Миграция рабочей силы (человеческого капитала) — явление, требующее изучения в контексте тенденции развития мировой экономики и означающее переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное экономическими и иными причинами. Международная миграция населения в прошлом проявлялась главным образом в таких формах, как кочевничество, военные и колонизационные переселения. В современных условиях для нее характерны особенности, связанные прежде всего со все возрастающей ролью трудовой миграции. Она осуществляется в основном по экономическим причинам. Однако есть и внеэкономические причины данной миграции: политические, религиозные, объединение и распад государств, природные бедствия, война, экологические проблемы, причины личного характера. Под экономическими причинами понимаются главным образом межотраслевые различия в оплате труда.
Общее число мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в середине 90-х годов за пределами стран, гражданами которых они являются, постоянно находилось около 125 млн чел. В последние годы в мире переезжают из страны в страну около 20 млн чел. в год. Общее количество иностранных рабочих в США составляет 7 млн чел., в Западной Европе — 6,5 млн, в Латинской Америке — 4 млн, в странах Ближнего Востока и Северной Африки — 3 млн чел. На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности; во Франции 25% занятых в строительстве и 33% в автомобилестроении, в Бельгии 50% всех горняков, в Швейцарии 40% строительных рабочих — иммигранты.
Международная миграция рабочей силы происходит в двух формах: иммиграция и эмиграция. Иммиграция — это въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция — это выезд трудоспособного населения из данной страны за ее границы. Разность между числом иммигрантов и числом эмигрантов называется миграционным сальдо. Возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства называется реэмиграцией. Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют утечкой мозгов.
В последние годы при анализе миграции исходят из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития. Поэтому международную миграцию рассматривают в качестве одной из причин, объясняющих различие в темпах роста между странами. В отличие от других товаров рабочая сила выступает фактором производства всех товаров.
Страна, экспортирующая трудовые ресурсы, обычно получает своеобразную плату за их экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечив приток поступлений из-за рубежа. Однако отток высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.
Существуют четыре прямых источника валютных доходов от вывоза трудовых ресурсов: 1) налоги с прибыли фирм-посредников; 2) непосредственные валютные переводы мигрантов на родину; 3) личное инвестирование средств мигрантов в отечественную экономику (приобретение ценных бумаг, недвижимости, земли); 4) капиталы из стран-импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.
Считается, что валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 и более раз выше эффективности товарного экспорта. Многие государства создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных доходов. В последние годы реэмигранты стали привозить все больше товаров производственного назначения с целью организации небольших производств у себя на родине. В большинстве стран максимально поощряется ввоз мигрантами средств производства путем снижения или снятия таможенных пошлин и других барьеров.
Миграция рабочей силы часто позволяет повысить профессиональные качества работников, которые по возвращению на родину готовы стать организаторами бизнеса, могут передать приобретенные профессиональные навыки другим. Очень важно умело распорядиться этим ценнейшим капиталом, создать реэмигрантам благоприятные условия в экономическом, социальном, моральном и даже политическом плане. Выгоду от экспорта рабочей силы получает и госбюджет страны-экспортера: налоги от фирм-посредников по трудоустройству; прямые платежи самих мигрантов, которые они вносят в виде налогов в тех странах, где это предусматривается.
Постоянные потоки выезжающих и возвращающихся (когда этот процесс "устоялся") позволяют "прокачать" рабочую силу (хотя бы ее наиболее подвижную часть) через зарубежные рынки труда. Иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Негативные последствия иммиграции в развитых странах связаны с понижением реальной зарплаты неквалифицированной рабочей силы. Ее миграция ведет к выравниванию оплаты труда в различных странах. В результате миграции трудовых ресурсов совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного их использования за счет межстранового перераспределения.
По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо в середине 90-х годов составляло 1 млн чел., т. е. в принимающие страны в среднем приезжало на 1 млн чел. больше, чем уезжало. По прогнозам, в ближайшие годы миграционное сальдо будет сокращаться.
Направления международной миграции рабочей силы непрерывно изменялись в результате перемен в экономических условиях. Точно установить иерархичность ее основных направлений достаточно сложно в силу отсутствия достоверной статистики международного переселения и широкого распространения нелегальной миграции. В начале 90-х годов в мире насчитывалось не менее 25 млн трудящихся-мигрантов, а с учетом членов их семей, "мигрантов-союзников", рабочих-фронтальеров (ежедневно пересекающих границу) и нелегальных иммигрантов, общая численность международных мигрантов оказывается в 4 —5 раз больше. При этом около 60% их — выходцы из развивающихся стран и примерно 2/3 из них выезжают в промышленно развитые страны (несмотря на достаточно строгие ограничения со стороны многих из этих стран). Но возрастает перелив рабочей силы между самими развивающимися странами, а также идет перемещение трудовых ресурсов из более развитых в менее развитые страны (чего не наблюдалось ранее).
Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются:
— США и Канада (ежегодно в США приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые); приток иммигрантов в США и Канаду в середине 90-х годов оценивался в 900 тыс. чел. в год;
— Западная Европа, приток в которую оценивался тогда же на уровне 180 тыс. чел. в год, чему способствует общий рынок рабочей силы, формирующийся в ЕС и предполагающий свободу перемещения трудовых ресурсов;
— Ближний Восток, куда устремляется дешевая рабочая сила из соседних стран в основном на нефтепромыслы (более 50% рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта и Омана — иммигранты); своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, население которого (более 5 млн чел.) на 2/3 выросло в 90-е годы за счет иммигрантов;
— НИС (прежде всего Малайзия, Южная Корея), куда устремляются главным образом иммигранты из Мексики и развивающихся стран Азии.
Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось; гораздо раньше, чем регулирование международной торговли. Уже в конце XVIII в. в Англии приняли законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать. В XIX в. многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц, часть которых действует и ныне. Теперь регулируются не только количество иммигрантов, их профессиональная, половозрастная структура, но и продолжительность пребывания в стране. В странах — импортерах рабочей силы сложилась система госрегулирования миграции, включающая: 1) законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов; 2) национальные службы иммиграции; 3) межгосударственные соглашения в области миграции. Большинство принимающих стран использует селективный подход, осуществляя отсев нежелательных иммигрантов на основе требований, предъявляемых к квалификации, уровню образования, возрасту, состоянию здоровья, а также географического и количественного квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Кроме того, стимулируется реиммиграция. На межгосударственном уровне странами — участницами ОЭСР создана служба СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. В последние, годы среди нелегальных иммигрантов растет число граждан из стран Восточной Европы, в том числе из бывшего СССР, ослабляя потенциал СНГ.
Международный рынок рабочей силы — не просто сумма национальных рынков, а качественно новое наднациональное образование, основанное на постоянном росте спроса и предложения иностранных трудовых ресурсов, которые могут соединяться с капиталом двояким образом: путем перемещения самой рабочей силы в места повышенного спроса; посредством перемещения капитала в районы избыточного предложения трудовых ресурсов (соответствующих требованиям капитала — дешевизна, образовательный и квалификационный уровень и др.). Следовательно, международное движение капитала и рабочей силы тесно взаимопереплетены, отражаясь в платежных балансах стран.
§ 4. УГЛУБЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
4.1. Транснациональные корпорации (ТНК)
4.2. Некоторые международные экономические организации
4.3. Углубление европейской интеграции
Глава 32. ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 1. ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ
1.1. Валюты и валютные операции
1.2. Валютный курс и его факторы
§ 2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