Рассмотрев содержание международных экономических отношений и их место в хозяйственной жизни стран, нужно коротко остановиться на роли в них межгосударственных организаций. В современном быстро интегрирующемся мире действует множество таких структур, число, состав и функции которых постоянно расширяются и модифицируются. Здесь будут охарактеризованы лишь важнейшие из них. Более подробно об этих организациях можно узнать из учебного пособия И.Н. Герчиковой, из которого почерпнут ниже следующий фактический материал о данных структурах*50.
*50: {Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. — М.: АО "Консалгбанкир", 2000.}
Известную роль в налаживании мирохозяйственных отношений играют международные организации общей компетенции, главные из которых представлены в табл. 31.4. Среди них ведущее место принадлежит ООН. Она учреждена на конференции в Сан-Франциско 26.06.1945 г. К числу главных органов ООН относятся: Генеральная Ассамблея (ГА), Совет Безопасности (СБ), Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке (СО), Международный суд и Секретариат. Система ООН включает ряд программ, советов и комиссий, осуществляющих конкретные возложенные на них функции. ЭКОСОС состоит из 54 членов ООН, избираемых ГА. В составе Секретариата ООН один из департаментов [от франц. departement — отдел] специализируется на проблемах социально-экономического развития. Следует отметить, что только ГА ООН приняла около 10 тысяч резолюций, в том числе и по экономической проблематике. Но останавливаться на этом, как и на деятельности других международных организаций общей компетенции, мы не будем.
Таблица 31.4. Международные организации общей компетенции
Название организации | Число членов | Год создания |
Организация Объединенных Наций (ООН) | 185 | 1945 |
Совет Европы | 40 | 1949 |
Содружество наций | 53 | 1931 |
Северное сотрудничество | 5 | 1971 |
Лига арабских государств (ЛАГ) | 22 | 1945 |
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) | 55 | 1975 |
Организация исламская конференция (ОИК) | 50 | 1969 |
Известную роль в налаживании международного сотрудничества играют региональные комиссии ООН. Они представлены в табл. 31.5.
Таблица 31.5. Региональные экономические комиссии ООН
Название комиссии | Число членов | Год создания |
Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) | 55 | 1947 |
Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) | 55 | 1948 |
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) | 51 | 1947 |
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) | 13 | 1973 |
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) | 53 | 1958 |
Кроме того, к системе ООН относится целый ряд международных экономических организаций (табл. 31.6). Как и ООН в целом, эти структуры испытывали в последние десятилетия серьезные финансовые трудности в осуществлении своей деятельности, характеризовать которую здесь тоже нет возможности.
Таблица 31.6. Международные экономические организации системы ООН
Название организации | Число членов | Год создания |
Программа развития ООН (ПРООН) | 48 | 1965 |
Организация Объединенных Нацийпо промышленному развитию (ЮНИДО) | 168 | 1966 |
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) | 124 | 1957 |
Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) | 175 | 1945 |
Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) | 160 | 1977 |
Международная морская организация (ММО) | 155 | 1958 |
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) | 185 | 1947 |
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) | 185 | 1964 |
Всемирная организация по туризму (ВОТ) | 130 | 1975 |
Нельзя не заметить, что сохранению научно-технического и экономического превосходства Запада служит международное регулирование защиты интеллектуальной собственности. В отношении произведений, охраняемых авторскими правами, оно базируется на Бернской конвенции [от лат. conventio – соглашение] 1886 г. по охране литературных и художественных произведений и на Женевской всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. Что касается прав на промышленную собственность (изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и т. п.), то ее защита основана на Парижской конвенции 1883 г. по охране промышленной собственности и на Мадридской конвенции 1891 г. о международной регистрации фабричных и товарных знаков. Координация международной деятельности в данной области осуществляется Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), которая является специализированным учреждением ООН.
Особую роль в отстаивании интересов наиболее развитых стран играют структуры, входящие в систему Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Их состав представлен в табл. 31.7.
Таблица 31.7. Организации системы ОЭСР
Название организации | Число членов | Год создания |
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) | 29 | 1961 |
"Группа семи" | 7 | 1975 |
Международное энергетическое агентство (МЭА) | 27 | 1974 |
Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) | 27 | 1958 |
Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО) | 29 | 1968 |
Центр развития (ЦР) ОЭСР | 29 | 1962 |
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана в 1961 г. после ратификации конвенции об ее учреждении всеми странами-участниками. Она является приемннцей Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), основанной в 1948 г. Членами ОЭСР являются 29 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. Россия подала заявку на вступление в ОЭСР и в 1994 г. подписала с ней декларацию о сотрудничестве и соглашение о привилегиях и иммунитетах.
