, в Украине существует по данной тематике Интернет-портал "Государственные закупки Украины": www. zakupivli. com.
Государственные закупки в мировой практике осуществляются следующими основными путями:
• методами контрактов по результатам переговоров;
• методом открытых торгов;
• методом тендеров*64.
*64: {См., например, интернет-портал: www.ua-tenders.com.}
Последний метод достаточно широко распространен. Это обусловлено тем, что при соблюдении процедуры проведения тендера в условиях, когда у участников нет возможности отслеживать поведение других продавцов, каждый из них предлагает максимально выгодные условия. Это позволяет государству сэкономить значительные средства налогоплательщиков.
Государственные структуры могут осуществлять закупки централизовано (для всех структурных подразделений), децентрализовано (если подразделения имеют статус юридического лица) или же по смешанному принципу.
Для сведения
ГОДОВОЙ ПЛАН
Деятельности тендерного комитета относительно организации и проведения процедур государственных закупок ____________________________________________________
(наименование закупщика – распорядителя государственных средств)
Вставка
ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ УКРАИНЫ*65
*65: {по состоянию на 01.01.2007 г.}
Центральные органы власти:
• Президент Украины
• Верховная Рада Украины
• Кабинет Министров Украины
• Совет национальной безопасности и обороны Украины Министерства:
• Министерство аграрной политики Украины
• Министерство внутренних дел Украины
• Министерство экологии и естественных ресурсов Украины
• Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины
• Министерство иностранных дел Украины
• Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от следствий Чернобыльской катастрофы
• Министерство культуры и искусств Украины
• Министерство обороны Украины
• Министерство образования и науки Украины
• Министерство здравоохранения Украины
• Министерство топлива и энергетики Украины
• Министерство работы и социальной политики Украины
• Министерство транспорта Украины
• Министерство финансов Украины
• Министерство юстиции Украины
• Министерство транспорта Украины
Государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, статус которых приравнивается к Государственному комитету Украины:
• Государственный комитет архивов Украины
• Государственный комитет Украины из строительства и архитектуры
• Государственный комитет Украины по водному хозяйству
• Государственный комитет связи и информатизации Украины
• Государственный комитет Украины по энергосбережению
• Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины
• Государственный комитет лесного хозяйства Украины
• Государственный комитет Украины по вопросам физической культуры и спорта
• Государственный комитет по делам охраны государственной границы Украины
• Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации Украины
• Государственный комитет статистики Украины
• Государственный комитет Украины по вопросам развития предпринимательства
• Национальное космическое агентство Украины
• Главное контрольно-ревизионное управление Украины
• Государственная туристическая администрация Украины Департаменты:
• Государственный департамент продовольствия Украины
• Департамент интеллектуальной собственности
• Государственный департамент из надзора за охраной работы
• Государственный департамент авиационного транспорта
• Департамент ресурсного обеспечения
• Департамент медицинского обеспечения и реабилитации МВД Украины Центральные органы власти со специальным статусом:
• Антимонопольный комитет Украины
• Государственная налоговая администрация Украины
• Государственная таможенная служба
• Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства
• Государственный комитет ядерного регулирования Украины
• Фонд государственного имущества
• Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики
• Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины
• Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины
• Служба безопасности Украины
• Главное управление государственной службы Украины
1.7.2. Рынок общественных организаций
Еще одной составляющей промышленного рынка являются потребители из числа общественных организаций. Это различные политические партии, творческие союзы, профессиональные и другие ассоциации, религиозные организации и другие добровольные объединения граждан. Структура и количество таких организаций приводятся в табл. 1.19.
Таблица 1.19
Количество легализованных объединений граждан*66 1 января 2007 г.
*66: {Данные Государственного комитета Украины но статистике.}
Вид объединения | Количество объединений | Количество, имеющих статус | |
международных | всеукраинских | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Политические партии | 125 | 125 | |
Общественные организации | |||
Общественные движения | 9 | 4 | 5 |
Объединения национальных и дружеских связей | 114 | 36 | 78 |
Молодежные объединение | 96 | 7 | 89 |
Из них: | |||
Студенческие объединения | 14 | 14 | |
Детские организации | 10 | 1 | 9 |
Женские организации | 45 | 4 | 41 |
Объединения ветеранов и инвалидов | 44 | 6 | 38 |
Из них: | |||
Объединения ветеранов и инвалидов войны | 10 | 10 | |
Объединения профессиональной направленности | 326 | 46 | 280 |
Продолжение табл. 1.19
1 | 2 | 3 | 4 |
Объединения (общества) охраны природы | 64 | 25 | 39 |
Объединения (общества) охраны памятников истории и культуры | 2 | 0 | 2 |
Оздоровительные и физкультурно-спортивные | 219 | 18 | 201 |
Объединения защиты населения от последствий аварии на ЧАЭС | 30 | 23 | 7 |
Научно-технические общества, творческие объединения | 141 | 35 | 106 |
Образовательные, культурно-воспитательные объединения | 149 | 35 | 114 |
Другие общественные организации | 488 | 123 | 365 |
Кроме того, союзы объединений граждан | 70 | 5 | 65 |
Всего | 1956 | 368 | 1588 |
Спрос на данном рынке иррегулярен и сильно обусловлен политическими факторами, такими, как, например, выборы и перевыборы, обострение политической ситуации. Особенно сильно данный рынок влияет на состояние медиа- и полиграфического рынка. Каждая очередная политическая камлания сопровождается мощными финансовыми вливаниями в рекламные агентства и, как следствие, в СМИ и полиграфические предприятия.
В обычное время данный рынок нуждается во вспомогательных товарах (офисное оборудование, средства связи т. п.), а также в товарах для обеспечения функционирования партийных средств коммуникации с электоратом (газеты, электронные СМИ и т. п.).
1.7.2. Рынок общественных организаций
Раздел 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРОМЫШЛЕННОМ РЫНКЕ
2.1. Некоторые основные положения теории конкуренции
Структурная трактовка
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРАКТОВКА
СРАВНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПУТЕЙ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ
2.2. Маркетинговая среда предприятия на промышленном рынке
2.3. Этапы и особенности стратегического планирования на промышленном рынке