Венгрия.
Реестр защиты данных является "сводом реестров", который не содержит персональных данных, а только информацию о видах данных об отдельных лицах.
Все администраторы данных в начале своей деятельности должны уведомить омбудсмена о:
* цели обработки данных;
* виде данных и законной основе их накопления;
* актуальности данных;
* источниках получения данных;
* виде данных, передаваемых через третьих лиц, о получателях данных я законности передачи данных;
* сроках хранения данных;
* имя и адрес администратора данных, а также место их хранения. Служба государственной безопасности обязана информировать омбудсмена о целях и законном основании производимой ими обработки данных.
Виды баз данных, не подлежащих обязательной регистрации:
* базы данных работников, студентов, членов организаций;
* базы данных, содержащие информацию о состоянии здоровья лиц, находящихся на лечении в медицинских учреждениях, собираемые с целью лечения или социального страхования;
* данные, важные для судопроизводства;
* данные, обрабатываемые предприятиями или органами на основании закона о прессе, для их собственной информационной деятельности, или собираемые физическим лицом для личного пользования.
14.7. Право особи на доступ до даних про себе
Беларусь
Согласно п. 2 ст. 34 Конституции Республики Беларусь, государственные органы, общественные организации и должностные лица, обязаны обеспечить гражданам возможность ознакомления с документами, касающихся их прав и законных интересов. Право гарантируется также в ст. 21 Закона "Об информации", которая предусматривает, что физические и юридические лица, имеющие документированную информацию, касающуюся других физических или юридических лиц, должны обеспечить последним возможность ознакомления с информацией, касающейся их непосредственно или их законных интересов. В этом случае физические и юридические лица имеют следующие права:
o право доступа к документированной информации, касающейся их самих;
o право получения всех деталей, гарантирующих полноту и достоверность информации;
o право получения данных о лице, собравшем и использовавшем информацию, а также ознакомления с целями этих действий.
Отказ в предоставлении доступа к информации для физических и юридических лиц может быть обжалован в суде. Также может быть запрошена информация, содержащая факты, касающиеся лица, которые были основанием для возбуждения расследования против этого лица. Требуемая в этом случае информация не может быть конфиденциальной или составлять государственную тайну (ст. 7 Закона "О специальных следственных действиях" от 1992г.).
Венгрия
Ст. 1.1 Закона "О защите данных" "гарантирует каждому право контролировать свои персональные данные кроме случаев, предусмотренных законом".
Персональные данные разделены в ст. 2.1 на "какие-либо данные" касающиеся определенного физического лица (субъекта)" и какие-либо выводы, сделанные на основании таких данных по отношению к этому лицу.
Данные являются персональными до тех пор, пока на их основании можно идентифицировать субъект.
Специальные категории данных определены в ст. 2.2, как "какие-либо личные данные, касающиеся:
o расы, гражданства, национальности или этнического происхождения, политических взглядов или партийной принадлежности, религиозных убеждений и другого;
o здоровья, патологической зависимости, сексуальной жизни и судимости. Закон "О защите данных" предусматривает строгие правила обработки
персональных данных и специальных категорий данных с целью обеспечения защиты таких данных.
Согласно ст. 3.1 Закона, персональные данные могут обрабатываться исключительно с согласия субъекта данных или в случаях, когда такая обязанность вытекает из закона, или подзаконных актов органов самоуправления, при условии, что последние имеют право принимать такие подзаконные акты.
Согласно ст. 3.2, специальные категории данных не могут обрабатываться за исключением:
o данных, на обработку которых дал согласие в письменной форме субъект данных;
o данных, определенных в ст. 2.2.а, их обработка осуществляется на основании международных соглашений при реализации основных прав, гарантированных Конституцией, или, как предусмотрено законом, в интересах государственной безопасности;
o данных, обязательность обработки которых предусмотрена законом. Раскрытие строго определенных категорий данных в интересах общества
может быть предусмотрено Законом (ст. 3.3).
Во всех других случаях рассекречивание персональных данных требует согласия лица, которого эти данные касаются, а в случае специальных категорий данных это согласие должно быть дано в письменной форме. В случае сомнений человек может не согласиться с рассекречиванием своих персональных данных.
Украина
Ст. 23 содержит также запрет на сбор сведений о лице без его (ее) предварительного согласия за исключением случаев, предусмотренных законом. Каждый имеет право на ознакомление с информацией, собранной о нем (о ней). Информация о лице охраняется законом.
Доступ граждан к информации о них гарантируется ст. 31 Закона. Граждане имеют право знать в период сбора информации о них, какие сведения собираются и с какой целью, кем и с какой целью эти сведения будут использованы, а также получить доступ к собранной информации, проверить ее правильность, полноту и т.д. Государственные органы и организации, органы местного и регионального самоуправления, информационные системы которых содержат информацию о гражданах, и обязаны предоставить ее беспрепятственно и бесплатно по требованию лиц, которых она касается, кроме случаев, предусмотренных законом, а также принять меры по предупреждению несанкционированного доступа к ней, такой доступ сторонним лицам запрещается. В случае нарушения этих требований Закон гарантирует защиту граждан от причиненного им использованием этой информации вреда.
6 ноября 1997 г. Конституционный Суд Украины дал толкование ст. 23 Закона в связи с заявлением жителя Днепропетровска Константина Усти-менко. Заявитель в 1988*1990 гг. находился на психиатрическом учете, что ограничивало его права при трудоустройстве. При неоднократном обращении в суд и прокуратуру ему было отказано в предоставлении полной информации о причине постановки его на учет и истории болезни. Согласно толкованию КС, "запрещается не только сбор, но и хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его предварительного согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния, прав и свобод человека" и что "каждое лицо имеет право знать, какие сведения и с какой целью о нем собираются, как, с кем и с какой целью используются... а также право ознакомиться с собранной о нем информацией в органах государственной власти, местного самоуправления, учреждениях и организациях, если эти сведения не являются государственной или иной защищенной законом тайной".
14.8. Засекречування інформації. Державна таємниця
14.9. Файли колишніх служб безпеки
14.10. Відповідальність за оприлюднення інформації, що пов'язана з національною безпекою
14.11. Прикінцеві нотатки
ПЕРЕДМОВА
Лекція 1. Вступна
Цілі та завдання лекції
Співвідношення навчальної дисципліни "Проблеми теорії держави і права" (або "Проблеми теорії права") з наукою "Теорія держави і права" ("Теорія права")
Специфіка змісту навчальної дисципліни "Проблеми теорії держави і права" (або "Проблеми теорії права")