Главной задачей ОЭСР выступает координация экономической политики стран-членов в целях смягчения противоречий мирохозяйственных отношений, особенно, в регулировании международной торговли, в стабилизации международной кредитно-финансовой системы и в проблемах взаимосвязей с развивающимися государствами. Но принимаемые по данным вопросам решения носят рекомендательный характер и обычно не влекут за собой совместных действий. ОЭСР выпустила кодекс поведения ТНК, который определяет те нормы их операций, которые не противоречат целям политики стран-участниц, а также ряд рекомендаций по публикациям ТНК их отчетности и оперативной информации.
"Группа семи" ("семерка") была создана в 1975 г. с целью обсуждения на уровне глав правительств ведущих стран Запада финансовых и валютных проблем. В нее входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония. Встречи "семерки" проходят ежегодно на уровне глав, государств или правительств.
Совещания Министров финансов и Председателей центральных банков и их помощников проводятся в качестве постоянной группы. С 1997 г. в "семерку" вошла Россия и ее стали называть "Группой восьми" ("восьмеркой"). Она обсуждает с целью координации ключевые вопросы развития мирового хозяйства и поддержания его стабильности преимущественно в интересах "золотого миллиарда", что вызывало (особенно, со второй половины 90-х годов) все более нарастающие протесты со стороны антиглобалистов. Первые годы участие России в работе "восьмерки" было чисто номинальным и даже унизительным по формату.
Как известно, регулирование международной торговли долгие годы, особенно в условиях холодной войны, осуществлялось дискриминационным [от лат. discriminatio — различение] путем контроля за экспортом так называемых стратегических товаров в социалистические и некоторые развивающиеся страны. Так, в 1949 г. по инициативе США в рамках НАТО был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ) в качестве органа по ограничению экспорта государств Запада, в который вошли не только члены НАТО (кроме Исландии), но также Япония и Австралия. И после развала СССР КОКОМ продолжал практику списков стратегических товаров, экспорт которых запрещался или ограничивался в потенциально опасные для НАТО страны. Лишь в 1994 г. он был ликвидирован. Однако на основе договоренностей 1996 г., в которых участвуют, кроме прежних членов КОКОМ, также Россия и другие постсоциалистические страны, продолжается наблюдение за экспортом обычных вооружений, а также товаров и технологий двойного назначения.
Наряду с межгосударственными структурами действуют и неправительственные организации. Среди тех из них, которые содействуют совершенствованию международной торговли, надо в первую очередь назвать: Международную торговую палату (МТП), Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права. Они проводят большую работу по гармонизации национального законодательства, регулирующего коммерческие и финансовые отношения между предпринимателями посредством разработки правовых актов факультивного [от лат. facultatif — возможный], т. е. необязательного, действия, например, широко применяемые правила толкования торговых терминов (1990 г.), выработанные МТП.
Существенная роль в организации международной торговли принадлежит межгосударственным структурам, представляющим интересы экспортеров различных ресурсов (энергоносителей, металлов и другого сырья), а также сельскохозяйственной продукции (кофе, какао, бананов, арахиса). Но особое место среди них занимает Организация экспортеров нефти (ОПЕК) ввиду значимости данного энергоносителя в экономике, а также в силу того, что в нее входят страны, которые добывают около 60% этого ресурса, осуществляя до 80% его мирового экспорта. В ОПЕК состоят: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЕ, Саудовская Аравия, Эквадор, которые совместно во многом определяют динамику цен на нефтепродукты, квотируя добычу и экспорт.
Все возрастающую роль в регулировании международных отношений выполняют разнообразные региональные межгосударственные организации. Среди них наиболее продвинутой по пути экономической интеграции своих участников является Европейский союз (ЕС), в который в 1992 г. было преобразовано Европейское экономическое сообщество, созданное еще в 1957 г. ЕС ныне обеспечивает не только свободное перемещение между странами-участницами товаров, капиталов и рабочей силы, но также ввело единую валюту (евро) в обращение одиннадцати своих членов и активно осуществляет политическую интеграцию, хотя сталкивается здесь с немалыми трудностями. При этом самой обширной зоной беспошлинной торговли выступает теперь НАФТА, которую сформировали США, Канада и Мексика. Общее представление о разнообразии региональных международных организаций могут дать табл. 31.8 — 31.13.
Таблица 31.8. Многосторонние экономические организации стран Западной
Европы
Название организации | Число членов | Год создания |
1 | 2 | 3 |
Европейский Союз (ЕС) | 15 | 1992 |
1) Европейское сообщество (ЕС) | 15 | 1992 |
2) Европейский валютный союз (ЕВС) | 15 | 1992 |
3) Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) | 14 | 1958 |
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) | 4 | 1960 |
Окончание табл. 31.8.
1 | 2 | 3 |
Европейское экономическое пространство (ЕЭП) | 12 | 1992 |
Совет государств Балтийского моря (СГБМ) | 11 | 1992 |
Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) | 31 | 1952 |
Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА) | 33 | 1955 |
Европейская организация по безопасности воздушной навигации (ЕВРОКОНТРОЛ) | 20 | 1963 |
Европейское космическое агентство (ЕКА) | 14 | 1975 |
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) | 57 | 1990 |
Таблица 31.9. Региональные экономические организации Центральной и
Восточной Европы и Азии
Название организации | Число членов | Год создания |
Содружество независимых государств (СНГ) | 12 | 1991 |
Организация экономического сотрудничества (ОЭС) | 10 | 1985 |
Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) | 11 | 1992 |
Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) | 11 | 1994 |
Международный банк экономического сотрудничества | 9 | 1963 |
Международный инвестиционный банк (МИБ) | 11 | 1970 |
Таблица 31.10. Региональные экономические организации государств Америки
Название организации | Число членов | Год создания |
1 | 2 | 3 |
Организация американских государств (ОАГ) | 35 | 1948 |
Межамериканский банк развития (МАБР) | 28 | 1959 |
Межамериканская инвестиционная корпорация (МАИК) | 34 | 1989 |
Латиноамериканская экономическая система (СЕЛА) | 27 | 1975 |
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) | 11 | 1980 |
Карибское сообщество и Карибский общий рынок | 14 | 1973 |
Карибский банк развития (КБР) | 25 | 1970 |
Окончание табл. 31.10.
1 | 2 | 3 |
Организация восточнокарибских государств (ОВКГ) | 7 | 1981 |
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) | 3 | 1994 |
Южный общий рынок (МЕРКОСУР) | 4 | 1995 |
Андская группа | 5 | 1969 |
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) | 6 | 1961 |
Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ) | 7 | 1961 |
Латиноамериканская организация по энергетике (ЛАОЭ) | 25 | 1973 |
Таблица 31.11. Региональные экономические организации государств Азии и
Тихого океана
Название организации | Число членов | Год создания |
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество | 18 | 1989 |
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) | 9 | 1967 |
"План Коломбо" по совместному экономическому и социальному развитию в Азии и Тихом океане | 24 | 1950 |
Комиссия для стран Южной части Тихого океана (КЮТО) | 27 | 1947 |
Южнотихоокеанский форум (ЮТФ) | 15 | 1971 |
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) | 7 | 1985 |
Азиатская организация по вопросам производительности (АОП) | 18 | 1961 |
Азиатский банк развития (АзБР) | 40 | 1974 |
Таблица 31.12. Региональные экономические организации арабских государств
Название организации | Число членов | Год создания |
Совет арабского экономического единства (САЭЕ) | 12 | 1964 |
Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) | 6 | 1981 |
Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР) | 21 | 1968 |
Арабский валютный фонд (АВФ) | 20 | 1977 |
Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА) | 18 | 1973 |
Таблица 31.13. Региональные экономические организации государств Африки
Название организации | Число членов | Год создания |
Организация африканского единства (ОАЕ) | 53 | 1963 |
Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) | 6 | 1966 |
Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС) | 11 | 1975 |
Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) | 16 | 1976 |
Южноафриканское сообщество развития (САДК) | 11 | 1992 |
1 Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) | 20 | 1994 |
Западноафриканский экономический и валютный союз (УЭМОА) | 7 | 1994 |
Западноафриканский банк развития (БОАД) | 7 | 1994 |
Африканский банк развития (АфБР) | 53 + 24 | 1963 |
Африканский фонд развития (АФР) | 26 | 1974 |
Восточноафриканский банк развития (ВАБР) | 3 | 1976 |
Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА) | 18 | 1973 |
На фоне такого многообразного и все более глубокого сотрудничества различных стран в региональном масштабе дезинтеграция на постсоциалистическом и, в особенности, постсоветском пространстве выглядит как недоразумение. Таможенные и валютные барьеры, которые навозводили реформаторы внутри СНГ (кстати, вопреки его уставу, предусматривавшему сохранение единого экономического поля), нанесли трудно поправимый удар по народным хозяйствам всех членов Содружества, не говоря уже об уровне жизни простых граждан. Правда, Союз России и
Белоруссии, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, как и создание в 2000 г. Евразийского экономического сообщества, внушают некоторый, хотя и осторожный, оптимизм в тех, кто не страдает недугом национал-сепаратизма и манией междоусобиц, а думает о предпосылках самостоятельного (без низкопоклонства Западу) хозяйственного и культурного подъема. При этом опыт других, в том числе западноевропейцев, безусловно, нужно учитывать, дабы меньше ошибаться.
Глава 32. ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 1. ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ
1.1. Валюты и валютные операции
1.2. Валютный курс и его факторы
§ 2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
2.3. Валютный контроль
2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют